Театр умер

 

Да здравствует театр!

О реформах – с надеждой и тревогой

 

Слухи о предстоящем роспуске творческого и технического состава Азербайджанского национального академического драматического театра в обществе муссировались давно и настойчиво, и каждая новая версия возможного исхода этой акции в считанные минуты обрастала все новыми и нередко малоутешительными подробностями. И вот, наконец, гром грянул. Этот культурный проект был реализован в рамках Государственной программы по развитию театра в Азербайджана на период 2009-2019 годов.

Ситуация, конечно, сложилась весьма неоднозначная. Сегодня труппа этого театра с тревогой ждет вердикта, который должна вынести ей специально созданная экспертная комиссия, в то время как актеры других отечественных театров надеются получить возможность выступать на сцене главного театра страны. Странно, что такие еще остались. Странно, прежде всего, потому, что любой театр – это структура которая должна существовать именно здесь и сейчас, без каких бы то ни было ссылок на славный путь своего исторического развития или, скажем, на далеко идущие творческие планы, реализация которых требует в первую очередь нового мышления. К сожалению, в последние десятилетия именно его – нового мышления – более всего недоставало Азербайджанскому национальному академическому драматическому театру, и потому неудивительно, что полностью расставшись с чувством культурной изоляции и попросту «прозрев», наконец, зритель стал обходить этот театр стороной.

Сегодня можно надеяться на то, что все это осталось в прошлом, и стартовавшие реформы в корне изменят статус этого старейшего очага культуры. Во всяком случае, лед тронулся, и если начавшийся процесс в конечном итоге не окажется банальной перетасовкой колоды, то можно верить в то, что национальный сумеет «отыграться», и дальнейшее развитие общего театрального процесса в стране (ибо со временем волна театральных реформ коснется всех отечественных театров) войдет, так сказать, в новое русло.

За комментариями по поводу ситуации, сложившейся в столичных театрах, мы обратились к известным театральным деятелям страны.

 

Алигисмет Лалаев, директор Азербайджанского государственного театра музыкальной комедии, заслуженный деятель искусств:

– Конечно, и наш театр не остался в стороне от реформ, и на днях я представил в Министерство культуры и туризма свои предложения относительно дальнейшей судьбы труппы Театра музыкально комедии, – говорит он.

– То есть в вашем театре также состоится роспуск творческого и технического состава?

– Не совсем так. С определенными актерами нам, конечно, предстоит расстаться, и коснется это каждого (независимо от того заслуженный он, или народный), кто в театре просто получает заработную плату и при этом не занят ни в одном спектакле. Но вместе с тем лично я попросил министерство выделить театру несколько штатных единиц для технического персонала, без которых будет невозможно работать после капитального ремонта здания Театра музкомедии.

– В настоящее время полностью распущен творческий и технический состав Азербайджанского национального академического драматического театра, и в то же время министр культуры и туризма Абульфас Гараев в одном из своих выступлений заявил, что все оставшиеся не у дел актеры будут трудоустроены. Каким же образом, если с подобной «чист-

кой» столкнутся коллективы и других столичных театров?

– Дело касается не только столичных театров. С некоторых пор выпускники Азербайджанского государственного университета культуры и искусства не распределяются по районным театрам страны, в связи с чем последние практически не функционируют. Думаю, что многим актерам, и в основном молодым, будет предложена работа в региональных театрах, и это станет подходящим решением вопроса. В целом я считаю, что стартовавшая в стране театральная реформа в конечном итоге даст свои положительные результаты.

 

Джаннет Селимова, главный режиссер ТЮЗа, народная артистка Азербайджана, профессор:

– Безусловно, это слишком жестоко – заявить кому-то из работников театра, будь то технический или творческий персонал, что отныне он не нужен, тем более, когда речь идет о людях, которые практически всю свою жизнь посвятили сцене и никакой другой профессии не имеют. Но при этом важно учесть и следующий немаловажный факт: театр, тем более современный, с растущими темпами нынешней конкуренции, требует священнослужения. Здесь нельзя работать так, как это привыкли делать актеры старой школы: просто числиться в штате и изредка появляться на сцене. Современная театральная динамика совершенно иная, и многим попросту будет трудно ей соответствовать.

– Каким, на ваш взгляд, должен быть оптимальный состав труппы театра?

– В идеале, конечно, труппы в 30-35 человек вполне достаточно, чтобы театр полноценно работал и все актеры были востребованы. Хотя в ТЮЗе в настощее время работает 90 актеров и ни один из них не остается без ролей. По этому случаю очень удачно высказался Владимир Иванович Немирович-Данченко, который сказал: «Если в труппе театра можно распределить роли в комедии Грибоедова «Горе от ума», значит ее вполне достаточно». Но в сегодняшней ситуации трудно подводить какие-либо итоги, думаю, что это станет возможным только по результатам подбора творческого состава Азербайджанского национального академического театра. Так что поживем, увидим.

ЛАЛА БАГИРЗАДЕ

 

Каспий.- 2011.- 11 января.- С.8.