Московские уроки Джамили Керимовой

 

Таланта и усердия юной балерине не занимать

 

Нет нужды объяснять, почему многие уже получившие диплом специалисты все чаще стремятся продолжить обучение в заведении более высокого статуса или пройти творческую стажировку там, где есть условия для совершенствования знаний и практических навыков под руководством многоопытных профессионалов. Конечно же, это явное свидетельство не просто открывшихся возможностей, но и возросшего интереса молодых к знаниям, к качеству собственных навыков. Это знак повышенной требовательности самых целеустремленных к себе, к своей карьере, будущему делу, которое они избрали для себя лично, в котором могут состояться как личности и граждане.

 

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ

 

С отличием окончив Бакинское хореографическое училище (БХУ) в 2010 году, Джамиля Керимова, три последних года получавшая президентскую стипендию ученица, сразу же была принята на работу в Азербайджанский государственный театр оперы и балета. Как стажер она уже год танцевала в кордебалете этой труппы и даже успела выступить в нескольких сольных партиях в спектаклях текущего репертуара – «Жизель», «Тысяча и одна ночь», «Щелкунчик», «Гыз галасы». Талант девушки сразу же заметили профессионалы.

Однако, став полноправным членом коллектива, с мечтой пройти курс стажировки в Московской академии хореографии Джамиля все-таки не расставалась – не случайно же начинающие танцовщики из многих стран мира стремятся попасть в классы этого прославленного училища и гордятся, что получили уроки мастерства в его стенах у ведущих педагогов русской балетной школы.

Желание девушки осуществилось: с первого сентября 2010 года Джамиля Керимова, получившая стипендию Министерства культуры и туризма Азербайджана, приступила к занятиям в так называемом «иностранном» классе Московской академии хореографии, где сегодня проходят стажировку живущие в специальном интернате 12 девочек и 8 мальчиков из Японии, Финляндии, Мексики, Италии, Кореи.

Новогодние каникулы Джамиля провела дома, в Баку, и с удовольствием рассказала о том, что это за стажировка.

 

Джамиля, я понимаю, что получение стипендии, то есть забота государства о талантливой молодежи и подготовке специалистов высокого уровня для творческих коллективов республики – важная составляющая такой акции, как стажировка в признанных школах, но туда ведь принимают не всякого.

– Материальная поддержка в моем случае имеет особенно важное значение. Да, я выдержала конкурсный отбор, получила хорошие отзывы, но жить и учиться целый учебный год в Москве… Нет, моим родителям такая нагрузка не по силам.

– Еще в БХУ давно заметили твои способности, прочили большое будущее в балете…

– Потому, наверное, государство и предоставило мне возможность совершенствоваться.

– А отборочная комиссия зачислила как человека, обладающего природными данными. Кстати, что это за данные такие?

– На первый взгляд, это способности, не замечаемые зрителями и видные только профессионалам, но, в конце концов, на сцене проявляется все – ширина шага, высота прыжка, скорость и четкость вращения и, особенно – музыкальность. Движения классического танца можно четко исполнять на уроке, а на сцене все надо танцевать… под музыку!

– Или «в музыку», как говорят у вас, находясь во власти ее стихии.

– Конечно!

– Все это увидели педагоги, принимавшие тебя в Московскую академию хореографии?

– Получилось так, что в июне 2009 года я участвовала в проводившемся Академией XI Международном ежегодном конкурсе хореографов, показывая поставленный заслуженным артистом Азербайджана Самиром Самедовым номер «Танго для одной», и там меня увидели в современном танце. Но этого было маловато. Летом минувшего года, уже нацеливаясь на стажировку, я показалась в Московской академии ведущему педагогу Татьяне Гольцевой.

– Ее слово и стало решающим?

– Она отметила высокий уровень подготовки и сказала, что я могу «стать стажером, чтобы получить высокую квалификацию».

– Это и был «вердикт» о зачислении?

– В общем-то, да. Слышала, что отсеялись многие из претендентов.

– Что и требовалось доказать. И вот начались занятия. Все вокруг новое, необычное…

– Я вас наверняка удивлю, сказав, что особенных отличий сразу не заметила.

К чести моих бакинских учителей, программа, задания оказались мне вполне под силу, трудностей при их исполнении не испытываю.

– И наверняка вспоминаете Тамиллу Ширалиеву, народную артистку Азербайджана…

– Постоянно! В свое время Тамилла ханым получила прекрасную классическую закалку и впитала в себя безграничную любовь к балету в классе народной артистки СССР первой азербайджанской балерины Гамер Алмасзаде, да и в московской школе прошла стажировку у много лет возглавлявшей ее Софьи Головкиной. Ведущая балерина Азербайджанского театра оперы и балета, репетитор труппы, многоопытный педагог и художественный руководитель БХУ Тамилла Ширалиева – человек-труженик, обладающий обширным кругозором, профессионал высочайшего уровня.

– Хочешь сказать, в Москве тебе и делать нечего?

– Ну что вы! Успешная балерина и опытный преподаватель Вера Викторовна Поташкина так заботливо работает с нами – ей есть чем увлечь и вдохновить нас.

– Шучу, конечно! Хорошо известно, что выпускнику совсем не просто войти в «производственный процесс», каким для юных танцовщиков становится спектакль, сцена; что уже количество занятий в школе с богатыми традициями – само по себе подарок судьбы. Учебный день у вас загружен до предела, не так ли?

– Сами знаете, балет – это изнурительный труд. Каждый день по полтора часа занимаемся классическим танцем. По два раза в неделю – в классе дуэтного танца. Кстати, в Московскую академию поступил выпускник БХУ Доджини Лурди – из числа албанцев, много лет получающих хореографическое образование именно в Баку, где работает их соотечественник, ныне удостоенный звания «Заслуженный учитель Азербайджана» Пулумб Агилеу. Именно он стал моим партнером в такой дисциплине, как дуэтный танец.

– Проходите и другие предметы?

– По два раза в неделю занимаемся народно-сценическим танцем, современной хореографией, актерским мастерством. А еще проходим «сценический репертуар» для показа на сцене школьного театра – он в Академии совсем как настоящий.

– Что доверили показать тебе?

– Вариацию Одиллии из третьего акта «Лебединого озера». Начала готовить ее в октябре, а показывать буду в феврале – по окончании полугодия состоится концерт, как бы смотр достижений.

– Только и всего? На отчетно-выпускном концерте в БХУ тебе доверили танцевать сложнейшее па-де-де из «Дон Кихота» Л.Минкуса, а тут всего одна вариация, подготовленная за полгода?

– Вы же знаете, что отчетно-выпускной концерт в БХУ – своего рода звездный час для каждого ученика, а для выпускника тем более. Там следует показать все, чему тебя учили за проведенные в стенах училища годы. Непросто предположить, как сложится судьба того или иного выпускника, но шанс станцевать настоящую балетную партию девочке или премьерский репертуар юноше уж в тот-то вечер у нас предоставляют каждому.

– Сейчас у театра оперы и балета есть возможность выбирать танцовщиков, достойных работать в его труппе – механически всех окончивших не принимают.

– Конечно! Берут самых способных и трудолюбивых, перспективных.

– Кого приняли из последнего выпуска?

Пярвин Наджафову и Александра Левитана.

– Сейчас в театре налаживается тенденция назначать молодых на ведущие и совсем не простые партии в больших спектаклях – тебя это должно радовать.

– Безусловно, радует.

– А с какими достижениями вернешься в театр?

– Ежедневным тренингом никого не удивишь. Пожалуй, я стала больше внимания обращать на музыкальность исполнения. Знаете, вникая, я стала понимать и чувствовать, что в музыке есть все – характер героя, стилистика движений и, особенно – эмоции, оживляющие настроение и зрительное впечатление.

– Надо полагать, дает о себе знать генетический код мамы, выдающейся скрипачки Тофы Бабаевой, солистки и ведущей артистки Государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли

– Не исключено. Когда-то я несколько лет занималась в музыкальной школе по классу скрипки.

– А почему балет?

– Окружающие подметили, что танцы у меня лучше получаются, и, попав в хореографическое училище, еще ребенком я поняла, что, как говорится, это – мое.

– Что ж, специалисты вполне согласны с этим.

– Но они-то хорошо знают, насколько это трудный, тернистый путь!

 

Говорят, таланта и усердия этой девочке не занимать. Успехов тебе, Джамиля, и везенья!

 

 

Каспий.- 2011.- 12 января.- С.8.