Памятники Зангилана

 

Следы минувших дней

 

Худаферинские мосты, проложенные через реку Араз между селами Кумлах и Худаферин Джебраильского района, на протяжении многих веков соединяли Северный и Южный Азербайджан (см. газета «Каспiй», № 061 от 9 апреля 2011 г.). Основанием для того, чтобы проложить мост именно на этом участке послужило то, что здесь поперек русла реки возвышались речные скалы, служившие опорами моста, а берега реки находились довольно близко друг к другу и достаточно высоко от уровня воды (более чем на 10 м, чтобы мосты во время наводнений не затапливались). Худаферинские мосты располагались на оживленном торговом пути – ответвлении Великого Шелкового пути, по которому дефицитные товары Китая и Индии доставлялись в Западную Азию и далее – в Европу. По этим мостам товары переправлялись с правого (южного) берега Араза на его левый (северный) берег, а затем вдоль него доставлялись в Нахчыван и далее на запад. На этом пути располагалось большое количество остановок-станций, предлагавшие услуги для торговых караванов. На станциях строились караван-сараи и процветали города.

Шахри Шарифан

Один из этих городов, по мнению ученых, должен был располагаться у Худаферинских мостов. В результате археологических исследований, проведенных азербайджанскими учеными, было установлено, что город этот располагался в 10-15 км юго-западнее мостов у селения Шарифан на правом берегу реки Акер вблизи ее впадины на северном берегу реки Араз. Здесь и было обнаружено средневековое городище, называемое в народе «Шахри (развалины, руины) Шарифан» или «Шахри Халифан». Город располагался в достаточно выгодном природном, географическом и стратегическом положении и был окружен с одной стороны горной цепью, а с другой – обрывистым берегом реки Акера. Последняя и размыла большую часть этого города, площадь его остатков была равна примерно 9 га 1974 году здесь были проведены археологические исследования, по итогам которых ученые пришли к мнению о том, что город этот существовал с IX по XV век. Раскопки свидетельствовали о существовании в городе развитого гончарного и металлообрабатывающего ремесел, а также рисоводства. О последнем, кстати, свидетельствовало найденное в городе специальное помещение для хранения зерна. Помимо прочего, в городище были выявлены и архитектурные памятники. Среди находок особый интерес представлял банный комплекс, обнаруженный на глубине 3 метров. Он был построен из жженого кирпича в стиле нахчыванской архитектурной школы и состоял из хорошо сохранившихся помещений для нагревания воды, паровой, места купания и бассейна. Датировался памятник XII – XIII веками.

Но наиболее ценным памятником городища была подземная часть (склеп) мавзолея, верхняя (наземная) часть которого была разрушена. В разрушенном состоянии находился и купол северной части склепа. Склеп, согласно плану, имел форму квадрата размерами 5,4х5,4 м с выпуклыми сторонами и четырьмя неглубокими выступами. Три стороны были перекрыты стрельчатыми сводными арками, а четвертая (западная) – горизонтальным (зеркальным) потолком.

На южной стене мавзолея была ниша – мехраб в виде неглубокого алтаря четырехугольной формы. Его верхняя часть была обработана сталактитами, а бока украшены тонкими гранеными колоннами (столбами). Над мехрабом, у самого свода, было сделано четырехугольное отверстие, стены которого выложены гладкоотесанными каменными плитами. Верх арки украшали резьба, поверхность которой была декорирована розетками треугольной формы. Стены построены из хорошо обработанных каменных плит. Его восточное крыло закрыто сводными арками. В конце крыла имеется дверной проем в форме арки. Он выходит в узкий (1,76 м) – коридор-переднюю с плоским (зеркальным) сводом-потолком. Центральная часть помещения перекрыта куполом. Стены и своды выстроены из чисто обработанных плит. Прекрасный раствор превратил кладку в монолит. Как отмечали исследователи средневековой архитектуры А.Саламзаде и К.Мамедзаде, «архитектурно-строительные качества остатков надземной части памятника дают возможность судить о выдающемся архитектурном произведении из группы башенных мавзолеев Азербайджана». К последним относятся знаменитые мавзолеи Момине хатун в Нахчыване и у селения Гарабаглар. По своему строению он ближе к последнему, и поэтому его датируют XIII веком.

Мавзолей

селения Мамедбейли

По дороге от Худаферинских мостов к городищу Шахри Шарифан около селения Мамедбейли возвышался каменный мавзолей, который довольно в хорошем состоянии сохранился до конца XX века. Тогда небольшое разрушение коснулось лишь верхней части его пирамидального шатра. Сейчас мавзолей находится на оккупированных армянами землях, и, к сожалению, подробной информацией о нем мы не владеем. Вот как описывался мавзолей до оккупации Зангиланского района. Он был представлен как восьмигранная призма высотой 6 м и с гранями шириной 2,5 м (извне) и 1,8 м (изнутри), поставленную на цоколе той же формы высотой 1,5 м и перекрытый пирамидальным также восьмигранным шатром высотой 5,5 м. Таким образом, общая высота мавзолея над поверхностью земли достигала 13 м. Но у него есть еще и подземная прямоугольная комната-склеп со сторонами 2,95 и 3,3 м и высотой 1,9 м. Кроме того, под внешним пирамидальным шатром имеется и внутренний сферический купол, перекрывающий камеру мавзолея и увеличивающей ее высоту почти до 9 м. Особенностью мавзолея является простая обработка граней. Основные ворота мавзолея открываются на северо-запад. Фасад мавзолея очень прост. Основная часть лицевых покрытий вогнута. Поэтому углы мавзолея выгнутые.

В отличие от других восьмигранных мавзолеев, имеющих обычно невысокий цоколь, здесь дверь мавзолея находится на высоте 1,8 м от земли. Имеется и подземная гробница. Этот мавзолей схож с башенными мавзолеями Азербайджана. Пропорциональность конструктивных элементов, красивая архитектурная композиция придают мавзолею монументальную красоту. Привлекает внимание карниз мавзолея, состоящий из широкого камня со скошенной нижней поддерживающей частью, выполненный из черного камня.

Основным строительным материалом мавзолея является камень. Стены этого мавзолея как и у кирпичных сооружений не подразделяется на носящую основу и облицовку. Облицовка также составляет основную часть стены. Стена внешней камеры имеет ширину 86 см и состоит из двух рядов. Она построена из внешних и внутренних облицовочных камней, которые выполняют роль опалубки, пространство между которыми заполнялись речными булыжниками, залитыми раствором. Затеканию раствора предшествовала тщательная пригонка камней облицовки. При этом и с внутренней стороны швы камней предварительно обрабатывались. Такое строительство встречается и при других мавзолеях Азербайджана.

Такая же техника соблюдалась и при возведении верхнего купола каенных мавзолеев. В данном мавзолее купол также состоит из двух покрытий: наружного – в виде пирамидального шатра и внутреннего сферического купола. И здесь пространство между внутренним куполом и внешним шатром также заполнено забутовкой с легким заполнителем.

В 1975 году впервые была очищена подземная часть мавзолея и выкопана гробница. Выяснилось, что прямоугольная гробница размером 2,95 х 3,30 м. На высоте 190 см он покрыт сросшимися арками. Вход в гробницу с западной стороны. Ширина двери 76 см, высота – 88. По законам ислама высота входа в гробницу не мо-

жет превышать 120 см, потому что входящий сюда должен немного наклониться в знак уважения к умершему. Пол гробницы выстлан облицовочными камнями.

В средние века такие мавзолеи возвышались в основном над могилами феодалов, известных и состоятельных людей. На входе этого мавзолея имеется плита с надписью на арабском языке, которая гласит: «Я – обладатель этого строения слабый раб, нуждающийся в милости Аллаха высочайшего, Йахйа Ибн Мухаммед ал-Хадж, построен Али Маджд ад-Дином в месяце рамадан 704 г. (28.III-27.IV.1305 г.)». В начале надписи, в обрамлении, име

Гыз галасы

Среди других памятников наиболее выделяется круглая башня в селе Гаджалы вблизи селения Шарифан. Она раньше также охранялась как историко-археологический памятник. В отличие от мавзолеев в Мамедбейли и Шарифан она не восьмигранная, а имеет круглую форму. К сожалению, по сегодняшний день памятник остается не исследованным, не проводились здесь и археологические раскопки. По этой именно причине остается загадкой дата ее строительства. Вообще об этой башне отсутствует какая-либо информация. Нет даже ее фотографии. А строение-то, между тем, достаточно привлекательное. Некогда башня эта служила частью комплекса, в который входили и кяхриз (подземный водопровод), и караван-сарай, и мечеть.

Разрушенный мавзолей сохранялся и в деревне Еникенд, что на правом берегу реки Акер выше селения Шарифан. От него, впрочем, как и от мавзолея у селения Шарифан, сохранилась только подземная часть. Но и он в свое время также не исследовался, и потому какая-либо информация о нем также отсутствует. По некоторым предположениям, построен он был в XIV веке.

Еще один памятник, датируемый IX – XI веками, возвышался на высокой возвышенности между селениями Бартаз и Вежнели южнее Минджевана. Его в народе именовали Гыз галасы. В средние века оборонительные крепости и убежища строились на высоком и просторном месте. Такие сооружения или охранялись самой природой, или же вокруг них возводились высокие стены, и на разных расстояниях сооружались башни. Любопытно, что здесь мы не встречаемся с этим. Гыз галасы была небольшого размера и находилась вдали от дороги, и поэтому не могла играть роль ни убежища, ни охраны. Основываясь на этом, ученые полагают, что эта Гыз галасы играла роль наблюдательного пункта.

А всего каких-то 5-10 км от селения Емезли к северу от Зангилана возвышалась величественная албанская церковь, которая из-за неухода и человеческого равнодушия оказалась разрушенной намного раньше 90-х годов прошлого столетия. В самом Зангилане до армянской оккупации стояла мечеть XVII – XVIII веков. Предполагалось, что построили ее в период господства Сефевидов. Его размеры достигали 12х20 м. Внутри мечети были алтарь и ниша. В строительстве в основном был использован местный известняк. Стены не были покрыты облицовкой. Ворота в форме свода открывались на Восток, на них имелась надпись.

Помимо этого, мечети существовали в селах Бартаз, Собу, Бахарлы, Гыраг Мюшлан, Малаткешин, Сафибейли, а также в поселке Миндживан.

 

Сейран ВЕЛИЕВ

 

Каспий.  -2012. – 3 февраля. – С. 12.