Не теряя оптимизма

 

или Так ли страшны реформы, как их малюют?

 

Возможно, время подведения итогов еще не наступило, но сегодня, когда мы уже успели разменять третий год реализации подписанной президентом страны Ильхамом Алиевым Государственной программы «Азербайджанский театр в 2009-2019 годах», есть смысл оглянуться на пройденный путь. Главным достижением за истекший период, как известно, стал процесс реконструкции и полного технического переоснащения зданий отечественных театров, за чем последовало рассмотрение возрастного ценза и вопроса сотрудничества на контрактной основе, ставшего едва ли не главной темой дебатов среди отечественных деятелей искусств. Корреспондент газеты «Каспiй» обсудила этот вопрос с директором Азербайджанского государственного театра «Мугам», заслуженным деятелем искусств, кавалером ордена «Шохрат» Арифом Газиевым, на днях выразившим свое возмущение относительно отдельных публикаций в столичной прессе о состоянии дел в руководимом им театре.

– Что вынудило вас, известного всем своим теплым отношением к отечественным журналистам, столь резко осудить их публикации в столичных СМИ?

– В первую очередь то, что журналисты взяли на себя смелость написать о каких-то несуществующих и связанных якобы с реформами увольнениях в Азербайджанском государственном театре «Мугам», причем ссылаясь именно на мои высказывания.

– То есть представленная в прессе ситуация в вашем театре полностью противоречит реалиям?

– В известной степени – да. Видите ли, культура, а театр тем более, это не та сфера, о которой имеют право писать все кому не лень, но, к сожалению, многие из современных журналистов этого не понимают, и именно в этом, на мой взгляд, и заключается суть проблемы. Что касается конкретно нашего коллектива, то с сентября прошлого года здание театра «Мугам» закрыто на капитальный ремонт и в этой связи где-то с ноября мы временно разместились в Международном центре мугама. Штат нашего театра достаточно велик, и потому Министерство культуры и туризма Азербайджана предложило нам сократить технических работников театра и часть труппы, но на время. И как только нам будет предоставлено здание, с техническим и творческим персоналом театра будет заключен контракт, на основании которого и будет продолжено наше дальнейшее сотрудничество.

– Хотелось бы знать ваше мнение относительно возрастного ценза для людей творческих профессий.

– Понятие «творчество» включает в себя достаточно широкий спектр различных профессий, таких как писатель, актер, режиссер, художник, архитектор, певец, танцор и т.д. Но для всех ли творческих людей так опасен возрастной ценз, как это многим ошибочно кажется? Не думаю. Возраст ни в коей мере не может влиять на творчество, скажем, писателя, режиссера, композитора или художника. В то же время существует определенный возрастной барьер, переступив который, к примеру, артист балета, вокалист или, скажем, актер попросту не может соответствовать требованиям своей профессии, и очень важно, чтобы эти люди поняли это раньше зрителя. Не скрою, подобная проблема существует и в театре «Мугам» и мы всеми возможностями стараемся найти пути ее решения.

– Но большинство артистов столичных театров, которые достигли возраста 65 лет, получают президентскую стипендию. Думаю, работа на контрактной основе может стать оптимальным вариантом их сотрудничества с родным театром. Вы согласны?

– Согласен, конечно, в любом случае артист, если он сохранил прежнюю творческую форму, будет востребован, независимо от возраста. Что касается театра «Мугам», то у нас никто президентскую стипендию не получает, но в дальнейшем при заключении контракта с отдельными солистами нашего театра мы будем им выплачивать гонорары из собственного бюджета и постараемся сделать все, чтобы эти люди не чувствовали себя в чем-то ущемленными.

– Созданный вами театр «Мугам» так же трудно представить без вас, как и вас без этого очага культуры. Не коснется ли «возрастная» проблема лично вас?

– Поверьте, мне, как и вам, трудно представить свою жизнь без это театра, с которым мы объездили более тридцати стран мира и везде достойно представляли азербайджанский мугам. Я очень надеюсь, что мои скромные заслуги в деле пропаганды отечественной культуры будут учтены, если возникнет вопрос смены руководства нашего театра. Во всяком случае я полон оптимизма и смело строю планы на будущее...

– ...реализацию которых вы начнете, по всей видимости, уже в своем помещении?

– Да, но не всех. К примеру, в ближайшее время мы намерены организовать концерт солистов нашего театра, а после переселения в новое помещение будем частично реанимировать свои старые проекты и претворять в жизнь новые. Очень хотелось бы вновь возродить вечера памяти известных деятелей искусств нашей страны, которые в свое время проводились в нашем театре с трансляцией по местному телевидению и пользовались огромным успехом у зрителей.

– Помню, в театре «Мугам» много лет успешно функционировала школа-студия по подготовке молодых кадров…

– Да, в этой студии обучались многие ныне известные азербайджанские ханенде. К тому же здесь шла тщательная подготовка молодых кадров, ведь мало быть одаренным от природы, юные исполнители мугама, которые проходили обучение в нашей студии, а это в основном дети 8-10 лет, обучались еще и сценической культуре, правильному владению голосом, чтению газелей, игре на гавале – все это и есть то главное, что должен уметь профессиональный ханенде. О результатах обучения в школе-студии можно судить по профессиональной подготовке нашей выпускницы, юной исполнительницы Сабины Арабовой, которая стала победительницей международного конкурса мугама. К сожалению, деятельность студии пришлось приостановить в связи с возникшими материальными трудностями, но очень надеюсь, что в скором времени мы сможем решить и эту проблему. А что касается реформ, то, поверьте, не так они страшны, как их нередко малюют.

 

ЛАЛА БАГИРЗАДЕ

 

Каспий. -2012. -11 февраля. – С. 12.