Шамкирский минарет

 

«Очень высокий и выдающийся»

 

В статье «Шамкир: от ахеменидов до монголов» («Каспiй», №236, 24 декабря 2011 г.) мы рассказали о некогда процветавшем средневековом азербайджанском городе Шамкир, а также о проводящихся здесь в последние шесть лет археологических раскопках. Город пал в результате нашествия монголов в 30-х годах XIII века, после чего уцелевшее население покинуло его. Восстановление Шамкира началось спустя несколько веков в 10 км от прежнего места. От старого города остались лишь руины строений, да и то в значительной части засыпанные землей. Так что до начала раскопок можно было спокойно проехать мимо и не заметить их. Подобное происходило только в последние 150 лет, но не раньше.

Экскурс в историю

Дело в том, что средневековый Шамкир славился одной своей достопримечательностью, которая продержалась аж до середины XIX века, и не заметить ее было невозможно. Это был минарет – самое высокое (60 м) из древних известных нам строений на территории Азербайджана. При этом минарет был настолько узким (диаметр от 2,4 до 3,6 м),

что его часто называли Шамкирским столбом. Для сравнения: сегодня наиболее высокими средневековыми строениями Азербайджана считаются Гыз галасы (28 м) в Баку и мавзолей Момине хатун (25 м) в Нахчыване. Последний со временем лишился купола, так что первоначальная его высота достигала 34 м. Несколько выше (35-36 м) была Джума мечеть, в далекую пору стоявшая рядом с мавзолеем Момине хатун. Нетрудно заметить, что они почти в два раза ниже Шамкирского минарета.

Наиболее раннее его упоминание встречается у арабского историка и географа Абу-ль-Фида (начало XIV в.), который, в частности, отмечает, что данный «минарет очень высокий и выдающийся». Следующее упоминание принадлежит русскому церковному деятелю, иеромонаху Арсению Суханову (XVII в.), который в 1649-1653 гг., путешествуя по Востоку, проезжал мимо Шамкира. Он пишет, что при этом они «проехали город пустой, велик был кирпичный, и камень от почвы, а внутри другой был;  у обоих испорчены стены, но токмо кричальница (минарет) и высока гораздо и хороша, целихонька кирпичная; тут и мост кирпичный через реку; река та велика добре, да и разведена врозь на пять рек; по берегу протока протоки; переехав ту реку, на берегу ночевали против града пустого того». 

Нам повезло, что Шамкирский минарет продержался еще полтора века после этого сообщения и, так сказать, дожил до XIX века, когда стали появляться обстоятельные описания истории и географии Кавказа. В 1826 году заметки о нем опубликовал французский консул Г.Гамба, а в 1836-м появились зарисовки минарета, сделанные швейцарским геологом и археологом Фредериком Дюбуа де Монперэ. В 1851 году минарет успел нарисовать русский военный художник Г.Гагарин. А спустя еще 10 лет русский востоковед Борис Дорн свидетельствовал, что «в 1860-1861 гг. от него осталась только выкопанная для его фундамента яма, наполненная разбитыми кирпичами и другими камнями».

Наиболее подробное описание минарета сохранилось в «Описаниях Елизаветполького округа», охватывавшем Гянджу и соседние районы, составленных в 1836 году русским офицером Н.Флоровским. Последний называет Шамкирский минарет Шамхорским столбом и пишет, что он открывается «взором на 30 верст. Его окружают развалины крепости и других строений, которые были обнесены квадратной стеной, простиравшейся в длину от севера к югу на 100, а в поперечнике на 60 саженей (213 и 128 м). Время построения столба неизвестно, хотя, впрочем, безотчетное предание и относит сооружение его Александру Македонскому. Основание колонны представляет кубическую фигуру и имеет 7 аршин в поперечнике и 6 с четвертью в высоту (5 и 4,5 м); на  этом основании устроено другое же подножие такой же фигуры, содержащее при 6 аршинах ширины 5 аршин в высоту (4,3 и 3,6 м). На нем возвышается круглая колонна, которая имеет в диаметре у основания 5, а вверху до 4 аршин (3,6 и 2,8 м), в высоту 18 саже-

ней, с основания же до 22 сажен (38,4 и 46,9 м). Верхняя часть ее обнесена четырехугольным карнизом. Которого стороны заключают по 5 аршин (3,6 м); под карнизом заметна надпись, как полагают, на языке куфическом. Над этим карнизом устроена еще круглая колонна, высотой в 6 саженей (12,8 м), верху уже разрушившаяся; диаметр ее в основании не более 1 сажени (2,1 м). Весь же столб имеет до 28 сажен высоты (60 м). В средине колонны находится спиральная лестница, состоящая из 124 больших, почти разрушенных ступенек, по которым подниматься весьма трудно. В верхней части под карнизом

также по-видимому была лестница, если судить по углублениям, в которые, вероятно, укреплены ступени. Столб построен из кирпича на гаже, смешанной с песком и с мелкими камнями; работа чрезвычайно прочна и красива; цемент столь крепок, что совершенно слился с кирпичом. Нельзя без сожаления видеть, что время начинает разрушать этот прекрасный памятник древности, и даже весьма приметно наклонение столба».

Азербайджанский архитектор Эльтуран Авалов на основании сведений, приведенных Н.Флоровским и зарисовок Г.Гагарина, пришел к заключению, что «размеры великолепно рассчитанных зодчим членений, исключительно прочувственное навершиекюлях, шерефе – обходной балкон для муэдзина, выполненный на уровне лучших образцов минаретов Востока, свидетельствуют о том, что минарет входил в состав центральной мечети – Джума мечети города».

От Италии до Индии

Минарет ко времени описания Н.Флоровского существовал уже не менее шести столетий, поскольку наиболее поздний срок, когда его только могли построить – 30-е годы XIII века, – время захвата города монголами, положившего конец его существованию. Приведенные описание и рисунки Г.Гагарина свидетельствуют, что в начале XIX века Шамкирский минарет был еще очень прочным строением. Он только начал наклоняться. Кстати, последнее обстоятельство и погубило его – в период между 1851 и 1861 годами он рухнул окончательно, образовав на своем месте яму, заваленную кирпичами и камнями, о которых сообщает в своих путевых записках Борис Дорн.

В связи с этим, прежде всего, вспоминается Пизанская башня в Италии, которая некогда служила колокольней, в определенном смысле нечто вроде аналога минарета, городского собора. Интересно, что Пизанская башня по высоте чуть ниже, чем Шамкирский минарет (56-57 м), и ее окончательно построили в 1360 году. Поэтому ей сейчас столько же, сколько было Шамкирскому минарету в начале XIX века. Но Пизанская башня своевременно привлекла к себе внимание всего мира, и рухнуть ей не дали. К сожалению, на падение Шамкирского минарета никто, кроме Н.Флоровского, внимания не обратил.

Аналоги Шамкирского минарета существуют и восточнее Азербайджана. Наиболее близок к нему 65-метровый Джамский минарет – сказочная башня в недоступном ущелье, расположенная в 10 км северо-восточнее кишлака Джам в провинции Гор у впадины ручья Джам-

руд в реку Герируд на северо-западе Афганистана. Этот старинный грациозный минарет в окружении высоких и неприступных гор словно парит над берегом реки Герируд. Надпись на чудом уцелевшем Джамском минарете гласит, что его возвел в 1194 году в городе Фирузкух, бывшем в ту пору столицей государства Гуридов до переноса ее в Газни, султан Гияз-ад-Дин из династии гуридов в ознаменование победы над газневидами. А через 27 лет город, в котором гордо возвышался минарет, был разрушен войсками Чингисхана, и он исчез с лица земли, и даже место, где он находился, было забыто. На целых семь веков судьба прекрасного минарета погрузилась во тьму. Минарет обнаружили только в середине прошлого столетия. Идеальная кирпичная кладка с надписями на голубоватой плитке и причудливым орнаментом покрывает поверхность этой сказочной башни. А на глубине 4-х метров ниже уровня земли исследователи обнаружили вход в минарет с двумя винтовыми лестницами. 

Это чудо архитектурной мысли стоит вот уже почти восемь веков. Лишь незначительно накренился он за все это время. В 1961-1969 годах итальянский архитектор Андреа Бруно обследовал минарет и предложил план по его укреплению, так как памятнику грозило обрушение. Местными жителями были проведены работы по укреплению берега и построен деревянный мост через Герируд, разрушенный во время боевых действий. Таким образом были вскрыты руины дворца, укреплений и кладбища. Но сохранности минарета по-прежнему угрожают наводнения, подмывающие его основание, землетрясения и незаконные раскопки искателей ценностей.

Джамский минарет, второй по высоте исторический минарет из обожженного кирпича, послужил примером для возведения Кутб-Минара в Дели, который ныне – самый высокий в мире кирпичный минарет. Его в 1193 году велел заложить Кутб-уд-дин Айбек, который был первым исповедующим ислам правителем Индии. Но его строительство затянулось и закончилось только в 1368 году, и теперь он представляет собой башню невероятной красоты, которая возносится к небу на высоту 72,5 м.   

Еще одним кирпичным минаретом является минарет Калян в Бухаре. Надписи на нем сообщают о том, что его в 1127 году по велению тюркского правителя Бухары Арслан хана построил зодчий усто Бако. Этот минарет – круглоствольная кирпичная башня, сужающаяся кверху.  Ее диаметр внизу – 9 м, вверху – 6 м, а высота – 45,6 м.

На фоне Джамского минарета и минаретов Кутб-Минара и Калян Шамкирский минарет хоть и не самый высокий, но, по крайней мере,  один из самых высоких кирпичных минаретов в мире. А значит, и он был возведен одним из крупных мусульманских правителей того времени. К сожалению, мы не знаем ни времени возведения минарета, ни имени его «заказчика». Учитывая, что в то время Шамкиром, в основном, владели Шаддадиды и Атабеки, можно полагать, что минарет построил кто-то из них.

Шамкирский и Татартупский минареты

С Шамкирским минаретом сопоставляют еще один – Татартупский, построенный в эпоху Золотой Орды в Северной Осетии. Их роднит материал (оба кирпичные), некоторые характерные черты внешнего облика (пропорции ствола, своеобразный постамент, строение ствола и т.д.). Но эти черты свойственны многим типам минаретов. Вместе с тем Татартупский минарет по высоте сильно уступает Шамкирскому. К тому же и по времени они относятся к разным периодам: Шамкирский – к домонгольскому, Татарпутский – к монгольскому. По этим и ряду других признаков он ближе к ширванским минаретам. Вот как описывается Татарпутский минарет: «Это уникальное архитектурное сооружение хотя бы потому, что других построек эпохи Золотой Орды на Северном Кавказе не сохранилось – все они разрушены до основания… Высота минарета 21 м, но первоначально она была больше, ибо верхняя часть обрушилась. Основание сложено из больших каменных блоков, чередующихся с лентами кирпича, а ствол только из кир­пича на толстом слое известкового раствора. О прочности кладки говорить не приходится – она проверена временем. Внутри ствола вьется крутая винтовая лестница. Ствол минарета расчленен двойным сталактитовым поясом, имев­шим как орнаментальное, так и конструктивное назначение. Он поддер-

живал кольцевой балкончик «шерефэ», на который выходил муэдзин, возвещая о наступлении часа молитвы. Сейчас от шерефэ, расположенного на высоте 15,5 м, сохранился только узкий выступ вокруг ствола, да вход».

Ширванские же минареты кратко и ясно охарактеризовал Л.С.Бретаницкий: «Распространенный в строительстве Ширвана тип минаретов представ­ляет собой слегка сужающуюся вверху цилиндрическую башню, сложенную из тщательно тесаного камня. В стволе ее вьется винтовая лестница с высоки­ми ступенями. Завершение минарета составляет значительно выступающий шэрэфэ – балкончик для муэдзина, поддержанный более или менее развитым поясом сталактитов. Балкон обычно огражден невысоким каменным парапе­том, украшенным резным орнаментом, преимущественно геометрическим. Над балконом возвышается небольшая покрытая куполком камера со скром­ным проемом. Поверхность куполка обработана рубчатыми дольками».

К данному сопоставлению сделаем лишь одну поправку: судя по тому, что шерефэ Тартупского минарета, как и других ширванских минаретов, нахо­дился на высоте 15,5 м, данный минарет изначально был ниже. Только после обрушения верхней части шерефэ восстанавливать не стали, а удлинив его, построили новый балкон для муэд­зина на самом верху («крыше») минарета. Ученые полагают, что минарет построили азербайджанские архитекторы, пригнанные, сюда золотоордынцами во время одного из их набегов. Нам же предс­тавляется, что, скорее всего, в XIV веке этих архитекторов пригласил кто-то из местных правителей, кому по душе больше пришлись минареты Ширвана, а не Шамкира.

Шамкирский минарет (столб) был одним из лучших строений средневекового Азербайджана, чья архитектура восходит к Востоку. Возможно, он послужил основой для возведения ширванских минаретов. Но это, так сказать, тема другого разговора.

 

 

Сейран ВЕЛИЕВ

 

Каспий.  - 2012.  – 7 января. – С. 11.