Послание из прошлого – послание в будущее

 

Строители с опаской относятся к археологам – последние почти всегда находят в котлованах новых зданий древние захоронения, и сроки строительства затягиваются. Еще меньше их любят местные власти – за срыв планов строительства приходится писать объяснительные, и взысканий не избежать. Поэтому строительные компании зачастую делают все для того, чтобы скрыть от археологов обнаруженные в котлованах зданий мечи-сабли, кувшины, вазы и т.д. История лишается памятников, а строители получают премии. В Габале произошло чудо. В сентябре прошлого года во время строительства аэропорта было обнаружено захоронение с большим количеством керамических и металлических изделий. Глава местной исполнительной власти (ИВ) Сабухи Абдуллаев приказывает остановить стройку и вызвать археологов для проведения исследований. Не какой-то частный дом строился или даже завод, речь идет о строительстве аэропорта, за сроками сдачи которого в эксплуатацию следят из Баку. Глава ИВ создает все условия для археологов и организовывает охрану раскопок, которые находятся в 30 метрах от важнейшей части аэропорта – взлетной полосы. Начальник Шеки-Гах-Габалинской археологической экспедиции Насиб Мухтаров и его помощники Интизар Бадалова и Гахраман Агаев в процессе исследований убедились в важности для науки и истории раскопок под условным пока названием «Мамайлы каш». Глубина залегания культурного слоя – 5,5 метра, Непрерывность и интенсивность поселения – на протяжении минимум 50 веков, с 4 тыс. до н.э. до IX века. Это обещало новые находки, и археологи решаются попросить еще 15 суток на разработку перспективного поселения.

Самое поразительное, что они их получают, и это мгновенно «переносит» археологов с Большого Кавказа в предгорья Альп, куда-нибудь в Германию или Швейцарию. Где такое в высшей мере уважительное отношение к истории родины – норма, закон, традиция и гражданский долг. Это не только воспитание, но имеет совершенно рациональное объяснение. Каждое послание от предков воспринимается в Швейцарских Альпах как шанс резко опередить конкурентов в битве за привлекательность турбаз и курортов. Археологическая находка вызывает ажиотажный спрос и повышает рейтинг страны в ее конкурентной борьбе с соседями за индивидуальность, за имидж страны с древней культурой и самой большой насыщенностью памятниками истории. Не только покататься на лыжах люди со всей Европы ездят в Альпы. Каждая турбаза, курорт или отель жаждет иметь рядом с собой музей, выставочный зал. Не случайно в аэропорту Базеля проводятся выставки картин, исторических артефактов. С легкой руки базельцев во многих аэропортах «модных» городов-курортов ЕС сейчас проводятся фотовыставки под названием «Достопримечательности нашего региона».

Судя по блестящему началу, что-то в этом роде произойдет и в Габале. Могло произойти и в Закаталы, где также на месте нового аэропорта нашли керамику, но углубляться не стали, строители торопились, и чуда не произошло.

В Габале возможны два варианта – консервация раскопок или создание музея при аэропорту. Хотя уже первый этап исследования артефактов показал, что здесь статус музея должен быть гораздо выше. Памятник дал материал сенсационный, анализ керамики и металлических изделий показал – наконец найдены в предгорьях Большого Кавказа артефакты, относящиеся к так называемой культуре Лейлатепе. «Колонии» передовой лейлатепинской культуры, «экспортированной» из Месопотамии и основанной на опережении в области металлообработки, искали и не могли найти в предгорных районах Грузии и Азербайджана. Здесь же выявлены жилые кварталы, мастерские, где найдены не только орудия труда 4 тыс. до н.э., но и орудия для производства орудий труда. Это значит, что на территории Мамайлы каш археологов ждут еще более важные доказательства освоения месторождений Большого Кавказа металлургами Лейлатепе. Найден форпост, с которого лейлатепинская культура начала освоение рудных месторождений Большого Кавказа и тем самым включила Большой Кавказ в процесс эволюционного ускорения. По мере разработки месторождений жители Мамайлы каш мигрировали все дальше на северный Кавказ. Габала была базой для заброса, издревле отсюда проходила миграционная тропа на Северный Кавказ, в район Дербенда, по руслу реки Туриянчай.

Интерес кавказоведов и особенно специалистов по истории Кавказской Албании к Мамайлы каш легко понятен. Уже первые исследования дают надежду на то, что Мамайлы каш таит в себе объяснение феномена возникновения Габалы и ее огромной роли в освоении Кавказа в качестве центра передовой для того периода культуры обработки металлов. Передатчика эстафеты от месопотамской в своей основе культуры Лейлатепе к так называемой Майкопской культуре на Северном Кавказе. Воздействие последней на эволюцию европейской и азиатской цивилизации было определяющим – от металлообработки до возникновения передовых методов землепользования. Принадлежность Мамайлы каш к культуре Лейлатепе объясняет и причины формирования Кавказской Албании, и ту роль, которую сыграла Габала в создании этого государства.

Территория Мамайлы каш составляет 15 га. Сейчас готовится следующий раскоп. Произошедшее в Габале имеет фундаментальное значение не только для истории, теперь проектная документация будущих строек должна готовиться с учетом археологических данных. Наконец произошло то, что стало убедительным доказательством – порой послания из прошлого важны для страны не менее, чем современное строительство, в данном случае аэропорта. Если для общества актуальны вопросы самоидентификации, то археология, как наука о развитии материальной культуры, приобретает большое значение. Впервые в истории независимого Азербайджана при строительстве аэропорта в Габале археология была наконец включена в хозяйственный цикл.

Это должно стать примером, как говорят юристы, прецедентом для всех масштабных строительных работ в нашей стране.

В чем феномен Габалы? Вот уже 5 лет в соседнем Огузе не могут достроить музей – скромное здание из 4 комнат на месте царского кургана, в котором Н.Мухтаров нашел атрибуты царской власти – золотую маску быка, золотого скарабея и другие уникальные артефакты. Сенсационные находки вблизи габалинского аэропорта объясняют, почему такое отношение более нетерпимо. Ставки невероятно высоки, речь идет отнюдь не о локальной истории, а о вкладе Азербайджана в мировую цивилизацию.

Археологи выражают признательность главе ИВ Габалы. В основе габалинского феномена не только гражданская позиция Сабухи Абдуллаева, но и многолетнее сотрудничество Азербайджано-корейского культурного общества SEBA (Сеул – Баку) с ведущими историками и археологами Южной Кореи. На протяжении нескольких лет они совместно с доктором исторических наук Ильясом Бабаевым проводят археологические исследования на территории Габалинского района. В Чухур-Габала создана стационарная база для археологов. Результаты совместных экспедиций настолько важны для кавказоведения, что сейчас создается археологический музей в Чухур-Габала, где нашими и корейскими учеными будут исследоваться найденные артефакты.

История возникновения Габалы и формирования этого города как столицы первого на территории Кавказа государства приобрели особую актуальность сейчас в связи с проектом создания в нашей стране научного центра по изучению Кавказской Албании. На основе накопленного в Габале опыта сотрудничества ИВ и ученых НАНА и Южной Кореи готовится доклад по совершенствованию системы охраны, изучения исторического наследия с целью создания в будущем археопарка.

 

Айдын Байрамов

 

Каспий. – 2012. – 14 января. – С. 11.