Ковровые образы Низами

 

Мини-книга рассказывает о героях великого поэта

 

Верное своей просветительской миссии общество «Книга» Азербайджанской Республики, на протяжении более трех десятков лет успешно возглавляемое заслуженным работником культуры Зарифой Салаховой, с готовностью откликнулось на заказ Министерства культуры и туризма и выпустило в свет тиражом в сто экземпляров миниатюрную книгу под названием «Ковровые образы Низами».

Как и любую другую продукцию типографии Indigo, где она печаталась, книгу эту приятно взять в руки: на 360 страничках, облаченных в твердую обложку, это мини-издание форматом 60х80 миллиметров, выпущенное на трех языках - азербайджанском, английском и русском, - предлагает читателю пятьдесят изумительных по сочности и яркости красок цветных иллюстраций, посвященных образам великого Низами в искусстве ковроткачества.

А открывает эту галерею ковер «Меджнун среди диких зверей» работы большого азербайджанского художника по коврам Лятифа Керимова, выполненный им в 1939 году. Затем следуют ковровые изображения «Посещения Меджнуна Лейли в пустыне» (работы XVII и XIX вв.), ковер «Хосров и Ширин» - 1918 год, «Гибель Фархада» - XIX в., миниатюра XVI в. «Хосров видит купающуюся Ширин», «Бахрам-Гур на охоте» - это уже XX в., и другие.

Украсившим миниатюрную книгу иллюстрациям предшествует текст, подготовленный на высокопрофессиональном уровне директором Азербайджанского государственного музея ковра, доктором искусствоведения, профессором Ройей Тагиевой. Читая его, словно окунаешься в поэтический мир Низами и его героев, нашедших воплощение еще и в искусстве ковра.

Известно, что наш великий соотечественник Низами Гянджеви признан одним из корифеев мировой литературы. Поэт, Гражданин, он был носителем самых передовых идей своей эпохи, нашедших отражение, в частности, в его знаменитой «Пятерице» («Хамсе»), объединившей в себе пять поэм, каждая из которых являет собой неувядаемую жемчужину классической азербайджанской поэзии и свидетельствует о духовной близости поэта к народным истокам. Вникая в поэзию Низами, видишь, что самая большая ценность для поэта - это Человек. И он, Человек, должен быть счастлив в свободном от всего дурного обществе, должен любить и быть любимым. Надо сказать, что любовь Низами рассматривает как всеобъемлющее чувство, свободное от национальных ограничений, религиозных и иных предрассудков. В его творчестве, как подчеркивает автор текста, несомненно, обогатившего мини-книгу, нашли свое отражение гуманистические идеи, охватывающие многие стороны духовной жизни человека. Наверное, такой подход и помогал поэту создавать глубокие человеческие характеры и раскрывать в художественных образах психологию человеческой личности. Это, наверное, и привлекало к творчеству великого Низами представителей различных видов искусства, среди которых довольно большое место, наряду с живописцами - создателями миниатюр, потрясающих тончайшей изысканностью и гармонией, занимают также художники по коврам.

Очень интересно изложение истории становления в XVI-XVII вв. классических принципов ковроделия, питавшегося, можно сказать, искусством тебризских художников-миниатюристов, которые, будучи прекрасными живописцами, орнаменталистами, выступали еще и авторами уникальных ковровых композиций. Из миниатюрной книги мы узнаем много нового - к примеру, и о том, что из трех тысяч дошедших до нас ковров упомянутого периода двести образцов считаются подлинными шедеврами коврового искусства. Среди них и вытканные по мотивам поэм Низами. Хотелось бы отметить, что ряд этих ковров XVI в., признанных образцами, утверждающими высокие традиции классического ковра и величия миниатюрной живописи, хранится далеко от нашей родины. Например, кирманский ковер с сюжетами поэм Низами «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун» нашел себе довольно почетное место в собрании парижского музея декоративного искусства.

Автор текста миниатюрного издания со знанием дела рассказывает о развитии ковроткачества в Азербайджане и в более поздние периоды - XVII-XVIII вв., что было связано еще и с усилением влияния Запада - углубились реалистические тенденции, шел поиск новых стилевых направлений. Но хотя приемы и методы изобразительных средств в ковроткачестве и претерпевают глубокие изменения, однако композиционное построение, орнаментальная разработка сюжетов ковров трактуются в традиционных формах. Ярким свидетельством этого, подчеркивается в мини-книге, являются ковры с мотивами, навеянными опять же гениальными произведениями Низами.

Интерес к образам этого величайшего поэта неиссякаем. Напротив, с наступлением XIX столетия, по праву считающегося временем стремительного развития коврового искусства, временем, когда классический ковер, становясь выражением не только эстетического и философского мироощущения, отображал также демократичные по своему духу стремления, мастера ковра с не меньшим интересом обращались к традиционным темам и образам, к великим творениям восточных классиков, вновь искали вдохновение в произведениях Низами. Что ж, это можно понять - ведь общечеловеческие ценности, то есть Добро, Любовь, право каждого на счастливую жизнь, во все времена волновали людей - и разве не об этом замечательное творчество великого поэта?! Произведения Низами носят жизнеутверждающий характер, призывают человека к борьбе за свое счастье, укрепляют его волю. Именно все это и читается в образах героев Низами, нашедших отражение в таком совсем не легком виде искусства, как ковроткачество.

Миниатюрная книга «Ковровые образы Низами» ценна еще и тем, что, касаясь истории развития ковроделия, останавливаясь на сюжетах, связанных с героями бессмертного Низами, ее автор, профессор Ройя Тагиева затронула также вопросы трактовки сюжетов, стремления авторов ковров с образами героев Низами воплотить их в более эмоциональной форме. Автор говорит о простоте и ясности построения этих сюжетов, строгости ритма, стройности графических линий и прочих средствах, помогающих изобразить на ковре тот или иной образ.

Несомненно, вышедшее в свет новое издание, посвященное великому Низами, вызовет большой интерес как тех, кто любит творчество этого неповторимого поэта, так и ценителей удивительного искусства ковроткачества. К тому же, пополнив вызывающую всеобщий восторг экспозицию пока еще единственного в мире Музея миниатюрной книги - детища Зарифы Салаховой, оно станет прекрасным подарком к ожидающемуся в скором времени открытию в Баку нового здания Азербайджанского государственного музея ковра, специально возведенного в целях демонстрации, на радость поклонникам ковроткачества, самых редких и изысканных образцов этого изумительного вида искусства.

 

 

Эльмира АЛИЕВА,

заслуженный журналист Азербайджана

 

Каспий.-2013. - 17-23 августа.  - С.20.