Джаз сегодня и… всегда
Салман Гамбаров: Мертвый сезон - пережиток прошлого
О том, что в пору летних отпусков в культурной жизни нашей столицы наблюдается полное затишье, все мы знаем не понаслышке. Именно в этот период многие из деятелей искусств предпочитают как следует отдохнуть, снять с себя напряжение минувшего сезона, чтобы в полной боевой готовности открыть новый, начинается который, как правило, в сентябре. Многие, но не все. К примеру, из нашей недавней беседы с известным азербайджанским джазовым пианистом, композитором, руководителем группы Bakustic Jazz, заслуженным артистом Салманом Гамбаровым стало известно, что все эти «открытия» или «закрытия» сезона не имеют никакого отношения к ритму жизни профессиональных джазменов, творческая активность которых напрямую зависит от количества предложений принять участие в международных джазовых фестивалях. Вернувшись недавно со Стамбульского джазового фестиваля, известный пианист уже готовится к участию в новом культурном проекте, о чем мы и решили поговорить с ним, затронув по ходу беседы также нынешнее состояние бакинского джаза и его статус на мировой арене.
- Прежде всего примите наши поздравления в связи с успешным выступлением на Международном стамбульском джазовом фестивале. И, если можно, расскажите немного об этом музыкальном празднике.
- За поздравления я искренне благодарен. Что касается самого фестиваля, то в этом году он проходил в Стамбуле в 21-й раз, при содействии стамбульского Фонда культуры и искусства и Garanti Bank. Это довольно крупный культурный проект, в рамках которого состоялось 28 концертов на 13 площадках города с участием более 200 известных исполнителей из разных стран, таких как Hugh Lauriewith The Copper Bottom Band, Chick Corea & Stanley Clarkeduet, Henning Schmiedt Ensemble, Brad Mehldau & Mark Guiliana, John Patitucci, Brian Blade и других.
- А не слишком ли это сложно - выступать с концертами в мертвый сезон?
- Думаю, что сложность в этом случае - понятие относительное. Но если уж быть предельно точным, то должен отметить, что я вообще не могу понять, почему лето принято называть мертвым сезоном, это больше соответствует советским меркам планирования мероприятий в культурной жизни страны, в то время как во всеми мире, можно сказать, в этом вопросе все с точностью до наоборот. Именно летом в адрес деятелей искусств, в частности музыкантов, поступает больше всего приглашений для участия в фестивалях или иных культурных проектах.
- Похоже, у вас даже летом нет времени для отдыха - или после Стамбула вы можете себе его, наконец, позволить?
- Времени на отдых практически нет, чему я, кстати, очень рад. В настоящее время готовлюсь к джаз-фестивалю Morgenland, который пройдет во второй декаде сентября в немецком городе Оснабрюк. Этот широкомасштабный культурный проект давно уже стал традиционным, в Германии он проводится ежегодно и, кстати, в этом году отмечает свой 10-летний юбилей. Точнее, Morgenland будет проходить как интерпроект с участием известных музыкантов из Турции, США, Китая, Германии, Сирии и других стран, которые будут выступать в дуэте или в ином составе.
- С кем предстоит выступить вам на этом фестивале?
- Первое мое выступление состоится 20 сентября в составе интергруппы ALL STAR BAND, в которую помимо меня войдут музыканты из Турции, Германии, Китая, США и Сирии, а 24 сентября мы вместе с известным немецким пианистом Флорианом Вебером исполним фортепианный дуэт. Но впереди еще знаменитый Бакинский международный джаз-фестиваль, которого все мы ждем с нетерпением. Для участия в нем я готовлю специальную программу, которую исполню вместе с английскими музыкантами. Помимо этого продолжается круиз по разным странам нашего проекта «Лятиф» - это немой фильм, снятый режиссером Микаилом Микаиловым, саундтрек к которому написал я. Картина в разное время побывала в Германии, Швейцарии, Польше, Российской Федерации, и в октябре мы представим ее в столице Австрии - Вене.
- Скажите, а могли бы вы, создавая в 1996 году группу Bakustic Jazz, предположить, что азербайджанский джаз достигнет такого признания на мировой арене?
- Подобные вещи, безусловно, прогнозировать весьма непросто, но мне было хорошо известно другое: джаз в Азербайджане всегда высоко ценился, и пусть даже в узком кругу, эта музыка имела немало поклонников как среди музыкантов, так и слушателей. Но весь вопрос в том, что у нас в столице давно уже назрела необходимость создания условий для ее нормального развития. Да, мы периодически выступаем в Международном центре мугама, на сцене Азербайджанской государственной филармонии имени Муслима Магомаева, Государственного театра песни имени Рашида Бейбутова, на каких-то других площадках, но все это не является для нас постоянным местом. Практически наши джазмены не имеют своей крыши над головой. У нас нет своего клуба, где музыканты могли бы собираться и который мог бы привлечь внимание поклонников этого жанра, тех же зарубежных гостей, которые любят джаз и не перестают обращаться к нам с просьбой послушать наши выступления.
А что касается популярности за пределами страны, то здесь все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь прежде всего важно учесть, что именно мы выносим на мировую арену. Если тот или иной музыкант или группа полагают, что вполне достаточно представить джаз только сквозь призму национального орнамента или, скажем, играть на джазовых инструментах поп-музыку, то должен сказать, что это глубокое заблуждение, самый обычный популизм, не более того. Выезжая в дальнее зарубежье, необходимо учесть, что за пределами нашей страны, к сожалению, многие даже не знают, что такое азербайджанский мугам, им это и неинтересно, по большому счету. Но если уж музыкант решил исполнить, допустим, джаз-мугам, то он обязан преподнести слушателю этот синтез на высочайшем уровне.
- Но все же утешает тот факт, что на международных фестивалях азербайджанский джаз представляют именно профессионалы высокого класса?
- В том-то и проблема, что не всегда. Разумеется, в адрес наших профессиональных джазменов постоянно поступают приглашения от организаторов престижных международных фестивалей, и они создают все необходимые условия для нашего участия в этих проектах. Но совсем иная ситуация складывается, когда то или иное мероприятие хотя бы частично спонсирует человек, далекий от понимания джаза, который, увы, и определяет, кто должен представлять в этом случае нашу страну. Наверное, нетрудно представить, как азербайджанский джаз выглядит на международной арене, где совершенно иные критерии.
- Но это может привлечь внимание молодежи, которая, кстати, сегодня проявляет к джазу большой интерес, как к возможности выйти на новую орбиту популярности?
- Это, разумеется, не исключено. Но то, что среди молодых музыкантов сегодня очень много поклонников джаза, не может не радовать. К сожалению, и они сильно отличаются друг от друга: есть ребята, которых привлекает лишь возможность высоких заработков в ресторанах, а есть и те, кто действительно хочет стать истинным профессионалом жанра. Именно на них мы и возлагаем большие надежды, пытаясь убедить в том, что истинный профессионал должен формироваться на базе мирового джаза, - это однозначно. И пока у нас есть потенциальный слушатель - а он у нас есть, как в стране, так и за ее пределами, - джаз в Азербайджане будет развиваться всегда.
Лала Багирзаде
Каспiй.- 2014.- 9 августа.- С.- 1