Династия Шахтахтинских
Заслуги известного рода в истории
Азербайджана неоценимы
Изучение биографий отдельных известных семей Азербайджана составляет важную часть отечественной истории. Начиная с 90-х годов прошлого века в этой области проделана значительная работа, изданы фундаментальные монографии. Но есть еще семьи, сыгравшие важную роль в истории страны, которые ждут всестороннего исследования. Одна из таких известных династий - Шахтахтинские.
В документах о Нахчыванском ханстве Шахтахтинские указываются как Джамшидли и Шахтахтлы, а также как род Газахлар. После аннексии ханства Россией представители этого рода носят фамилию Шахтахтинский. Поскольку основная масса документов относится именно к периоду после 1828 года, мы используем в обиходе главным образом фамилию Шахтахтинский, поскольку в этот отрезок времени фамилию Шахтахтлы приняли лица, не имеющие отношения к интересующей нас семье, а это вызывает известную путаницу. В найдено недавно интересном архивном документе сообщается, что Шахтахтинские - также Кенгерли.
Семья Шахтахтинских дала Азербайджану выдающихся военных, ученых, государственных деятелей, дипломатов, деятелей искусства, врачей. Многих из них погубили общественно-политические катаклизмы ХIХ-ХХ вв. Шахтахтинские многое сделали для защиты нахчыванской земли, пролили немало крови за свободу родного края.
Основная часть документов, касающихся этой замечательной семьи, хранится в архивах Иревана, Тбилиси, Баку, Тегерана, Стамбула, Москвы, Санкт-Петербурга. Недоступность по известным причинам архивов Иревана существенно затрудняет выяснение многих исторических вопросов. Особое место занимает жизнь и творчество известного просветителя и общественного деятеля Мамедага Шахтахтинского.
Его отец - султан Мамедтаги - принадлежал к числу передовых представителей знати того времени. Из архивных документов явствует, что он владел обширными земельными угодьями как в родном селе Шахтахты, так и в других уголках Нахчыванского ханства. Отец его - Гаджи Иса султан - пользовался особым уважением хана Калбалы I. Отметим, что в Азербайджане того времени слово «султан» означало офицерское звание, которое присваивали главным образом кавалеристам. Султан командовал сотней кавалеристов, в его распоряжении были наиб и два векила. Четыре сотни составляли кавалерийский полк. Гаджи Иса также приходился родственником сыновьям Назарали хана и Эхсан хана, с которыми его связывала тесная дружба.
Мамедтаги имел репутацию профессионального военного и человека благотворительного, поборника просвещения, патриота. Хотя отец его владел несколькими поместьями в городах Нахчыван и Иреван, сам он предпочитал жить в родном Шахтахты, и детей воспитал в духе преданности родному краю. Согласно имеющимся документам, помимо Мамедтаги у Гаджи Исы было еще шестеро сыновей - Наджафгулу султан, Гаджи Вели ага, Джафаргулу султан, Мамедгулу султан, Гусейнгулу султан и Зейналабдин султан. У Мамедтаги было три сына - Бахшали, Мухаммед и Джахангир, две дочери - Товуз и Фатма.
Для образования Мамедага Шахтахтинского отец не жалел средств. Он был ученым с широким кругом научных интересов, востоковедом, педагогом и журналистом. Кроме того, М.Шахтахтинский - первый азербайджанский полиглот, он немало прожил в Европе и странах зарубежного Востока. В одной из его статей под заголовком «Новости из Турции» с большой симпатией рассказывается о российском востоковеде Ольге Лебедевой. Известная на Востоке под именем Гюльнар, она свободно владела азербайджанским, турецким и татарским языками, была удостоена османским правительством ордена «Меджидийе» за переводы на турецкий произведений русских писателей.
Совсем недавно был издан сборник избранных трудов М.Шахтахтинского, подготовленный академиком И.Габиббейли. Хотелось бы привести короткую выдержку из предисловия, которая, на мой взгляд, весьма красноречиво характеризует смелость и принципиальность М.Шахтахтинского: «На одном из заседаний Думы, в котором участвовал безжалостный премьер-министр российского правительства Столыпин, Мамедага Шахтахтинский оборвал выступление депутата из Варшавы Дмовского словами: «Ложь! Даже азиатские японцы и персы живут свободнее, чем мы!». Этот решительный протест поверг членов Государственной Думы в трепет».
Последние годы жизни М.Шахтахтинский прожил в Баку, занимаясь преподаванием и подвергаясь гонениям. По свидетельству близких родственников, после кончины на его похоронах присутствовало не много людей. Доживи он до 1937 года, то, скорее всего, был бы арестован, подобно другим представителям рода Шахтахтинских. В качестве примера можно привести Адилю ханым, известного гинеколога, внучку Наджафгулу, дяди Мамедага, отец которой - Иса Шахтахтинский имеет значительные заслуги перед Российской империей. А.Шахтахтинская была схвачена как «контрреволюционерка». В эти годы детей Шахтахтинских расстреливали, отправляли в лагеря и в ссылку, не позволяя жить на родине.
Сын Мамедтаги Шахтахтинского - Бахшали долгие годы работал на таможне в Джульфе, Шахтахты, Шаруре и Астрахани. В 1918 году его с двумя сыновьями изрубили, а в 1937-м уцелевшие потомки его оказались в подвалах НКВД. Несмотря на все перенесенные семьей испытания, потомки Б.Шахтахтинского стали видными учеными. Еще один сын Мамедтаги Шахтахтинского - Джахангир, согласно архивным материалам, до революции работал в Нахчыване полицейским чиновником. После 1920 года следы его, как и многих Шахтахтинских, теряются.
Нужно заметить, что в период существования Араз-Тюркской республики, которая сыграла большую роль в обороне Нахчыванского края от нападений дашнаков, члены семьи Шахтахтинских находились в первых рядах защитников родной земли. До сих пор имя Ибрагим ага Шахтахтинского не забыто. Шахтахтинские приложили немало усилий для приглашения в Нахчыван турецких войск. В селе Шахтахты все еще стоит здание, где размещалась ставка командира турецкого подразделения Халил бека.
В книге воспоминаний супруги азербайджанского писателя Джалила Мамедгулузаде - Гамиды Джеваншир есть такое место: «13 июня 1900 года Мирза Джалил женился вторично - на Назлы ханым (ее настоящее имя Зейнабага бегим), сестре Мамедгулу бека Кенгерли. Назлы ханым раньше была замужем за Алигулу Шахтахтинским и имела от него 16-летнего сына по имени Гейдар». Однако при знакомстве с архивными документами выясняется, что Гейдар, упоминаемый Г.Джеваншир, - сын не майора Алигулу Шахтахтинского, а его брата Гейдара Шахтахтинского, внука Гаджи Исы и сына Гаджи Вели, работавшего в ряде городов Турции - Карсе, Кагызмане и Эрзеруме полицейским чиновником 9-й категории и одновременно переводчиком.
Г.Шахтахтинский скончался в 1889 году, вскоре после женитьбы, и родившегося затем сына мать назвала в честь отца Гейдаром. Об этом Гейдар Шахтахтинский-младший указал в заявлении Нахчыванскому городскому суду от 24 сентября 1916 года.
В архивном деле Гейдара Шахтахтинского-старшего, который больше известен как Гейдар Кенгерли, есть документ, в котором он сообщает об опекунстве над ним деда по отцу Гаджи Вели. По свидетельству родных, Г.Шахтахтинский получил образование в Германии и Москве, став квалифицированным адвокатом.
В Государственном архиве Нахчыванской АР хранятся интересные документы о наградах, которых царское правительство удостаивало Шахтахтинских. В земельных документах, связанных со строительством железной дороги Джульфа-Улуханлы, часто упоминается Аскер Кенгерлинский, супруг дочери султана Мамедтаги Периджахан. Отметим, что Мамедага Шахтахтинский питал к нему большое расположение. К сожалению, сведений о судьбе А.Кенгерлинского после 20-х годов в нашем распоряжении нет.
Еще одним потомком Гаджи Исы Шахтахтинского является Гамид ага, сын Халила Шахтахтинского, который в 1918 году входил в состав правительства Азербайджанской Демократической Республики. Советский режим отправил его в печально известный Соловецкий лагерь, где он и погиб.
Нельзя обойти молчанием также видного дипломата и государственного деятеля Бехбуда Шахтахтинского, с которым были хорошо знакомы основоположник Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк и лидер большевистского правительства России Владимир Ильич Ленин. Он погиб в Тифлисе при неизвестных обстоятельствах. Судя по документам, Б.Шахтахтинский покончил жизнь самоубийством на почве конфликта с супругой. Нет сомнений, что на самом деле его смерть - дело рук советских спецслужб. Слишком опасались того, кому принадлежала главная заслуга в заключении Карсского договора 1921 года, закамуфлировавшиеся под большевиков дашнаки.
Представители азербайджанского рода Шахтахтинских были заняты на государственной службе при иранском шахском дворе, в Российской и некоторое время Османской империях, достойно служа делу свободы своего народа. Нет сомнения, что изучение архивных документов даст нам еще много новой информации, которая поможет в полной мере оценить заслуги Шахтахтинских перед Родиной.
Гулиев, Муса
Каспiй.- 2014.- 9 августа.- С.- 15; 16