У истоков «Азерхалча»
Солнечные орнаменты Алии Багировой
Истоки ручного ковроделия в Азербайджане уходят своими корнями в глубокую старину - фрески и миниатюры, на которых изображены женщины, сидящие за примитивными ткацкими станками, насчитывают более двух тысячелетий. Азербайджанские ковры различаются школой ткачества: губинская, ширванская, бакинская, гянджа-газахская, карабахская и тебризская.
В возрождении этого старинного народного промысла велика заслуга Алии Багировой. С первых же дней, переступив порог управления «Азерхалча», она поставила перед собой задачу изучить тайны этого старинного художественного народного промысла. В ее кабинете поставили станок, и она впервые, натянув основу из множества белых нитей, вручную начала вязать узелок за узелком, овладевая этим нелегким ремеслом, в котором сочетается внимательность, терпение, творческий интерес. Дело пошло - был изготовлен небольшой коврик размером 970 х 660 мм, и, стало быть, изучены азы ковроделия…
Посещая артели, она считала первоочередным долгом подсесть к девушке-ковроткачихе у станка и продолжить процесс. Тем самым она постигала тонкость и изящество этого процесса.
Она была председателем художественного техсовета «Азерхалча» по ручным коврам. Наличие при управлении экспериментально-художественной лаборатории давало возможность постоянно работать над созданием новых орнаментов и возрождением тех, что находились на грани исчезновения. Худсовет руководил лабораторией, в состав которой входили видные деятели искусства, руководящие работники управления и талантливые специалисты: народный художник Лятиф Керимов - знаток ковроделия, кандидат искусствоведческих наук Джафар Миджури и другие.
По инициативе Алии ханым разрозненные кустарные ковровые артели объединили в мастерские и фабрики. Были открыты мастерские в Газимагомеде, Ярдымлы, Газахе, Дашкесане, Барде, Агдаме, что позволяло наращивать объемы производства. В «Азерхалча» деревянные станки заменили металлическими, были построены прядильно-красильный комбинат и освоен сложный процесс химической мойки готовых ковров перед отправкой их на выставки и ярмарки - они приобретали шелковистый блеск, изящество, красоту и словно оживали.
Успех не заставил себя долго ждать, и вскоре один за другим в адрес «Азерхалча» стали поступать положительные отзывы от стран, куда отправляли наши ковры на выставки-ярмарки: Лейпциг (Германия), Дамаск (Сирия), Осака (Япония), Познань (Польша), Брюссель (Бельгия), Алжир, Франция, США, Югославия и другие. Всемирную славу на международных ярмарках и выставках получили ковры губа-ширванской и газах-карабахской школ.
Алия Багирова была одним из инициаторов создания в конце 60-х годов Государственного музея азербайджанского ковра и народного прикладного искусства, который тогда открылся в Баку, в здании Джума мечети в Ичери шехер.
Вот как вспоминает Алию Багирову директор Музея ковра Ройа Тагиева:
- С Алией ханым я познакомилась в 1975 году при комплектовании ковровых изделий для выставки к Международной конференции «Художественные народные промыслы - Азербайджанские ковры». В своем выступлении на конференции Алия ханым профессионально, на высоком уровне проанализировала деятельность «Азерхалча». Это были годы наивысшего расцвета и подъема искусства ковроткачества в Азербайджане, и ей, естественно, было о чем рассказать. Она была отличным профессионалом и грамотным руководителем. Во многом благодаря ее стараниям «Азерхалча» достигла всемирного признания.
Рианна Джавадова, кандидат медицинских наук:
- Отличительными чертами Алии ханым были добросовестность и умение делать все интеллигентно и красиво… Они с моей мамой (Шафига ханым Алекперова работала заместителем министра здравоохранения Азербайджана - Авт.) были подругами, и мне вспоминается грустный и волнительный эпизод. Когда мама тяжело заболела, Алия ханым старалась чаще находиться рядом с ней. Однажды мама, почувствовав себя плохо, попросила Алию ханым, чтобы та, когда ее не станет, принесла астры. Она выполнила эту просьбу, хотя в начале августа астры найти было невозможно...
Алия Гафар гызы Багирова родилась в мае 1919 года в Баку. Отец ее - Кербалаи Гафар Джаббар оглу Алиев был знатным ювелиром и вместе с братом Мешади Алибала Алиевым имел печать «бр.Алиевы», а также ювелирный магазин по улице Ольгинской «Cavahir» («Драгоценный камень»). Ее мать - Пикя ханым - была домохозяйкой, владела секретами народной медицины и умело использовала в лечении некоторых болезней лекарственные растения.
После семилетки Алия поступила на рабфак Института государственной торговли (ныне - Азербайджанский государственный экономический университет), завершив который, получила квалификацию экономиста-плановика советской торговли и была направлена на работу в «Бакторг нефтяных районов» экономистом по ценообразованию. Это был период начала Великой Отечественной войны. На некоторое время молодая семья выехала в Сухуми (Абхазия), а возвратившись в Баку, Алия устроилась на работу в «Бакрайтрансторгпит». Спустя два года - назначена госинспектором во вновь организованную Главную государственную инспекцию по торговле, где проработала семь лет. Затем была рекомендована на партийную работу - инструктором отдела пропаганды одного из райкомов Баку. В 1952 году решением РКП(б) переведена на должность начальника управления «Азерхалча», где и проработала 28 лет. Алия Багирова избиралась депутатом районного Совета, возглавляла Ревизионную комиссию.
В списке ее наград - ордена Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции, многочисленные медали и почетные грамоты Президиума Верховного Совета АзССР.О ней писала союзная и республиканская печать - статьи «Солнечные орнаменты» и «Радужные узоры» (газета «Правда», 22.10.1972 г. и 14.11.1976 г.), «Dünyanı dolaşan xalçalar», «Azərbaycan xalçaları» (журнал «Azərbaycan qadını», 1965 и 1976 гг.).Алия Багирова была активна не только в «Азерхалча», но и в семье. Она вышла замуж за человека, который при необходимости мог защитить ее, - Аскера Багирова, чемпиона Азербайджана по классической борьбе, заведующего кафедрой физического воспитания в АГЭУ.
Он также был главным тренером сборной Азербайджана по борьбе, заслуженным тренером СССР. Вернувшись с фронта в 1946 году, муж занялся воспитанием трех дочерей, и каждое воскресенье дружная семья посещала спектакли в Театре оперы и балета, Русской драме и ТЮЗе. Благодаря чуткой родительской заботе дочери получили высшее образование: одна стала инженером, другая - экономистом, третья - врачом. После смерти мужа забота о дальнейшей судьбе дочек легла на плечи Алии ханым. Единственное утешение она находила в любимой работе. В силу производственной необходимости и в связи с часто проводящимися международными выставками-ярмарками ковровых изделий она ездила в командировки в различные города мира и страны. И каждый раз, возвращаясь из очередной поездки, увлеченно делилась своими впечатлениями о новых встречах с интересными людьми, именитыми мастерами, самобытной культуре и искусстве разных народов. Конечно же, Алия ханым находила время и для своих любимых внуков, которым советовала: дела сегодняшние не откладывай на завтра. После ухода на пенсию казалось, что она не найдет себе занятия по душе. Но, к счастью, Алия ханым не впала в депрессию, а создала удивительно-фантастический мир чудес. Видимо, гены ее отца, Кербалаи Гафара, создателя прекрасных украшений с бриллиантами, сапфирами, бирюзой, взяли верх и помогли привнести гармонию в ее творчество.
Алия ханым, человек по природе одаренный, стала фантазировать, создавая миниатюрные корзиночки с удивительным разнообразием букетов. Затем начала вязать крючком небольшие скатерти, причем каждое изделие отличалось своим неповторимым орнаментом. А сколько души вкладывала она в необычные сюрпризы для родственников и близких! Эти дары до сих пор хранятся в доме каждого из них.
Алия ханым преодолела много трудностей, тревог, забот, волнений, но вместе с тем прожила интересную и насыщенную жизнь.
Эльмира Алмасова
Каспiй.- 2014.- 13 декабря.- С.- 14