Посвящение Клаудио Аббадо
На сцене Филармонии играли в честь знаменитого итальянца
Традиционный пятничный концерт Государственного симфонического оркестра в Азербайджанской государственной филармонии на сей раз был посвящен памяти Клаудио Аббадо, скончавшегося 20 января 2014 в возрасте 80 лет, одного из самых известных и влиятельных дирижеров мира. Лишь наивный обыватель мог предположить, что в Баку на это имя откликнутся только самые искушенные профессионалы.Да, в тот дождливый и ветреный вечер у входа в филармонию не царило оживление, которое уже само по себе говорит о том, что публика, как здесь бывает обычно, спешит на встречу с великой музыкой и выдающимися исполнителями. Но разве могла непогода остановить торопливо заполнявших зал слушателей, не сомневавшихся в том, что памяти такого мастера бакинские музыканты могут посвятить только достойнейшую программу, способную вызвать море богатейших эмоций…Молодой, но уже известный не только в Азербайджане, но и активно гастролирующий дирижер, лауреат международных конкурсов Эйюб Гулиев с пиететом подошел к идее почтить память Клаудио Аббадо уже тогда, когда составлял программу вечера, характеризующую творческое кредо маэстро.
Открывая концерт исполнением Адажиетто из симфонии № 5 выдающегося австрийского композитора Густава Малера, дирижер, конечно же, подчеркнул одну из главных привязанностей маэстро, его преклонение перед гениальными творениями этого автора, все симфонии которого Клаудио Аббадо часто и вдохновенно исполнял в разных аудиториях и записал на диски. Таким началом Эйюб Гулиев подчеркнул и то, что подобное произведение в исполнении артистов азербайджанского оркестра способно ввести собравшуюся здесь и сейчас публику в мир изначально облагораживающей музыки, хранящей эмоциональную память о и прекрасных, благородных порывах души одного из выдающихся наших предшественников.Клаудио Аббадо любил удивлять аудиторию прежде не исполнявшимися произведениями, и вот в рамках филармонической программы впервые в Баку звучит «Шехерезада - три вокальных поэмы для меццо-сопрано и симфонического оркестра» французского импрессиониста Мориса Равеля. При том, что красивый бархатный тембр голоса обладательницы красивого меццо солистки Азербайджанского государственного театра оперы и балета Сабины Асадовой как нельзя лучше подходит к изысканной музыке Равеля,выступление ее вызвало еще и чувство благодарности тем талантливым нашим артистам, что неутомимо работают над собой, выбирают самые изысканные образцы музыкального искусства, у которого нет и не может быть границ.Данью большой заинтересованности Клаудио Аббадо в успехе талантливой молодежи воспринимаешь включение в концерт такого, занявшего все второе отделение произведения, как, к сожалению, редко звучащий в Баку, но очень популярный в мире «Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с симфоническим оркестром».
Скорее всего, это стало возможным потому, что причисляемые к когорте молодых исполнителей Диляра Мехтиева (скрипка), Алексей Милтых (виолончель) и Саида Тагизаде (рояль), давно и осознанно выбравшие свой путь и имеющие большой сценический опыт, оказались готовыми брать такие вершины, как шедевр Бетховена. Весьма профессионально они показали красоту сложных партий каждого из инструментов в ансамбле под чуткий аккомпанемент руководимого молодым дирижером большого оркестра, что не просто подразумевают серьезную подготовку солистов, но и их внутреннюю свободу. Ту, что здесь воспринимаешь как лучшие из эмоций, упоение великой музыкой, способной творить чудеса с теми, кто ее исполняет, и кто ее слушает.
Потрясением для публики стало включение в программу концерта симфонического полотна «Нагыллар» выдающегося композитора современности Франгиз Ализаде, чем Эйюб Гулиев явно отметил особые заслуги Клаудио Аббадо как музыканта, страстного увлекавшегося современной музыкой.
Почему потрясением? Да потому, что именно так, с огромным восхищением и бурей аплодисментов слушатели встретили «Нагыллар» - и это главное. Но есть в такой реакции еще и благодарность дирижеру и музыкантам за то, что впервые в Азербайджане, наконец-то, озвучили написанное нашей прославленной соотечественницей 14 лет назад и все эти годы триумфально исполняющееся во многих странах мира произведение. Да, «Нагыллар» на родине композитора звучит впервые, если не вспомнить, что стенам филармонии довелось услышать это яркое симфоническое полотно в те дни, когда молодой дирижер Фуад Ибрагимов, готовивший к зарубежной поездке только что созданный тогда сборный молодежный оркестр, разучивал партитуру этого произведения с юными музыкантами для исполнения... в Берлине. Но вот, слава Богу, над собравшимися в филармоническом зале, наполненном энергетикой великих, игриво и даже как-то задиристо пролетает воссозданный средствами музыки ковер-самолет, с детства символизирующий веру в счастье и возможность исполнения мечты. Пролетает, сопровождаемый пряным ароматом шумного многоликого и многоголосого багдадского базара, вызывая в воображении картинки из популярнейших в мире восточных сказаний. А это - образы восточного принца и заколдованной красавицы - принцессы, история которых закончилась сказочно счастливым финалом с пышной свадьбой… Образы тех, кто много путешествовал ради познания мира. Зашифрованные в экспансивных современных ритмах видения, рождают добрые, волнительные ассоциации с впечатлениями о далекой от нас истории как впечатления детства, остающиеся с человеком на всю жизнь, как облагораживающие надежды на лучшее будущее и умение с юмором смотреть на себя любимых. Вокруг - зал и музыка, звуки оркестра, а на душе легко, празднично и хочется улыбнуться рядом сидящему. И мир вдруг видится светлым, ярким и добрым, исполненным веры в счастье.
Как средствами музыки достигаются эти видения, как их адекватно - одинаково или по-разному - воспринимают слушателями - кто знает…
Это таинство. Это необъяснимая творческая лаборатория человека, талант которого позволяет ему впитывать и осмысливать окружающие впечатления, чтобы по-своему одарить ими нас. Известно, что здесь знание законов музыкального письма с его гармониями и полифоническими приемами, но как это делается, не расскажет даже сам автор. Понимай, как можешь, как научился сам, общаясь с шедеврами и теми, кто может поделиться хоть чем-то из собственного опыта. Лично мне оркестранты говорили, что при исполнении такой партитуры, как «Нагыллар», каждый член ансамбля ощущает себя солистом, что сложно и очень ответственно, но зато престижно и поучительно. Слышала, как оркестранты благодарили Эйюба Гулиева за то, что включил в программу «Нагыллар», над которой было интересно работать. Что ж, и простым меломанам видно, что тут все потрясающе ново, что Франгиз ханым не просто идет в ногу со временем, но и воодушевляюще передает слушателям творения ее таланта.Надо ли говорить, как нам, слушателям, важна возможность приобщиться к высотам авторских озарений, именно услышать гениальную, достойную музыку и под ее воздействием почувствовать себя тем, кто способен ценить духовность и делиться знаниями и эмоциями с теми, чья душа которых стремится навстречу прекрасному.
И как же здорово, что есть такая музыка. Как прекрасно, что у себя на родине, не ожидая заезжих знаменитостей, мы можем общаться с мировыми шедеврами в исполнении своих музыкантов. Как здорово, что у нас есть удостоенная высокого звания «Артист мира» UNESCO Франгиз Ализаде, музыку которой с благоговением слушает весь мир!
Галина МИКЕЛАДЗЕ
Каспiй.- 2014.- 13 марта.-
С.11.