Всегда на подъеме

Вспоминая кинорежиссера Ниязи Бадалова

 

Он был одним из основоположников азербайджанского документального кино, оставившим после себя богатейшее наследие из более чем 40 документальных фильмов, многочисленных сюжетов для республиканских и всесоюзных киножурналов, посвященных событиям культурной и политической жизни страны. Его неуемный характер, творческий запал заставляли его всегда быть на подъеме, искать неординарные темы для своих фильмов, ставить перед собой все новые творческие задачи. И сегодня многие режиссеры нередко используют в своих картинах сюжеты из его фильмов.

Об этом, а также различных эпизодах из жизни Ниязи Бадалова говорили его друзья и коллеги на вечере, организованном Госфильмофондом и посвященном 105-й годовщине со дня рождения известного режиссера документального кино. Своим выступлением юбилейный вечер открыл секретарь Союза кинематографистов Азербайджана, Генеральный директор Общественного телевидения Джамиль Гулиев. Он выразил благодарность дочери Мастера Садагат ханым за сбереженный ею для потомков богатый архив отца.

Ниязи Бадалов родился в древнем Шеки. Свою трудовую деятельность он начал с работы помощника киномеханика в местном кинотеатре «Ени йол». Живое искусство кино зажгло в нем творческий огонек, и он на всю жизнь заболел им. Его мечта сбылась, когда в 18-летнем возрасте по комсомольской путевке он был направлен на бакинскую киностудию, а оттуда (вместе с Гусейном Сеидзаде) на учебу в Москву, в группу Сергея Эйзенштейна. Через год Эйзенштейн посоветовал Сеидзаде обучаться искусству документального кино у Михаила Ромма, а Ниязи Бадалов успешно проучился у него до конца.

По приезде в Баку вместе с Сеидзаде в конце 1939 года они начинают совместную работу над художественным фильмом «Айна» по сценарию Энвера Мамедханлы. На роль главной героини - сельской девушки, ковроткачихи, ставшей мастером своего дела, они пригласили юную Лейлу Бадирбейли, которая много лет спустя в день рождения Ниязи Бадалова подарила ему книгу с дарственной надписью, в которой особо подчеркнула ту роль, которую он сыграл в ее судьбе. Но сам фильм тогда так и не был завершен: комиссия придралась к каким-то моментам в отснятом материале, а оба режиссера ни на йоту не захотели отступить от своих принципов.

В жизни есть ситуации, моменты, которые заставляют резко менять и свои взгляды, и восприятие действительности, направление деятельности... Подобное случилось и с Ниязи Бадаловым, он стал снимать документальные фильмы, видимо, надеясь, что в этом деле он будет более свободен, независим от чьего-то мнения или вкуса.

Фильмы, снятые им во время Великой Отечественной войны, могут служить правдивым документом, свидетельствующим о том вкладе, который внес в победу над фашизмом азербайджанский народ. Долгие годы друживший с режиссером киновед Айдын Кязимзаде вспоминал, как Ниязи Бадалов рассказывал о съемках, проведенных им на бывшем заводе имени лейтмидта (ныне Саттархана), выпускавшем вооружение для фронта, о работавших там наравне со взрослыми детях, о том, как они перетаскивали тяжелые снаряды, согнувшись под их тяжестью. Увиденные тогда картины даже спустя годы вызывали у режиссера слезы на глазах.

Особая линия в его творчестве - фильмы о деятелях азербайджанской культуры. В них он порой языком художественного кино, с участием артистов воссоздавал отдельные эпизоды из жизни героев фильма, позволяющие зрителю более глубоко прочувствовать их внутренний мир. «Мой мозг, моя мысль живут одновременно и в документальном, и в художественном кино», - признавался режиссер в разговоре с Айдыном Кязимзаде. К таким фильмам относятся, в частности, «Мирза Фатали Ахундов», «Мухаммед Физули», «Генерал Ази Асланов».

Фильмы Ниязи Бадалова представляют собой ценность и в этнографическом плане. Так в фильме «Дагларда ада» («Остров в горах») он запечатлел древние обычаи жителей высокогорного села Хыналыг, их быт, а также уникальный и красивый свадебный обычай, возможно, в наши дни уже утраченный. Участникам вечера была предоставлена возможность просмотреть отрывки из этих фильмов.

Было время, когда самодеятельные театры старались поднять до уровня государственных. Управление искусств направило тогда Ниязи Бадалова в Сальян для создания там театра. Он собрал самодеятельных артистов и проведя с ними большую работу, осуществил постановку спектакля «Садагат» по пьесе Микаила Рзагулузаде, а затем и спектаклей «Вагиф», «Хандар». Их премьеры прошли настолько успешно, что о них писали в газетах.

Знаменитый режиссер Александр Туганов, узнав об этом, написал Н.Бадалову письмо, текст которого А.Кязимзаде воспроизвел по памяти: «Товарищ Ниязи, приветствую вас на новом творческом поприще, - написал Туганов. - Радуюсь открытию еще одного театра… Желаю успеха…»

Бадалов умел достигать успеха в любом деле, которым занимался, также и дубляже фильмов, преподавательской деятельности.

На вечере с воспоминаниями о своем наставнике выступили и его ученики, рассказавшие о той роли, которую Ниязи Бадалов сыграл в их профессиональном становлении.

Франгиз Ханджанбекова

 Каспий.- 2014.- 13  мая.- С.- 11