Купите мне тар

 

Таким было первое появление на большой сцене лауреата международных конкурсов, преподавателя Азербайджанской государственной национальной музыкальной академии и средней специальной музыкальной школы имени Бюльбюля Ровшана Гурбанова. Довольно оригинально начинался его путь музыканта. Старшая сестра будущего тариста ходила в музыкальную школу, и хорошо играла на пианино. Дом Гурбановых всегда был полон музыкой, когда она репетировала, или просто исполняла что-нибудь по просьбе гостей. «Какая умница!», - хвалили ее довольные гости, да и родители поглядывали на свое чадо с чувством гордости. Сердце маленького Ровшана пронзила стрела зависти: «Неужели я не смогу делать так, как она? - думал он. - Надо просто аккуратно бегать пальцами по клавишам и всего делов»роходят годы и родители отдают своего семилетнего сына в музыкальную школу имени Бюльбюля, где он начинает учиться игре на фортепиано. Ровшан делал поразительные успехи, и учителя были им довольны. Мальчик растет, игра его совершенствуется год за годом, он преуспевает как начинающий пианист, но, спустя несколько лет, Ровшан чувствует - не пианино должно звучать в его исполнении. Что же случилось? Играет он отменно, учиться прилежно. В чем дело? Ответ прост: Ровшана стал увлекать другой инстумент - тар. Часто он сидел у телевизора и наслаждался игрой таких видных мастеров, как Рамиз Гулиев, Ахсан Дадашев и Мохлат Муслимов. Однако больше всех его вдохновлял Фируз Алиев, которого он считал и считает до сих пор эталоном. Заразившись любовью к национальному инструменту, он брал в руки первый попавшийся кусок деревяшки, закрывал глаза и, начинал перебирать по воображаемым струнам. «Хочу играть на таре! Купите мне тар!» - упрашивал он родителей каждый день 1993 году Ровшан переводится в класс тара. Нотам его учит Афларуз Мамедов, а мугаму - заслуженный артист Азербайджана Вамиг Мамедалиев. Однажды после занятий за Ровшаном зашел дедушка, держа в руках большой свертоку, из которого выглядывала головка и кусочек грифа тара. Мальчик весь засиял. «Это тебе, внучек, - сказал дедушка, протягивая ему долгожданный подарок. - Я всегда хотел, чтобы ты избрал для себя этот путь. Я верю в тебя».

С этого момента Ровшан занимается столь усердно, что уже через два года становится лауреатом конкурса, о котором уже упоминалось в прологе. «Что тут скажешь, я был несказанно счастлив, заняв первое место в столь раннем возрасте. Тем более, это был мой дебют»е менее счастливым он оказался, когда, поступив в 2000 году в консерваторию, попал в класс своего кумира, народного артиста Азербайджана Фируза Алиева. Они сразу нашли общий язык. Фируз муаллим даже узнавал в юноше себя. В молодости он был таким же неугомонным и голодным до знаний, что не позволяло ему давать слабину. Своим трудолюбием и любовью к мугаму он добился в жизни многого. Теперь он желал того же для начинающих таристов. Ровшан сразу привлек внимание мэтра, своей прилежностью и усердием. Видимо, поэтому в игре Ровшана Гурбанова по сей день чувствуется манера исполнения, присущая Фируз муаллимуДа, я трудился и работал над собой. Но Фируз муаллим всегда помогал, давая тот самый толчок, который так необходим начинающим. Именно он познакомил меня, совсем еще юного, с ведущими ханенде, привел в ансамбль Ислама Рзаева, где я стал делать первые шаги как профессионал, и всячески продвигал. Он не только хороший учитель, но и замечательный человек. И даже сейчас мне не обойтись без его советов и наставлений. Я горжусь тем, что у меня есть такой наставник и всегда буду благодарен ему» 2004 году Ровшан потупает в магистратуру, и уже через год возглавляет инструментальный ансамбль «Шовкет», сотрудничая с заслуженной артисткой республики Айгюн Бейляр. Именно с ней в 2005 году, на проходящем в Самарканде конкурсе этнической музыки, они заняли первое место среди участников из 51 страны, великолепно исполнив ритмический мугам «Симайи шямс». «Тот день был победой мугама. Представители других стран выступали с целыми ансамблями и оркестрами. У одних даже оркестр насчитывал 40 музыкантов. Но в итоге первое место досталось нашему трио - Айгюн Бейляр - ханенде, Тогрул Асадуллаев - кяманча и я - тар. Вот она вся прелесть мугама. Важно качество, а не количество. И для победы достаточно всего три человека, знающих и любящих свое дело»а сегодняшний день, Ровшан Гурбанов побывал более чем в 40 странах мира, в том числе во Франция, в Нидерландах, Марокко и др. Объездив полсвета, он достойно представлял свой родной Азербайджан на многих престижных музыкальных фестивалях, конкурсах и соло концертах. Недавно тарист вернулся из США, где вместе с ханенде Айтен Магеррамовой в консульстве Азербайджанской Республики в Лос-Анджелесе они дали большой концерт. Кстати, это был не первый его визит в Соединенные Штаты. Два года назад при поддержке Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровшан Гурбанов вместе с пианистом, заслуженным артистом Эмилем Афрасиябом дали концерт в Вашингтоне, в посольстве нашей республики в США.

«Присутствовало много высокопоставленных персон. По-моему, концерт удался. Мы отдали предпочтение импровизации. Например, Эмиль играл джаз, а я произведения наших композиторов. Также мы встретились в Вашингтоне с кяманчистом Имамъяром Гасановым, проживающим в США и пропагандирующим там мугам уже не первый год. Прекрасный и талантливый музыкант»роме Айгюн Бейляр, Ровшан Гурбанов сотрудничал с многими известными ханенде - Забитом Набизаде, Тайаром Байрамовым и др. Однако самого запоминающегося концерта он выделить не может. Почему? Да потому что, когда он оказывается на сцене, то играет по полной.

«Каждый месяц в Международном центре мугама мы даем как минимум один концерт. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить директора центра Мурада Гусейнова за высокий уровень организации этих концертов.

Что же касается лично меня, то в конце года я собираюсь дать соло концерт, который целиком и полностью будет состоять из импровизации. Это будет нечто новое, то, что я еще никогда не исполнял на публике. Кроме мугама, я сыграю также джаз и классические произведения».

Мамед Мамедов

Каспiй.- 2014.- 31 мая.- С.- 19