Учительница Президента
Эмма Кязымова:
Я горжусь тем, что мой ученик возглавляет страну в столь непростое время
Сегодня ветеран педагогического цеха страны, преподавательница бакинской средней общеобразовательной школы №6 Эмма Кязымова, посвятившая обучению подрастающего поколения 56 лет жизни, с гордостью произносит: «Мой ученик - Президент Азербайджана». С особым чувством Эмма ханым отвечает на вопросы, связанные со школьными годами нынешнего главы государства.
Наша беседа начинается с того момента, когда Э.Кязымова пришла работать в эту школу.
Завышенные оценки нам ни к чему
- Когда я пришла сюда работать, директором был Борис Семенович Герсиков. В то время школа считалась мужской, здесь учились только мальчики, а девочек принимали в 134-ю. Я тогда еще была студенткой и ходила в школу на практику. Когда я окончила институт и начала работать здесь - а это был 1955-56 учебный год, - только что произвели слияние, девочки и мальчики стали учиться вместе. За годы моей работы директорами школы были Лидия Шильникова, Сахиба Гулиева, Леонтий Асланбеков, Сара Агаева, Адиля Ага-Нейматулла, Джейран Гулиева.
Когда я пришла, помещение школы нуждалось в ремонте. Во дворе росло большое тутовое дерево, и падавшие с него ягоды создавали грязь вокруг. Потом дерево пришлось срубить. Школа работала в три смены, а по вечерам училась рабочая молодежь. Мы собственными силами старались поддерживать чистоту и порядок, по мере возможности ремонтировали. В то время здание было трехэтажным, потом надстроили еще один этаж. Со временем помещение благоустраивалось, трижды за минувшие годы делали капитальный ремонт. Сейчас школа уже шестиэтажная и оснащена на самом высоком уровне, здесь созданы все необходимые для учебы условия.
- Вы были учительницей Президента Азербайджана. Какой предмет вы преподавали, и как занимался Ильхам Алиев?
- Я преподавала Ильхаму биологию с 5-го по 10-й класс. Но могу сказать, что и детство его прошло у меня на глазах: кабинет, в котором я работала, находился рядом с комнатой, где занимался их начальный класс. Ильхама привели в шесть лет, чтобы он привык к школьной жизни и на следующий год на общих основаниях поступил в первый класс. Тогда директором была Сахиба Гулиева, дочь нашего выдающегося режиссера и актера Рзы Тахмасиба. Однажды Ильхам пришел в школу вместе с матерью, сопровождая сестру Севиль. У нас ему очень понравилось, и он сказал: «Я тоже хочу здесь учиться». Зарифа ханым рассказала об этом тогдашнему директору школы Лидии Шильниковой, которая дала добро: «Пусть приходит. Понравится - останется, а если нет, не будет учиться, у него еще есть время». Ильхам остался в школе и стал учиться. С первых дней у него наладились хорошие отношения с одноклассниками и педагогами, он охотно выполнял все задания. Поэтому руководство школы решило досрочно принять его в первый класс, что и было сделано в 1967 году. Даже когда его отец, Гейдар Алиев, работал первым секретарем ЦК Компартии Азербайджана, Ильхам ничем не выделялся среди остальных учеников, напротив, держался просто, и его товарищи не ощущали, что он сын первого лица республики. Помню, у одного мальчика в классе был дефект речи, и ребята часто потешались над ним. Ильхам же всегда защищал одноклассника: чувствовалось, что он нетерпим к несправедливости. И на уроках, и во время перемен он вел себя дисциплинированно. Нередко мальчишки собирались в туалете и курили - мы, педагоги, разумеется, принимали соответствующие меры, сообщали родителям. Ильхама никогда не было среди них. Своим поведением, скромностью и требовательностью к себе он снискал всеобщее уважение. Одевался всегда просто, аккуратно и со вкусом, выделяясь к тому же ростом и спортивным телосложением. В то время в школах ставили оценки по поведению, и у Ильхама они неизменно были отличными. Ему несвойственно было пользоваться авторитетом родителей, заноситься или же покровительствовать кому-то.
Его успеваемость и посещение занятий всегда находились под пристальным вниманием матери. Зарифа ханым наряду с высокой требовательностью не скупилась и на материнскую ласку. Будучи офтальмологом с мировым именем, она отличалась простотой, добротой и человечностью. Не было родительского собрания, на котором Зарифа ханым не присутствовала бы. Вообще, семья Алиевых поддерживала тесную связь со школой и снискала тем самым искреннее уважение всего нашего коллектива. Однажды, когда Ильхам еще учился в начальных классах, я стала невольной свидетельницей того, как заботливо Зарифа ханым поправляла сыну воротник, завязывала шнурки на ботинках. Мы остерегались ставить Ильхаму завышенные баллы, старались оценивать знания максимально объективно. Конечно же, такая требовательность служила мощным стимулом и для других учеников.
- Бывало ли, что Ильхам Алиев не подготовился к уроку?
- Однажды на уроке биологии он признался, что не готов по пройденному материалу, и я сделала ему замечание. Узнав об этом, отец сказал ему: «Вот на книжной полке детская энциклопедия и другая литература о жизни животных, возьми, прочти и подготовься к уроку». Под контролем отца он даже дополнительную литературу прочел и через несколько дней пришел и извинился. За выполнение домашнего задания я поставила ему «отлично».
Все думали, что после школы он пойдет учиться по медицинской специальности. Зарифа ханым говорила: «В нашей семье все врачи, и Ильхам будет врачом. Очень прошу вас, будьте построже с ним по биологии». Ильхам учился на «отлично» не только по биологии, но и по литературе, истории и другим предметам. Но в девятом классе его планы в отношении профессии изменились - по-видимому, сказалось отцовское влияние. Правда, он окончил школу не с золотой медалью, поскольку по физике у него была четверка. В связи с этим его отец заметил: «Ильхам получил столько, на сколько знает. Завышенные оценки нам ни к чему».
Вы были моей любимой учительницей
- А приходил ли в школу отец Ильхама Алиева - Гейдар Алиев?
- В 1977 году 10-й класс «б», в котором учился Ильхам, готовился к последнему звонку. Ильхам сказал, что на банкет придут его родители, но ребята и учителя не очень-то поверили, потому что Гейдар Алиев был очень занят. И тем не менее, на последний звонок пришел Гейдар Алиев с Зарифой ханым. Он поздоровался со всеми нами, побеседовал. Гейдар Алиев выступил перед коллективом с речью и посоветовал нам предоставить молодежи свободу, чтобы они провели этот день так, как им хочется. Тот выпускной стал для нашего коллектива двойным праздником. Зарифа ханым принесла три коробки шоколадных конфет, самых дорогих по тому времени, такие предназначались специально для работников ЦК. Мы тут же открыли коробки, и ребята вмиг опустошили их. Помню очень живо: радость ребят, чувство гордости учителей и родителей, музыка - все слилось воедино, создавая неповторимую праздничную атмосферу. В тот вечер я впервые увидела Ильхама совсем другим: обычно сдержанный и строгий, тут он веселился вовсю и столько танцевал, что пришлось сменить три рубашки.
Гейдар Алиев и Зарифа ханым провели вместе с нами все два часа. Сегодня из учителей, участвовавших в том выпускном, здравствуют один-два человека - многих уже нет с нами, некоторые уехали за границу. Когда в 2001 году, 24 года спустя, Гейдар Алиев вновь пришел в нашу школу, я показала ему фотографию с того вечера и спросила, помнит ли он. Он долго смотрел на снимок, словно размышляя о минувших годах, о том, как сам изменился, как выросли дети. Он не забыл тот день, вспомнил все в деталях…
- Виделись ли вы с вашим учеником, ныне Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым после того выпускного вечера?
- Ильхам Алиев приезжал на открытие здания школы после ремонта 1 сентября 2011 года. Тогда он сказал: «Я специально пришел, чтобы посмотреть, кто из преподававших мне учителей еще работает».
На ту встречу пригласили и меня, и вы не можете себе представить, как обрадовался Ильхам Алиев, когда увидел меня. Обнял и поцеловал меня со словами: «Вы были моей любимой учительницей». Я сказала, что жду этой встречи уже 34 года, но почему-то всегда побаивалась ее. «Почему же?», - со смехом спросил он, и я ответила: «Вы такой высокий, что я кажусь рядом совсем маленькой». Мы долго беседовали, а в конце сфотографировались на память. Этой встречей я очень горжусь.
Квартира, в которой я сейчас живу, подарена мне Президентом к женскому дню 8 Марта. Это очень дорогой для меня подарок. Я всегда молюсь за него. Не потому, что Президент подарил мне жилье, - квартира у меня была. Хотя от такого подарка кто же откажется? Я горжусь тем, что мой ученик - Президент Азербайджана и что он возглавляет страну в столь непростое время.
Каспiй.- 2014.-1 ноября.- С.- 12