Тени минувшего

 Человек живет столько, сколько существует память о нем

В галерее Art Villa прошла необычная по своей тематике выставка «Тени минувшего времени» известных фотохудожников Рустама са и Тофика Рашидова.

Фотохудожники представили на суд зрителей свои работы в черно-белой цветовой гамме и отображающие памятники истории, архитектуры и другие образцы духовного и материального наследия. Не последнее место на выставке заняли изображения склепов и гробниц. Мероприятие было организовано Arts Council Azerbaijan.

О целях и задачах выставки газете «Каспiй» рассказал один из ее авторов - Рустам Гусейнов.

- Почему вы решили затронуть столь непростую тему?

- Жизнь - величайший дар и уникальная возможность для человека проявить себя. Но физическая жизнь имеет свои пределы, к сожалению, иногда она весьма коротка. Особенно остро мы ощущаем это, когда нас покидают яркие, талантливые и горячо любимые люди. Правильно говорят, что человек живет ровно столько, сколько существует память о нем. Есть разные способы сохранения памяти, и одним из наиболее интересных для искусства является увековечение в памятниках и скульптуре.

- Как возникла идея выставки?

- Два года назад я посетил пир Софи Хамид, чтобы собственными глазами увидеть статую белого верблюда, который, как поговаривают в народе, помогает бесплодным. Мое внимание здесь привлекли довольно необычные скульптуры, совершенно не характерные для обычного кладбища. Поэтому спустя некоторое время вернулся и сделал снимки наиболее заинтересовавших меня деталей. Я планировал заняться этим вопросом позже и сопоставить с некоторыми европейскими памятниками. Из разговора с моим коллегой Тофиком Рашидовым я понял, что эта тема очень интересует и его. Он показал мне свои снимки парижского Пер-Лашез, и мы решили, что было бы неплохо создать совместный сопоставительный фотопроект. Мне также показалось необходимым привнести туда восточноевропейскую тематику, и специально для этого я съездил во Львов (Украина) посмотреть знаменитое Лычаково - наиболее значительный из сохранившихся памятников подобного рода в Восточной Европе.

- Где помимо Львова вы собирали материал?

- На парижском Пер-Лашез, в Монпарнасе и упомянутом святилище Софи Хамид.

- Почему вы выбрали столь печальную и мрачную тематику - не боялись остаться непонятым, или это был своего рода вызов?

- Наоборот, я хотел показать, что и Азербайджан имеет очень интересные в художественном плане своеобразные культурные традиции, о которых, к сожалению, мало кто знает даже у нас в стране. Если Пер-Лашез и Лычаково известны всему миру, то о нашем уникальном памятнике не знают даже наши граждане, и это печально.

- Что нового или необычного вы открыли для себя, собирая материал?

- Вначале я был практически уверен, что в основном встречусь с геометрическим орнаментом, максимум - каменными натюрмортами из фруктов, что связано с влиянием ислама. Но я был поражен, обнаружив потрясающие изображения животных в движении и даже сцены из жизни людей того времени, искусно запечатленные в камне.

Виктория ТРЕТЬЯКОВА

Каспiй.- 2014.- 13 ноября.- С.- 13