Карабахские скакуны

 Алла Дзевалтовская: Баку поразил меня красотой и гостеприимством

26 ноября в бакинской галерее Natavan состоится открытие выставки известной латвийской художницы Аллы Дзевалтовской «Карабахские скакуны». Ее организаторы - НПО Arts Council Azerbaijan и Arts Council Latvia при поддержке Министерства культуры и туризма Азербайджана и Посольства Латвии в Азербайджане.

Для талантливого художника-анималиста нынешняя выставка станет первой в Азербайджане, она посвящена теме национальной гордости страны - карабахским скакунам.

Карабахские скакуны на картинах Дзевалтовской предстают свободными и своенравными животными. Они умеют чувствовать, как люди. В их глазах на картинах Аллы читается вся гамма чувств - грусть, тоска, а иногда и слезы радости. Красота, грация, гармония, движение - в них все идеально. Самое главное в работах художницы - движение, динамика. Лошади скачут, бьют копытами - и картина оживает. Они словно плывут по холсту, завораживая взгляд и создавая эффект перманентного движения.

Стоит подчеркнуть, что в своей международной деятельности Arts Council Azerbaijan основное внимание уделяет популяризации культурных достижений и национального достояния Азербайджана за рубежом, а также обмену талантливыми художниками разных стран.

Выставка продлится до 30 ноября, вход сюда для всех совершенно свободный.

В преддверии события Алла Дзевалтовская охотно ответила на вопросы корреспондента газеты «Каспiй».

- Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

- Большую часть своей жизни я прожила в Риге - красивом прибалтийском городе. Там же училась рисовать: посещала художественную школу, позже - Академию художеств. В школе рисовала во всех тетрадках - своих и одноклассников. Получала даже «заказы». Был период в моей жизни, который я провела в Лондоне. Это уникальное место для творческих людей. Тут нет границ, каждый волен свободно выражать свою индивидуальность. Мои любимые импрессионисты в Национальной галерее - место, куда я возвращаюсь каждый раз, когда посещаю Англию.

- В вашей семье были художники?

- Пожалуй, самым близким человеком для меня всегда была бабушка. Она работала на Рижском фарфорофаянсовом заводе, вручную расписывала изделия золотом. Эти уникальные экспонаты до сих пор хранятся у нас как семейная реликвия.

- Когда вы впервые ощутили желание творить?

- Мне часто задают этот вопрос. Рисую с самого детства и до сих пор не могу остановиться. Училась на курсах в нашей Академии художеств, а также у состоявшихся мастеров живописцев. Но по профессии я инженер-строитель.

- Что для вас самое важное в процессе работы, чему уделяете особое внимание?

- Я люблю творить в одиночестве, чтобы ничто не отвлекало. Очень важно настроение - хочется, чтобы от моих работ исходила положительная энергетика.

- Чем бы вы написали свой портрет - маслом, акварелью, пастелью?

- Маслом. Скорее всего, это было бы нечто в стиле импрессионизма.

- Творчество подразумевает жесткую самодисциплину. Куинджи, например, говорил, что настоящий художник должен спать с карандашом в руках и альбомом. Это присутствует в вашей жизни?

- Я бы не сказала, что в моем творчестве присутствует самодисциплина. Скорее оно пронизывает всю мою жизнь. Мой дом больше похож на мастерскую, а кисточки, карандаши и прочее можно найти в любом месте.

- В представлении многих художники - люди, далекие от быта. Так ли это на самом деле?

- Последние несколько лет я живу в доме близ Риги, в деревянном срубе, где из окон виден лес, по утрам слышно пение птиц, а вечером доносится легкий шелест листвы. Вдали от цивилизации здесь можно наслаждаться запахом свежескошенной травы и даже не воспринимать это как работу или быт. То же касается и остальных бытовых вопросов - только с удовольствием!

- Существует ли для вас проблема творческого кризиса, и если да, то как вы с этим справляетесь?

- Думаю, у всех творческих людей периодически случается спад или так называемый творческих кризис. И я в этом плане не исключение. Как гласит народная мудрость: «Для того чтобы говорить, надо прежде многое услышать. Для того чтобы что-то услышать, самому нужно молчать». Так что творческий кризис я воспринимаю прежде всего как период молчания, повод для обдумывания, вынашивания, накопления. Это своего рода некий переходный к новому уровню этап, который не бывает безболезненным. Работать, творить - вот лучшее лекарство от кризиса.

- Давайте поговорим о вашей предстоящей выставке. Как и когда произошло ваше знакомство с Азербайджаном в целом и с породой замечательных лошадей в частности?

- В Баку я впервые побывала года четыре тому назад. Ваш город поразил меня своей красотой и гостеприимством. А в прошлом году участвовала в Международной выставке в Габале. Там я впервые и увидела карабахских скакунов. Если заглянуть им в глаза, можно прочесть в них грусть, тоску, а порой увидеть слезы радости. Лошади - они очень отзывчивые и умеют чувствовать, как люди. Я езжу верхом, но все же предпочитаю наблюдать со стороны, мне гораздо приятнее просто пообщаться с лошадью, покормить ее морковкой, напоить водичкой…

 

На выставку я планирую представить 12 своих работ, большая часть из которых посвящена именно карабахским скакунам. Лошади на моих картинах - свободные и своенравные. Ведь только благодаря им люди научились летать! Красота, грация, гармония движения - в них все идеально! Золотые скакуны вдохновляют меня на новые работы.

 

Я буду рада увидеть поклонников моего творчества и друзей из Баку, а также всех, кому просто интересно посетить выставку. Это моя первая персональная выставка в Баку, и надеюсь, не последняя.

- Что привлекает ваше внимание помимо лошадей?

- Когда я готовилась к выставке Animal Art Fair в Лондоне, где представлены работы художников-анималистов, так увлеклась этой темой, что сейчас она основная для меня. В Лондон я возила свой подводный мир - рыб и черепах. Я всегда экспериментирую, пробую новые материалы и темы. Считаю, в этом и состоит развитие творчества, да и самой творческой личности.

- Персональная выставка для художника - событие ответственное. Как вы обычно готовитесь к нему?

- Я больше всего переживаю, когда организовываю благотворительные выставки с участием других художников. Тогда ни спать, ни есть не могу - творческие люди ведь не всегда пунктуальны и собраны, но все равно я стараюсь делать хотя бы одну такую акцию в год. Участвовала в вернисажах в Латвии, Азербайджане, Великобритании.

- Имеет ли для вас значение, кто становится обладателем вашей картины?

- Я искренне верю, что мои работы находятся в руках очень хороших людей! Специально не отслеживаю, куда они отправляются, но знаю наверняка, что мои картины есть в Англии, Германии, России, Беларуси, Финляндии, Азербайджане, Турции... Мои работы в частных коллекциях по всему миру, причем среди их обладателей много знаменитостей.

- Каков ваш маршрут после Баку?

- Летом нынешнего года в Риге прошла выставка азербайджанских художников. Мои карабахские скакуны - своего рода ответный визит, который способствует развитию культурных связей между нашими странами. Я искренне верю, что для творчества нет границ и расстояний. А что касается моего следующего маршрута, то в планах - новый арт-проект в Москве.

Каспiй.- 2014.- 25 ноября.- С.-12