Необычный концерт,или когда живопись растворяется в музыке

Музыка - это такое чудо, которое вызывает к жизни множество других чудес, развивая в творческом человеке таланты и способности, о которых он и не подозревал. Звуки музыки создают удивительную гармонию в слуховом восприятии, в духовном и психологическом плане, раздвигая горизонты наших возможностей и делая, казалось бы, невозможное - вполне реально осуществимым. Вот и на этот раз азербайджанский пианист, доцент БМА имени Узеира Гаджибейли, заведующий фортепианным отделом Анталийской консерватории Турции Самир Мирзоев - человек разносторонне одаренный, интересующийся и разбирающийся во многих видах искусства, наделенный неуемной фантазией, остроумием и богатейшим воображением, - осуществляет в братской стране, где он работает, интересный и необычный проект. В первых числах декабря в Atatürk Konferans Salonu состоится сольный концерт Средиземноморского университета, который будет посвящен немецким и русским направлениям романтизма. В программе представлены Йоханнес Брамс («Клавирштюк» опус 118) и Модест Мусоргский («Картинки с выставки»), о которых предварительно, перед выступлением пианиста будет дана информация.

С.Мирзоев в интервью газете «Каспiй» признался, что «на этот раз придумал необычный сценарий концерта, основанный на достоверных исторических фактах.

- Дело в том, что М.Мусоргский свои знаменитые «Картинки» писал под впечатлением выставки полотен покойного друга Николая Гартмана, - говорит Самир Мирзоев. - Десять картин Гартмана превратились в десять пьес-сюит. Во время исполнения музыкальных произведений я хотел спроецировать эти картины на большой экран как материал, который вдохновил композитора на создание музыкального шедевра.

Однако оказалось, что за 140 лет многие рисунки Н.Гартмана утеряны. Тогда я предложил бывшей бакинке, московской художнице Руфине Лебедевой-Абасовой нарисовать заново, под впечатлением музыки и по сохранившимся эскизам, те самые десять картин. Благо, в детстве она занималась музыкой и с материалом знакома не понаслышке. Художница согласилась и через несколько месяцев представила слайды и афишу. Таким образом, круг замкнулся: художник-композитор-художник. Говорят, история повторяется: Мусоргский впечатлился от Гартмана, Лебедева - от Мусоргского. Получился ретроспективный взгляд через 140 лет на «Картинки».

Концерт будет проходить в полумраке под слайдовый показ картин на тему «Картинок» Мусоргского. Каждая пьеса будет сопровождаться соответствующей картиной. Там, где сохранился оригинал Гартмана, он будет показан вместе со слайдами Руфины. У зрителя будет возможность оценить не только музыку М.Мусоргского, но и визуальный ряд, натолкнувший на сочинение этой музыки, причём как старый, так и новый вариант, представленные русской художественной интеллигенцией. Некоторые культурологи хоть и окрестили работы не «романтическими» по теме концерта, а скорее «сюрреалистическими», думаю, что этот проект в любом случае будет представлять интерес.

Работами Лебедевой-Абасовой на эту и другие темы уже заинтересовались в «Каталоге русского искусства-2014», ей поступило предложение выставить данный материал в Лондоне весной 2015 года.

На афише концерта рисунок Руфины, где она расположила пьесы Мусоргского по часовой стрелке: «Гном», «Старый замок», «Ссора детей после игры», «Быдло» и др.

 

Афет МАМЕДОВА

Каспиiй.- 2014.- 29 ноября.- С.- 13