БМА: этапы становления
Хидаят Гасанов: Консерватория - фундамент, а наша музыкальная культура - здание
Сегодня мы поговорим о музыкальном вузе, который был построен и открыт по инициативе и при непосредственном участии великого Узеир бека Гаджибейли.
Немного истории
В 1919 г. Узеир бек представил в Азербайджанский комиссариат народного просвещения доклад о необходимости создания в республике высшего музыкального учебного заведения. Инициатива была одобрена, и 25 мая того же года началось строительство здания Азербайджанской государственной консерватории. В 1939 г. Уз.Гаджибейли стал ее ректором, а после его кончины в 1948 г. консерватории было присвоено его имя. В 1991 г. консерватория переименована в Бакинскую музыкальную академию им.Уз.Гаджибейли.
Многое изменилось с тех пор, и здание консерватории, считающееся одним из красивейших архитектурных сооружений нашей столицы, претерпело несколько этапов реконструкции, чтобы предстать в своем нынешнем великолепии.
Сегодня в гостях у газеты «Каспiй» главный инженер и директор оперной студии БМА имени Узеира Гаджибейли Хидаят Гасанов:
Здание консерватории было сдано в эксплуатацию в 1939 году, а проектировали его два великих архитектора - Садых Дадашев и Микаил Усейнов. В этой работе они применили не только западно-европейский, но и национальный ширванский архитектурный стиль, присущий постройкам Старого города. Например, узоры верхней части колон в фасаде здания совпадают с теми, которые использованы во Дворце Ширваншахов. Как профессиональный строитель скажу вам, что облик здания мне очень по душе, это уникальное произведение зодчества. В строительстве консерватории принимал участие сам Узеир Гаджибейли, причем боковых отделов у здания тогда еще не было, потому что оно было рассчитано на определенное по тем временам количество студентов, которых было не много. В 1968 году были построены боковые отделы консерватории и оперная студия, но они скорее были похожи на лабораторные корпуса и никак не вписывались в архитектурный стиль главного здания. В 2007-м, когда мы представили свои первоначальные предложения, Президент Ильхам Алиев их одобрил и распорядился реконструировать боковые отделы так, чтобы все здание составляло единый архитектурный ансамбль.
- А что послужило импульсом для реконструкции и расширения площадей консерватории - только ли увеличение числа студентов?
- Все началось с прихода к власти нашего общенационального лидера Гейдара Алиева. Первое время, как мы знаем, он был занят политическими вопросами и укреплением стабильности в стране, был подписан «Контракт века», юбилей которого мы отмечали недавно. В 1996 году он вызвал к себе нашего знаменитого музыканта, ректора БМА профессора Фархада Бадалбейли и поведал о том, что хотел бы пригласить в Баку М.Ростроповича и других мировых звезд. В тот трудный переходный период здание консерватории находилось в удручающем положении: протекала крыша, не было отопления, не выделялось никаких средств на текущий и капитальный ремонт - ситуация была прямо-таки плачевная.
- То есть добро на реконструкцию вы получили?
- Да, от самого президента. Времени на раскачку было мало. Гейдар Алиев поручил заместителю премьер-министра Абиду Шарифову взять под личный контроль ремонтно-реставрационные работы. Он лично распорядился, чтобы мы организовали прием легендарного бакинца-виолончелиста и других музыкантов мирового масштаба. Это ко многому обязывало, и понятно, что все нужно было сделать на высоком уровне. И мы справились.
Когда Гейдар Алиев входил в зал в сопровождении высоких гостей, вспыхнул ослепительный свет хрустальной люстры и представил взору все великолепие и красоту Большого зала. Мы не обманули ожиданий и доверия общенационального лидера.
Открытие прошло на высочайшем уровне. С тех пор М.Ростропович, который был большим другом нашего корифея виолончельной музыки, народного артиста Сабира Алиева, приезжал к нам каждый год и давал мастер-класс студентам. С того времени у нас в корне все изменилось - отношение к музыке и музыкантам, восприятие культуры, критерии и оценки.
Второе возрождение консерватории произошло с приходом к власти Президента Ильхама Алиева, когда в 2006-2007 гг. он дал поручение произвести экспертизу здания с учетом архитектурного несоответствия боковых отделов главному фасаду.
- Глядя сегодня на здание консерватории со стороны, никто и не догадается, что боковые разделы отреставрированы много позже самого здания, настолько они едины по стилю…
- Ильхам Алиев лично распорядился произвести эти работы, и были выделены необходимые средства на капитальную реставрацию и изменение фасада по ул.Р.Бейбутова и оперной студии. Эти работы также завершились благополучно. Сегодня здание БМА представляет собой цельный и гармоничный архитектурный ансамбль. Великий Гейдар Алиев и Президент Ильхам Алиев оставили неизгладимый след в деле возрождения консерватории, и это вселяет в наши сердца гордость, радость и ответственность!
- А как насчет оборудования и аппаратуры - были ли они обновлены?
- А как же. В здании установлены воздуховоды итальянского производства, централизованное кондиционирование и вентиляция, новейшая котельная система с экономичными инжекторными горелками, отопительная сеть, водопровод, электрическое хозяйство. В 2007-2008 годах во время ремонтно-реставрационных работ у нас произошли также конструктивные изменения. Дело в том, что Малый зал располагался на цокольном этаже, где было сыро и неуютно. Мы перевели его на второй этаж, а общую площадь разбили на три классные комнаты. Затем конструктивно привели в порядок библиотеку, убрали ненужные перегородки, сделали металлические стеллажи с мебельными полками, просторный читальный зал, обеспечили постоянный температурный режим для всего фонда. Президент Ильхам Алиев в 2008 году сам открывал академию после реконструкции и реставрации. Тогда же глава государства распорядился о выделении нам средств на приобретение новых музыкальных инструментов.
- Сегодня на профессорско-преподавательский коллектив БМА возложена ответственная задача - воспитать достойное поколение отечественных музыкантов мирового уровня. Задача, прямо скажем, непростая…
- Разумеется, репетиции и концерты, уроки и условия для учебы, наличие нормальных технических параметров, режиссеры и декораторы, рабочие и концертмейстеры - все-все нацелено на то, чтобы музыканты из Азербайджана могли продемонстрировать свой высочайший уровень и покорить зарубежного слушателя своим мастерством. Наши артисты выступают на самых престижных и знаменитых сценах мира, все они - воспитанники БМА, и мы гордимся ими.
- В каком состоянии сегодня все хозяйственные системы - нужно ли периодически обновлять техническое оснащение?
- Понимаете, построить, сдать и уйти - это одно. А есть еще и эксплуатация, на которую тоже нужны средства. Мы пытаемся получить минимум необходимого, ведь все технические системы требуют ухода и текущего ремонта. Сложностей, конечно же, много, и одна из них связана с помещениями. За последние 20 лет, что я работаю в БМА, у нас не прибавилось ни одного квадратного метра, при этом создаются новые отделы и деканаты, кафедры и лаборатории, их нужно обеспечивать помещениями, оборудованием и комнатами для работы. Посмотрите, сколько новых корпусов построили другие вузы. А мы вынуждены так составлять график, чтобы в одном кабинете занимались два-три профессора или аспиранта. У нас другая специфика обучения, здесь почти все занятия проходят индивидуально, поэтому эти проблемы требуют отдельного рассмотрения. На одном энтузиазме далеко не уедешь, а ведь наши талантливые студенты могут давать концерты, ставить спектакли, выезжать на гастроли, достойно представляя свою страну и национальную культуру за рубежом.
С этой целью мы изучаем примеры зарубежных стран. Скажем, в Лондонской консерватории тоже есть оперная студия и в ней имеется постоянно пополняющийся новыми экспонатами музей инструментов, но консерватория со студией находится на обеспечении королевской казны, которая выделяет огромные средства на содержание, ремонт и приобретение всего необходимого. Мы находимся в подчинении Министерства образования и лишены возможности самостоятельно что-то закупать или ремонтировать.
- А не целесообразнее ли передать БМА в ведение Министерства культуры и туризма, как в свое время передали медицинский университет в подчинение Министерства здравоохранения, которое успешно решает многие их проблемы? Подобная практика существует во многих странах.
- Представьте, что БМА - это фундамент, а наша музыкальная культура - здание со всеми вытекающими отсюда последствиями. Спонсором может выступить не только министерство, но и крупный холдинг, фонды или преуспевающее государственное предприятие.
- Расскажите немного о деятельности оперной студии, которую вы возглавляете.
- Оперная студия всегда ставила спектакли и приглашала на них почетных гостей из посольств и международных организаций. Спектакли с участием студентов пользовались большим успехом у публики. Сценические движения, вокальная подготовка, знание наизусть многих оперных партий, костюмы и декорации, умение держаться на сцене и многое другое отрабатываются здесь в годы учебы. Говоря об оперной студии, не могу не отметить тот огромный вклад, который внес народный артист АР, бывший руководитель оперной студии, отличный организатор и прекрасный человек, ныне покойный Азад Алиев. Именно он создал всю творческую группу, сформировал оркестр, превратив их в сплоченную высокопрофессиональную команду; благодаря его заслугам государственные экзамены в студии прошли на высочайшем уровне. Мы лишь продолжаем начатое им более 20 лет назад дело. Летом мы сдали шесть спектаклей, в подготовке которых принимали участие золотые голоса Азербайджана, народные артисты, профессора Хураман и Фидан Гасымовы, народная артистка, профессор, легендарная Гюльджахан Гюльахмедова-Мартынова, народная артистка, профессор, неповторимая Шафига Мамедова, режиссер Сафина Зейнаб, дирижеры - заслуженный деятель искусств Фахраддин Керимов и заслуженный деятель искусств Казым Аливердибеков. Были поставлены отрывки из опер «Фауст» Ш.Гуно, «Травиата», «Аида», «Риголетто» и «Бал-маскарад» Дж.Верди, «Кармен» Бизе. Выпускные спектакли прошли при полном аншлаге и с участием прессы. Самой большой наградой для нас послужили слова нашего ректора, профессора Фархада Бадалбейли: «Ребята, вы молодцы! Я, признаться, не ожидал…».
Афет Ислам
Каспiй.- 2014.- 11 октября.- С.- 15-18