Резонанс успеха

Баку ждет представителей San Francisco World Music Festival

 

Молодая талантливая ханенде Вусаля Мусаева, уже не первый год выступающая на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета, сумела снискать любовь большой аудитории отечественных зрителей. Впрочем, не только отечественных. С успехом выступая за пределами страны, она продолжает достойно представлять лучшие образцы классического азербайджанского мугама вниманию ценителей шедевров мировой классики.

На днях стало известно, что в связи с предстоящими съемками фильма о творчестве В.Мусаевой в Баку должны прибыть музыкальный директор американского фестиваля San Francisco World Music Festival, наш соотечественник Имамьяр Гасанов и продюсер фестиваля Майкл Санторо.

О подробностях этого проекта и своих дальнейших творческих планах певица рассказала в короткой беседе с корреспондентом газеты «Каспiй».

- Вусаля, насколько мне известно, вы сравнительно недавно вышли на сцену Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета. Но, несмотря на это, уже исполняете ведущие партии в нашей национальной оперной классике?

- На оперной сцене я практически шесть лет, и это, сами понимаете, не так много для творческого становления артиста. Но не без гордости могу сказать, что за этот, в общем-то, небольшой отрезок времени у меня уже сложился свой репертуар. Я исполняю заглавные партии в таких известных произведениях Узеира Гаджибейли как «Лейли и Меджнун», «Асли и Керем», а также партию Шахсенем в опере «Ашыг авриб» Зульфугара Гаджибекова.

- Кто был вашим педагогом по мастерству мугама, и занимаетесь ли вы преподавательской деятельностью?

- Искусство мугама я изучала у нашей известной ханенде, народной артистки Азербайджана Назакет Теймуровой. Что касается преподавания, то раньше я преподавала в Шушинском музыкальном колледже, хотя на какое-то время пришлось это приостановить в связи с постоянным поездками. Но возможно в скором времени я продолжу заниматься с учениками.

 

- Ну, а теперь о главном, что вы можете сказать о фильме, который будет сниматься о вашем творчестве? Кто автор этого проекта?

- К сожалению, ничего конкретного об этом на данный момент сказать не могу, поскольку не имею никакого отношения ни к самой идее, ни к ее реализации. Отмечу только то, что вопрос создания такого фильма возник после того как я приняла участие в Международном музыкальном фестивале этнической музыки, который проходил в Сан-Франциско в 2012 году с участием многих известных исполнителей из Америки, Кореи, Италии и других стран. На этом престижном музыкальном форуме мы вместе с Илькином Ахмедовым представляли Азербайджан и выступали в сопровождении нашего классического мугамного трио: тар, кяманча и гавал.

- Какие из азербайджанских мугамов вы представили на фестивале?

- Я в течение пятидесяти минут исполнила свои партии из оперы Узеира Гаджибейли «Лейли и Меджнун», которые были очень тепло приняты поклонниками этнической музыки и, возможно, именно тогда у музыкального директора San Francisco World Music Festival Имамьяра Гасанова и продюсера фестиваля Майкла Санторо родилась идея создания фильма обо мне. Другой информации относительно этого проекта у меня на сегодняшний день нет.

- Но вам, насколько мне известно, было также предложено провести мастер-классы по мугамному исполнению? Кстати, это не первый случай в вашей практике?

- Да, в свое время я дала несколько мастер классов в Таджикистане для преподавателей и студентов местной национальной консерватории имени Т.Сатарова, изъявивших желание послушать классический азербайджанский мугам. А недавно ко мне обратились с подобным предложением из Сан-Франциско - дать мастер классы для известной филиппинской оперной певицы Лиа Салонга.

- Но как вокалистка она формировалась на школе бельканто, не помешает ли это ей освоить сложную школу мугамного пения?

- Да, это, конечно, весьма непросто - сочетать в своем исполнении два совершенно противоположных направления, но думаю, что в этом случае победит все-таки профессионализм известной певицы. С госпожой Салонга мы будем работать над композицией на песню «Гей-гель» Фикрета Амирова, с которой она намерена выступить на San Francisco World Music Festival в ноябре этого года.

 

- Таким образом, можно сказать, ваш рабочий график безнадежно забит: полная занятость в репертуаре театра, участие в престижных фестивалях, мастер классы и многое другое, что мы просто обошли вниманием? Вам не сложно все это совмещать?

- В принципе, сложно, но лично меня это только радует, ибо в творческом плане дает возможность всегда оставаться в форме и к тому же, способствует пропаганде азербайджанского мугама, который с каждым днем все больше утверждается в пространстве мировой культуры.

- Что нового вы готовите для столичных любителей оперного искусства в нынешнем театральном сезоне?

- В скором времени начну работать над партией Араб Зенги в опере «Шах Исмаил» Муслима Магомаева и очень надеюсь, что эта моя работа также придется по душе зрителям.

- А что бы вы могли сказать, опираясь на собственный преподавательский опыт, о молодых исполнителях, тех, кто, несмотря на всевозможные веяния нового времени, которые не лучшим образом отразились на формировании культуры подрастающего поколения, продолжают интересоваться именно азербайджанским мугамом, стараются изучить его богатейшую школу?

- Молодежи, безусловно, сегодня непросто устоять перед соблазнами, окружающими ее в современном мире, но главное, чтобы она не утратила способности ценить культурное наследие своего народа. Что касается азербайджанского мугама, то он, думаю, надежно застрахован от всевозможных тлетворных влияний. Молодежь его любит, тянется к нему, пытается изучать, и это отрадно. Огорчает другое, а именно то, что многих из молодых исполнителей сегодня больше привлекает собственная популярность, удачная карьера свадебного ханенде, которая, как известно, дает им право жить на широкую ногу. Чисто по-человечески понять их несложно, конечно, но своих учеников я пытаюсь убедить в том, чему меня в свое время учили мои педагоги: подлинные шедевры всегда были и останутся выше сытости, выше всех материальных благ и именно такого отношения требует к себе наш азербайджанский мугам.

Лала Багирзаде

Каспiй.- 2014.- 6 сентября.- С.- 14;15