Мубариз ГУРБАНЛЫ, председатель Госкомитета по работе с религиозными
образованиями: «Нужно как можно больше внимания уделять просветительской
работе»
Вопросы религиозного воспитания, сохранения и укрепления традиций толерантности, присущей нашему народу, всегда присутствуют в повестке дня руководства страны. Какие направления этой деятельности сегодня приоритетны? Об этом и многом другом — в интервью председателя Госкомитета по работе с религиозными образованиями Мубариза ГУРБАНЛЫ корреспонденту «Азербайджанских известий» Элеоноре АБАСКУЛИЕВОЙ.
— За короткий срок, прошедший со времени вашего назначения на должность председателя Госкомитета по работе с религиозными образованиями, вы провели немало встреч, приняли участие в международных и местных мероприятиях, выступили в СМИ. В таком темпе вы будете работать всегда?
— Для того чтобы профессионально заниматься чем-то, необходимо знать состояние дел, все проблемы, которые существуют и беспокоят общество. То есть нужна коммуникация. Разобраться во всех вопросах помогают вот такие встречи с общественностью, которые мы провели в разных регионах и в Баку. Доверительный обмен мнениями, выяснение того, что волнует людей в такой деликатной области, как религия, обнародование позиций государства по актуальным вопросам — такова была их цель. Надо знать и то, насколько осведомлены наши верующие о том, что в последние десятилетия в мире некоторыми кругами создается весьма негативный имидж ислама как радикальной религии, якобы связанной с терроризмом. Именно это предъявляет повышенные требования к проводимой просветительской работе, касающейся религии, особенно ислама, поскольку его исповедует большинство населения нашей страны.
— И каковы результаты?
— Я думаю, об этом говорить пока рано. Но все, что высказывалось на этих встречах, безусловно, сыграет свою роль при выработке и принятии определенных решений.
— Что вы считаете на сегодня главным в религиозном воспитании в широком смысле слова? Ведь не секрет, что об этих вопросах мы стали открыто говорить лишь после восстановления государственной независимости Азербайджана.
— За эти два десятка лет с небольшим достигнуто действительно многое — построены и действуют новые мечети, церкви, синагоги, реставрируются религиозные памятники. Наше государство, сохраняя традиции присущей нашему народу толерантности, проявляет равную заботу о храмах, какой бы конфессии они ни принадлежали. Создан Исламский университет, в соответствии с законом «О свободе вероисповедания» вуз готовит профессиональных религиозных деятелей, большое внимание уделяется укреплению национальных обычаев и традиций.
— Нередко за национальные и религиозные традиции выдается то, что не имеет к ним, прямо скажем, никакого отношения.
— Именно поэтому очень важным направлением нашей работы считаю просветительство. Оно поможет формированию у населения здоровых религиозных взглядов, позволит уберечь молодежь от влияния радикально настроенных лиц. И, конечно, нужно менять ситуацию, когда сформировавшиеся в обществе определенные стереотипы поведения, проведение каких-то обрядов, модели семейно-брачных отношений выдаются за религиозные предписания.
— Вот, скажем, вопрос, который вызвал неоднозначную реакцию в обществе, — проведение поминальных обрядов. Вы на встречах не раз высказывались по этому поводу. Что здесь важно?
— Есть фетва Совета кази Азербайджана, касающаяся проведения траурных церемоний. Известна и официальная позиция по этому поводу: траурные церемонии должны быть достаточно скромными, следует избегать проявления пышности и расточительства. Таковы наши рекомендации. Ломящиеся от яств столы, кулинарные изыски и прочие излишества свидетельствуют не о стремлении соблюсти в точности требования ислама, а говорят скорее о гораздо более прозаических желаниях, далеких от подлинной духовности, — удовлетворить собственные амбиции, показать свой достаток, дескать, мы лучше других и т.п.
— Однако, говорят, нашлись ретивые чиновники, которые стали чуть ли не запрещать поминальные обряды, проверять меню на эхсанах и т.п.
— В середине сентября госкомитет организовал в Северном регионе двухдневную региональную конференцию «Национальные обычаи, традиции и современность» для представителей религиозных общин, где обсуждались многие вопросы, в том числе и тот, о котором вы говорите. При организации и проведении траурных церемоний речь может идти лишь о рекомендациях, которые могут дать представители исполнительной власти. Да и думаю, что нет никакой необходимости вводить какие-либо ограничения в связи с проведением поминальных церемоний, тем более принимать в связи с этим какой-либо закон. Добиваться проведения скромных, далеких от помпезности дорогостоящих поминок следует не запретами, а разъяснительной работой среди населения вместе с религиозными служителями на местах. В этом деле мы работаем рука об руку с Управлением мусульман Кавказа, которое организовало курсы усовершенствования для религиозных служителей. К слову, впервые в нашей стране введена единая форма одежды религиозных деятелей — имамов и ахундов.
— На встречах с религиозной общественностью, проводимых в регионах и в столице, поднимались, судя по СМИ, очень конкретные вопросы. Какие из них вы считаете приоритетными?
— Хочу обратить внимание еще на один аспект работы по религиозному просвещению. Есть граждане, которые не понимают, что развитие демократии не означает, что в каких-то сферах, скажем в религиозной, не должно существовать верховенства закона, что каждый волен делать то, что, на его взгляд, кажется правильным. Что я имею в виду? Скажем, несмотря на увеличение числа мечетей в Азербайджане, некоторые из них столкнулись вот с какой проблемой. Кто-то, некогда построивший мечеть, почему-то решил, что, если она возведена на его средства, значит, и имама или ахунда в ней должен назначить он. Если кто-то построил мечеть, то он сделал это во имя Аллаха. По закону, установленному государством, он должен передать ее муниципалитету. Далее, на основании правил, установленных между государством и Управлением мусульман Кавказа, она должна быть передана общине, и УМК должно назначить туда имама или ахунда. Или другое. В законе «О свободе вероисповедания» ясно указывается, что религиозные обряды могут проводить только священнослужители, имеющие на это разрешение. Однако случается, что какие-то лица, не имея соответствующего документа, объявляют себя религиозными деятелями, выдавая себя за священнослужителей. Это так же незаконно, как и представляться врачом или полицейским, не имея соответствующего образования и документов. Не так давно Кабинет министров внес изменение в Правила ведения, использования и охраны государственного реестра юридических лиц. Для обеспечения прозрачности в деятельности религиозных общин отныне в газете «Общество и религия», издаваемой нашим госкомитетом, должна публиковаться информация о государственной регистрации религиозных структур. Мы направили также конкретные предложения в соответствующие госорганы по поводу лицензирования продажи религиозной литературы и другой продукции, относящейся к сфере религии. Законность необходимо соблюдать везде.
— Незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности. Наверное, поэтому тема преподавания основ религии в учебных заведениях периодически поднимается в обществе?
— Сегодня в различных учебниках, к примеру
по истории и литературе, имеются материалы, содержащие знания о религии. В
будущем будут проведены обсуждения с участием отвечающих за эту сферу
специалистов, работников образования и религиозных деятелей, и уроки религии
могут преподаваться в виде курса. Пока это только идея. Но, повторюсь,
безусловно, есть необходимость в религиозном просвещении, чтобы никто не
злоупотреблял низким уровнем знаний в этой области.
Элеонора Абаскулиева.
Азербайджанские
известия.- 2014.- 26 сентября.- С.- 1-2