Вечные истины

Заслуга нашего классика или плод режиссерского таланта?

На протяжении более трех лет между Азербайджанским государственным театром юного зрителя и Национальным драматическим театром Республики Калмыкия (РФ) существуют тесные творческие связи. В рамках соглашения о сотрудничестве между директором Азербайджанского ТЮЗа, заслуженным артистом, заслуженным деятелем искусств Калмыкии Мубаризом Гамидовым, и генеральным директором Национального драматического театра Республики Калмыкия - заслуженным работником культуры РК и почетным работником культуры Азербайджана Галиной Шураевой - прошли гастрольные туры.

В 2014 году главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств Азербайджана и Республики Калмыкия Бахрам Османов на сцене калмыцкого театра осуществил постановку спектакля «Любящая женщина» по одноименному роману писателя и драматурга Али Амирли. А буквально накануне открытия первых Европейских игр в Баку на сцене ТЮЗа состоялась премьера спектакля «Письма из ада» по одноименному роману выдающегося азербайджанского писателя и драматурга Абдуррагим бека Ахвердиева.

В наказание - ад!

«...Вот почему Бог отвернулся от меня. Только Бог может дать наказание за грех. А я счел себя выше него. Поэтому молча ожидаю его решения. Ну а ты по-прежнему можешь смыть свои грехи...»

Это говорит невинный, но в то же время виновный Дервиш из пьесы «Письма из ада». Не знаю, насколько убедительны его слова, но спектакль получился отличным. Искусно, как говорится, без шума и пыли. Простой, немного классический, немного поверхностный, немного свободный и независимый подход принес ожидаемый результат. Это можно рассматривать и как победу «Писем из ада» нашего классика Абдуррагим бека Ахвердиева, и как плод режиссерского таланта Бориса Манджиева - постановщика спектакля, художественного руководителя Национального драматического театра Калмыкии.

Подальше от нравоучений

С полной ответственностью можно сказать, что спектакль далек от тех навязчивых нравоучений, которые отталкивают человека от театра: что бы ты ни возомнил о себе, мы хотели именно об этом тебе сказать, а теперь смотри и сам выбирай свою дорогу... Естественно, это однозначно успех калмыцкого режиссера, который играл кончиками пальцев, выискивая нужную фигуру, и слепил, будто из пластилина, актеров, но в то же время дал им волю по принципу «вот ты, а вот - сцена», а также сократил дистанцию между тем, что происходит на сцене, и тем, что зреет в умах зрителей.

Вот что говорит режиссер об этой работе и о коллективе: «Я благодарен, что с самого начала коллектив театра мне очень помог. Я получил удовольствие от этого произведения и был поражен игрой актеров в процессе подготовки. Ваши актеры - необычные. В Азербайджане много талантливых актеров, с ними можно поставить любое произведение. Мне сложно было найти подход к этому спектаклю, все думал: поймут ли меня азербайджанские зрители, понравится ли им спектакль? Я верю, что прекрасное исполнение приведет эту постановку к успеху».

Хвала режиссеру за достойную оценку произведения и игры! Значит, не крича, можно донести свой голос до самой сцены, не роняя слез, можно заставить плакать и не переворачивая сцену вверх дном - получить трогательный финал.

Все декорации, костюмы и оформление с легкостью можно собрать в один чемодан и разъезжать с ним по разным городам. Режиссер скромными и в то же время ярко метафоричными декорациями (художник - Элыпан Серханоглу) сказал все, что хотел. Он не стал отрывать зрителя от идеи спектакля ненужными элементами и не создал лишнего груза под ногами странствующего за кулисами актера, который врывается на сцену в нужную минуту.

Только не подумайте, что режиссер - гений или великий изобретатель. Нет, он обычный исполнитель, который правильно распределил постановку и драматический материал, используя при этом все возможности сцены. Не изобретая велосипеда, он смог донести до зрителя XXI века то, что хотел сказать А.Ахвердиев. Вот и все.

Спектакль охватывает обычную, простую, даже традиционную тему: все в этом мире ищут справедливость, верят, что найдут ее, и умирают во имя этого. Или думают, что во имя вечной любви, ломая все табу, можно свободно и жить, и умереть, а если необходимо, то и убить…

Гамида РУСТАМОВА,

Каспiи.- 2015.- 10 сентября.- С.- 11