Школа мастерства

Гюллю Мурадова: Мугам должен идти от самого сердца

 

Ханенде Гюллю Мурадова давно привлекла к себе внимание всех почитателей и знатоков мугамного искусства не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами. Нам удалось поговорить с ней в кулуарах IV республиканского конкурса молодых исполнителей мугама.

- Гюллю, вы часто принимаете участие в телевизионных, республиканских, международных конкурсах молодых ханенде. Почему, победив уже не один раз, вы вновь и вновь испытываете свои силы?

- Еще учась в музыкальной школе №9 имени Джаббара Гаръягдыоглу, я принимала участие во всех школьных, районных и городских мероприятиях. Люблю сам процесс участия во всевозможных конкурсах, праздниках, фестивалях. Это и хорошая школа, и развитие своего потенциала, и расширение общего кругозора. К тому же знакомство с интересными, талантливыми людьми. Иногда контакты сохраняются надолго, иногда - нет, но это жизнь, а в ней, как известно, все течет и все меняется. В душе остается след, а это главное… Душа должна трудиться, постоянно обогащаться, обретать новый опыт, становится глубже. Это важно для более глубокой передачи чувств, эмоций, переживаний или радости при исполнении мугама.

- А какой конкурс вам заполнился более всего?

- Хорошо помню фестиваль «Охu, tаr» 2005 года. Но самым запомнившимся, причем не только для меня, стал II телевизионный конкурс молодых ханенде, организованный Фондом Гейдара Алиева в 2007 году. Я стала его победительницей. Но не это важно и не это запомнилось. Запомнились мастер-классы наших прославленных мастеров мугама, устадов, которые были членами жюри. Разве мы, молодые исполнители, могли себе представить, что будем иметь возможность личного общения с такими корифеями, как Ариф Бабаев, Алибаба Мамедов, Мансум Ибрагимов, Сакина Исмайлова, Агахан Абдуллаев…

Среди гостей были тогда Алим Гасымов, Айгюн Байрамова, Назакет Теймурова и многие другие выдающиеся ханенде. Они приходили к нам на репетиции, слушали нас, давали наставления, щедро делились с нами своим опытом. Атмосфера конкурса была очень теплой, творческой. Все конкурсанты хорошо общались друг с другом, не было ни корысти, ни зависти, ни интриг. С большинством из них я и сегодня поддерживаю и творческие, и личные контакты. На том конкурсе я получила и первый опыт телеэфира, съемок, взаимодействия с телекамерами. Это время моих первых интервью, период узнавания меня на улице, в транспорте…

Но самое ценное для меня - это великолепная школа мастерства. Мы все стремились накопить, впитать больше знаний, умений, мастерства прославленных устадов нашего времени, с кем нам несказанно повезло общаться в течение всего конкурса.

- Прежде вы уже участвовали в международном конкурсе «Мир мугама»?

- Да, на I международном конкурсе «Мuğav Aləmi» в 2009 году я стала лауреатом. Сегодня у меня также есть шанс подать заявку на участие в IV международном конкурсе мугама, пройдя два тура республиканского конкурса.

- Как проходили эти туры, что вы должны были исполнить, чтобы пройти в финал?

- В первом туре конкурсанты готовили к исполнению один из трех мугамов: «Сейгях-мугам», «Махур-мугам» или «Шахназ-мугам». Я выбрала «Сейгях-мугам» Мирзы Гусейна. Во втором туре были ритмические мугамы. Я исполнила «Симаи-Шамс».

- Вы с Зумруд Мамедовой разделили третье место, Гусейн Меликов и Хатаи Гаджиев на сей раз стали вторыми, а победил Орхан Гусейнли. Чем для вас стал этот конкурс?

- Я независтливый человек. Конечно, все бывает, и я - за здоровую конкуренцию. Если сама в хорошей форме, готова к участию, то и победить несложно. Все зависит от тебя самой! Главное - правильно подготовиться к конкурсу, рассчитать свои силы и настроиться на нужный лад. Это очень важный момент. Что-то может пойти и не так, но я всегда с удовольствием принимаю участие в разных конкурсах. Победа для меня не главное, куда важнее опыт, который приобретаешь. В этом конкурсе я очень порадовалась за двоих новых участников.

- Вместе с Алимом Гасымовым вы исполнили «Dəsti-Muğam», и композиция эта даже записана на диск. Что это для вас - опыт, признание, заслуга, почет?

- Алим Гасымов - мой кумир. Я люблю его, восхищаюсь его мастерством, его внутренним миром, его великим умением общения с людьми, его красотой как высоко духовного человека. Он всегда шутит, легко и непринужденно, очень тонко и глубоко содержательно. Я не пропустила ни одного из мастер-классов, которые он вел вместе Адылем Меликовым на Общественном телеканале. Знаете, бывают такие моменты, когда хочется все бросить и больше не петь совсем.

Но тут на экране видишь знакомое лицо Мастера, и осознаешь, что если он все преодолел, то и ты сможешь. Внутренне возрождаешься, и снова хочешь постигать мугам, это великое искусство наших предков, сохраненное в веках, как дар для великой Страны огней. Для меня «Dəsti-Muğam», исполненный с Мастером, - живительная влага, родник вдохновения, мой источник сил.

- А какой мугам вам ближе всего по духу?

- Каждый лад мугама имеет свой характер. Потому и каждому исполнителю подходит тот мугам, который созвучен его натуре, характеру, жизненному опыту, а также моменту или ситуации. Я пою все мугамы и люблю их одинаково. Но раньше у меня лучше всего получался «Сейгях-мугам», все вокруг говорили это и просили исполнять именно его. Но сегодня мне больше по душе «Шур-мугам» и как его разновидность - «Dil keş təsnifi».

В 2013 году я записала клип с мугамной композицией на слова Тахира Акбера «Amin Amin ilahi Amin». Это была сложная работа, потребовавшая много душевных сил. Видеоряд клипа рассказывал о беженцах Карабаха и их неистребимом желании вернуться на свою историческую родину. Но если ты по натуре жизнерадостный человек, то мугамы минорной тональности получатся не так, как мажорные, ритмичные теснифы. Мугам должен идти от самого сердца, как оно того просит, как желает. Профессионализм это одно, а состояние, духовная составляющая любого пения - совсем другое. Мугам надо петь душой.

- Расскажите немного о себе…

- Родилась я в Баку. Мой папа родом из Карабаха, мама - из Арана, поэтому я не могу определиться, откуда я. У нас в семье были хорошие голоса, но профессионально мугамом занимаюсь только я. Когда родители поняли, что у меня есть голос, они отвели меня в музыкальную школу. Я очень сопротивлялась, плакала, не хотела заниматься музыкой. Моим первым педагогом по соло стал Сабир Абдуллаев. Именно благодаря ему во мне и проснулась любовь к мугаму. Он был моим педагогом и в музыкальном колледже при АНК. Теперь я студентка второго курса Национальной консерватории в классе Арифа Бабаева.

- Вы слушаете какую-нибудь музыку помимо мугама?

- Конечно, я люблю джаз, рок, люблю послушать современные мировые хиты.

- Есть ли у вас какое-то увлечение?

- Фотография. Если бы я не стала ханенде, то стала бы профессиональным фотографом. Очень люблю снимать природу и характерные фото. Особенно нравятся черно-белые снимки.

- А литература?

- Конечно. Нам приходится читать много поэзии, и с ней мы знакомы больше, чем с прозой. Но прозу я тоже читаю. Мой любимый автор - Ильяс Эфендиев, в его произведениях все пронизано Карабахом. Очень люблю перечитывать его произведение «Песня осталась в горах».

- Гюллю, на вас всегда прекрасные национальные наряды…

- Это от модельера-дизайнера, доктора философии по искусствоведению Гюльнары Халиловой. Я очень благодарна ей за такое внимание ко мне.

- Вы уже записали свой первый музыкальный альбом под названием «Qarabağdır Məkanım» («Карабах - мой край»). Расскажите об этом.

- В альбом вошло 10 композиций, написанных на основе стихов и газелей Мир Хамзы Сеида Нигяри, Мир Сади Ага, Мир Паши Ага и Мир Магомеда Ага. Альбом я посвятила творчеству Мир Хамзы Сеида Нигяри. Записан он был совместно с мугам-группой «Xarı bülbül» под руководством Алиага Садиева. Его презентация состоялась 10 июля 2013 года. Любители мугама тепло приняли его, и весь тираж уже разошелся. Видимо, надо готовить новый альбом.

- А сольный концерт у вас уже был?

- Да, он состоялся 25 декабря прошлого года в Международном центре мугама в рамках проекта «Axşam üstü Qarabağdan» («Вечерами в Карабахе»).

- Творческих вам удач!

 

Нелли АТЕШГЯХ

Каспiй.- 2015.- 4 апреля.- С.16