Один из семисот тысяч…

По страницам дневника полковника Насиба Алиева

Он уже давно ушел из жизни. Но живет и будет жить всегда добрая память о нем. И не только в семье, где имя его свято. С огромным уважением вспоминают о нем его друзья, сослуживцы, воспитанники…

Насиб Касум оглу Алиев прослужил в Вооруженных Силах почти полвека. Война, ставшая для всех нас Великой Отечественной, - ведь народ защищал свою Родину, - застала его в Дрогобыче, где он, призванный в 1939 году в армию, пройдя в Житомирской области Украины соответствующую подготовку в полковой школе и став помощником командира взвода, оказался по службе.

«Наша часть, - писал он в своем дневнике, любезно предоставленном нам вдовой полковника Сакиной ханым, - стояла в летнем лагере и готовилась к предстоящим 22 июня 1941-го спортивным соревнованиям. Внезапно примерно в 4.00-4.15 утра мы услышали мощный гул и увидели в небе немецкие самолеты. Их было очень много, машин с черной свастикой. Солдаты выбегали из палаток. А немцы стали косить нас из пулеметов: мы были для них живой мишенью… В этот день я впервые увидел убитых товарищей… И начался трудный путь нашего отступления вглубь страны…»

Дневниковые записи Насиба Алиева, какими бы краткими они ни были, позволили нам проследить боевой путь нашего земляка, ставшего одним из 700 тысяч сынов и дочерей Азербайджана, вступивших в смертельную схватку с фашизмом.

…Поначалу совсем еще молодой боец был старшиной роты 176-го артиллерийского запасного стрелкового полка, старшиной батареи 642-го пушечно-артиллерийского подразделения резерва Главного командования. Летом 1944-го Насиба Алиева перевели в сформированную к тому времени 416-ю азербайджанскую стрелковую дивизию, ставшую вскоре Таганрогской Краснознаменной. Здесь он возглавлял штаб дивизиона входившего в состав дивизии артиллерийского полка, служил помощником начальника штаба 592-го минометного дивизиона, начальником штаба. За отвагу и мужество, проявленные в боях, полк этот в феврале 1945 года был награжден орденом Суворова II степени.

В доблестных рядах орденоносного полка Насиб Алиев прошел долгий героический путь до самого Берлина, освобождая одну за другой варварски захваченные врагом территории Украины, Молдавии, Польши, Германии.

Сражался самоотверженно, о чем говорят высокие воинские награды. Естественно, в дневнике Насиба Алиева, завершившего войну уже капитаном, мы не нашли ни слова ни об одной из них. А ведь он был кавалером двух орденов Красного Знамени, двух орденов Красной Звезды и двух орденов Отечественной войны II степени, был удостоен ряда медалей, в том числе - «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы» и др.

Да, бахвалиться, говорить о своих заслугах, выпячивать себя Насиб Касум оглу не любил. Не принято это было в семье скромных сельчан Алиевых - тут уместно заметить, что родился наш герой в селении Раманы, недалеко от Баку, в местечке, ставшем, кстати, родиной ряда известных азербайджанских нефтяников. С детства, как многие его сверстники, мечтал и он заняться добычей нефти. Окончил даже нефтяной техникум, совмещая учебу с работой на промысле замерщиком, оператором по добыче. Возможно, потому так тронули Насиба Алиева, как писал он в своем дневнике, увиденные им в Дрогобыче нефтяные вышки, станки-качалки, напомнившие о юношеской мечте…

Однако судьба распорядилась иначе: пройдя срочную военную службу, Насиб Алиев твердо решил стать профессиональным военным, а именно, артиллеристом. И судя по многочисленным знакам отличия, которыми Родина отмечала его доблесть, стал одним из лучших. Ничто, в том числе и тяжелые ранения, которых у фронтовика было целых семь, не мешало ему вновь и вновь, иногда превозмогая не до конца прошедшую боль, причиняемую полученной раной, возвращаться в ряды героических участников кровавых битв.

В одном из сохранившихся в личном деле Насиба Алиева наградном листе, свидетельствующем о представлении его к ордену Александра Невского, довольно подробно рассказывается о том, как бесстрашно, не боясь порой шквального огня, воевал наш земляк. Вот небольшой отрывок из этого листа:

«В уличных боях за город Берлин капитан Алиев показал себя смелым и отважным командиром. Руководил дивизионом, который находился весь период уличных боев на прямой наводке, сам лично, будучи непосредственно у орудий, давал целевые указания старшим на батарее и командирам взводов. В результате огнем дивизиона было уничтожено 12 пулеметных точек, разрушено 16 домов с засевшими в них автоматчиками и пулеметчиками противника, подавлен огонь одной минометной батареи, уничтожено два орудия прямой наводки - все это содействовало успешному продвижению нашей пехоты вперед…»

Далее командир упомянутого нами ранее орденоносного артиллерийского полка майор Махмудов, подписавший наградной лист, особо подчеркивает, что «при форсировании реки Шпрее раненный в левую лопатку капитан Алиев не оставил своего поста, продолжал управлять дивизионом, находившимся на прямой наводке…»

Скупясь, как уже отмечено, на воспоминания о своих личных заслугах, автор дневника однако весьма подробно, не жалея похвальных слов, всегда окрашенных в очень теплые тона, говорит о своих сослуживцах, фронтовых товарищах. Несколько таких строк он посвятил, в частности, комсоргу его полка Мамеду Мамедову: «…На войне, - читаем в одной записи, - все дни, без преувеличения, были тяжелые. Но один из них запомнился мне на всю жизнь… В самом начале 1945-го, очень морозной зимой, я был ранен и добирался на какой-то повозке до санбата. В это время совсем рядом разорвался снаряд, и меня взрывной волной выбросило на лед, а вокруг все обстреливалось немцами. Так бы и остался я там навсегда, да меня спас комсорг нашего полка Мамед Мамедов. Рискуя жизнью, он ползком приблизился ко мне, схватил за ноги и вытянул в безопасное место. Ему я обязан жизнью. Впоследствии мы подружились… А дружба фронтовиков поистине тверда как гранит…»

Твердым как гранит становился, думается, и характер прошедших фронт людей, тех, кто оказывался, и не раз, лицом к лицу со смертью, кто познал цену жизни…

После победоносного завершения войны Насиб Алиев еще десять лет прослужил начальником штаба минометного полка, затем - дивизии. Около года был военным комиссаром Казахского райвоенкомата республики. И вдруг совершенно неожиданно для себя в начале 1957-го получил предложение возглавить одно из подразделений Министерства внутренних дел Азербайджана. Сначала обиделся было: как это можно, мол, предлагать ему, боевому офицеру, артиллеристу, человеку, прошедшему самую страшную в истории человечества войну, заниматься охраной мест заключения?!

Именно это было предложено Насибу Алиеву. Но, подумав, поразмышляв, все же согласился: что ж, попробую… Полный энергии, готовый к любым трудностям - хотя говорить о них пережившему ужасы войны, по мнению Насиба Алиева, не пристало, - взялся капитан за работу. Задачу перед собой поставил такую: вывести часть, призванную охранять места заключения и находившуюся далеко не на лучшем счету в системе внутренних дел, в число образцовых.

 

«…Начинал трудно, - признается Насиб Алиев в дневниковых записях, сделанных им уже гораздо позже, после обретения нашей республикой независимости, - но постепенно дело пошло на лад, помогли единомышленники. Так и прослужил командиром части почти 20 лет. Уже очень скоро за хорошую работу части был вручен Памятный знак ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС. По тем временам это была высокая награда. Мне это было приятно…

Войсковая часть, которой я командовал, формировалась, как и другие воинские подразделения, из представителей разных краев и республик бывшего Союза. В начале 60-х годов прошлого столетия я выступил с инициативой, поставив перед МВД большой тогда страны вопрос о формировании состава нашего полка исключительно из граждан Азербайджана. Инициативу поддержали, и я горжусь, что мой полк, по сути дела, стал первым образцом национального воинского подразделения…

Я был строгим командиром, но, думаю, справедливым. И главной своей задачей считал укрепление дисциплины. Без этого воинской части быть не может. Потому хочу пожелать командирам нашей молодой национальной армии прежде всего крепить дисциплину. Если мы этого добьемся и дисциплина в армии будет, как принято говорить, железная, тогда и придет долгожданная победа в навязанной нам войне…»

Надо сказать, что часть, к командованию которой приступил удостоенный вскоре звания полковника Насиб Алиев, позже неоднократно получала высокие оценки по итогам инспекторских проверок. А труд самого полковника Алиева был отмечен орденом Трудового Красного Знамени. Но объектом особой гордости были для него люди, прошедшие службу в этой части.

Многие из них стали руководящими работниками МВД республики, 20 человек дослужились до звания полковников, а бывшие командиры взводов полка Т.Керимов и Р.Расулов - до генеральского. К слову сказать, сам наш герой не получил этого звания по весьма формальной причине: у него не было высшего образования… Впрочем, разве в этом дело?! Все, кто служил под его руководством, работал рядом с ним, помнят его как Человека с большой буквы, гражданина и патриота.

Вот что написали однополчане в Памятном адресе полковнику Насибу Алиеву, врученном ему в день его прощания с полком в конце 70-х годов прошлого столетия: «В день Вашего прощания с Боевым Красным Знаменем полка разрешите, уважаемый Насиб Касумович, выразить Вам наше восхищение Вашим титаническим трудом во благо нашей Родины, Вашим героическим служением ей в рядах Вооруженных Сил…»

…Выросли продолжатели благородного дела полковника Насиба Алиева и в его собственной семье: трое его внуков, Керим, Саид и Фархад, - а всего их семеро - военнослужащие. Фархад - уже майор, командир учебной роты полка, где долгие годы служил дедушка Насиб. Ребята еще мальчишками общались с его солдатами, присутствовали на занятиях по строевой подготовке и каждый праздник 9 Мая, приходя к деду, чтобы поздравить его с Днем Победы, с интересом слушали его рассказы о войне, о ратных подвигах борцов, вставших на защиту Отчизны.

…Ныне, когда глава этой большой и дружной семьи уже, увы, давно покинул наш мир, в дом к нему, на огонек, погаснуть которому не дает его верная подруга Сакина ханым, как и прежде приходят и родные, и друзья, среди которых обязательно хотелось бы назвать полковника Мехмана Мамедова, славного офицера, награжденного за участие в боевых операциях в Нагорном Карабахе орденом «За личное мужество». Он - один из тех, кто сменил на посту полкового командира ушедшего в отставку Насиба Алиева, человека, многому научившего их, молодых, заложившего в их части замечательные боевые традиции…

О них, этих традициях, с огромной любовью к командиру и говорят, собираясь в доме своего Учителя, полковника Насиба Алиева, его благодарные воспитанники.

Наверняка придут они в этот дом, с которым сроднились, и нынешним, семидесятым Днем Победы. Той Великой Победы, в которую внес свою лепту и наш славный земляк - боевой офицер, отважный фронтовик, истинный патриот, полковник Насиб Касум оглу Алиев…

Эльмира АЛИЕВА

Каспiй.- 2015- 11 апреля.- С.- 14