Хранитель традиций
Адиль Новрузов: Фотокамера могла взорваться в руках
у Хрущева…
Найти свое место в жизни удается не каждому. А сделать это с самого раннего детства - удел совсем не многих. Бакинскому фотографу Адилю Новрузову фортуна улыбнулась.
Уже в пятилетнем возрасте вполне взрослый подарок отца - фотоаппарат «Зоркий - 4» - положил начало детскому познанию мира через видоискатель фотокамеры. Первые шаги в съемке быстро принесли юному фотографу популярность среди сверстников и уважение старших. Фотоаппарат сопровождал его теперь всегда и повсюду.
В школьные годы ни одно мероприятие не обходилось без Адиля. Уже тогда портреты учащихся и фоторепортажи о жизни родной школы №160 оценивались как работы зрелого мастера. А в волшебной фотолаборатории отца, на практике изучая процессы обработки фотопленки и технику печати, в окружении таинственного реквизита юный фотограф ощущал себя в сказочном, фантастическом и прекрасном мире.
Окончив в 1979 году школу, он поступил на Фабрику фоторабот, которая повысила и утвердила его профессиональную деятельность как фотографа высшего разряда. В начале 80-х, уже являясь фотографом Каспийского морского пароходства и следуя по стопам отца, продолжил свою профессиональную деятельность нештатным фотокорреспондентом газет «Моряк Каспия» и «Хазар денизчиси», ярко отражал в своих репортажах нелегкую службу тружеников флота, сопровождая их на страницах газет самобытными и классическими портретами.
С 1984 по 1990 год он - студент факультета журналистики МГУ им.М.В.Ломоносова. Проходил практику в таких изданиях, как «Советское фото», «Водный транспорт», «Советский спорт». Награжден почетными грамотами МГУ за лучшие студенческие фотоочерки. Фоторепортажи «Родной Баку» и по экологической тематике вошли в его дипломную работу, вызвав большой интерес и одобрение у преподавательского состава вуза. В последующие годы и до настоящего времени активно сотрудничает со средствами массовой информации.
Являясь многожанровым фотографом, Адиль специализируется на съемке портрета, работая в творческой фотостудии, которую унаследовал от отца - известного фотографа Энвера Новрузова. Все свободное время он посвящает изучению истории развития фотографии в целом и фототехники в частности. Находиться в гостях в его студии всегда интересно: я зашел к нему всего на пару минут, а задержался на несколько часов. Его рассказы об удивительной истории фотоаппаратов, каждый из которых имеет свою биографию и судьбу и сделал многих людей знаменитыми фотографами, так захватывают, что виртуально переносишься в те далекие годы.
В его студии хранятся и редчайшие раритеты - первые профессиональные, изготовленные из ценных пород дерева известными мастерами XIX века, тогда еще тяжеленные и огромные фотоаппараты на массивных треногах (на фото А.Новрузов с одной из таких фотокамер). Даже их названия отражают идеологический и политический характер - к примеру, советского прошлого, настроение того времени: «Юность», «Весна», «Школьник», «Друг», «Мир», «Восход», «Старт», «Искра», «Кристалл», «Заря», «Юнкор», «Эстафета», «Комета», «Москва», «Салют», «Зоркий», «Вега», «Нева», «Комсомолец», «Смена»... Самый главный фотоаппарат того времени - ФЭД, название которого расшифровывается как «Феликс Эдмундович Дзержинский» (естественно, все эти образцы есть в собрании А.Новрузова).
Первые несколько десятков этих фотоаппаратов были собраны вручную в мастерских Детской трудовой колонии имени Ф.Д.Дзержинского под Харьковом, которой в свое время руководил известный советский педагог А.Макаренко. Конечно же, не забудем упомянуть и некогда популярный советский «Зенит».
Кстати, в основном, именно этот фотоаппарат наряду с русской водкой вывозили за рубеж наши туристы, чтобы продать эти «гостинцы» иностранцам и получить взамен немного валюты. «Не совсем приятная приключилась история с фотоаппаратом «Зенит-5», - вспоминает А.Новрузов. - Год был 1964-й. СССР изо всех сил пытался «догнать и перегнать» США по мясу, маслу, стали и чугуну и еще черт знает по чему… даже по фотоаппаратам. Шло нешуточное соперничество с главным капиталистическим государством мира. И вот с конвейера Красногорского оптико-механического завода сошла новинка - зеркальная фотокамера «Зенит-5» с множеством технических наворотов. И что особенно примечательно, впервые в мире в этой фотокамере был применен взвод и спуск затвора с электрическим приводом, то есть с электромотором. Был великий шанс утереть нос зарвавшимся американцам хотя бы в этой области. Естественно, решили, как сейчас говорят, пропиариться перед первыми лицами государства. Когда фотокамеру уже везли в машине в Кремль, она вдруг взорвалась.
Как потом установили, взорвался аккумулятор, который зарядили сверх всякой нормы. А если бы это произошло во время вручения подарка… Слава Богу, все обошлось: никого не посадили и не поставили к стенке. На дворе уже было другое время. А камеру заменили другой и подарили Н.С.Хрущеву, тогдашнему первому секретарю ЦК КПСС, который тем самым в очередной раз показал американцам «кузькину мать»...
Однако перенесемся в день сегодняшний. На стендах мастерской расположились интересные фотоработы, символизирующие ушедшее время, жизнь и настроение людей, их чаяния и заботы. Здесь же в черно-белом исполнении хранятся снимки отца Адиля и старинные фотоаппараты, с которыми работал выдающийся мастер. Есть фотоаппараты, подаренные коллегами и друзьями в знак уважения к памяти Энвера Новрузова. Жизнь отца оборвалась на самом пике творческой карьеры, и многое, что было им запланировано, он не успел осуществить.
Адиль Новрузов продолжил его дело в самых лучших традициях классического фотоискусства. Проявляя огромный интерес к истории фотографии и фототехники, А.Новрузов может по праву считаться хранителем основ традиционной фотографии и крупным специалистом в этой области.
Л.БОРИСЛАВСКИЙ
Каспiй.- 2015.- 18 апреля.- С.- 18