Живущий музыкой

 

Тофик Бакиханов – 85

 

«Живу музыкой» - так называется новая книга, посвященная жизни и творчеству всемирно известного азербайджанского композитора Тофика Бакиханова. Он - потомок прославленного рода бакинских ханов, народный артист Азербайджана, профессор, кавалер ордена «Шохрат», лауреат премии Humay.

 

Маэстро Бакиханов - автор восьми симфоний, пяти симфонических мугамов, шести симфонических поэм, 25 концертов для разных инструментов, 26 сонат, трех одноактных балетов, трех оперетт в соавторстве с Н.Мамедовым, более 100 песен. Он - представитель потомственных музыкантов. Его отец - знаменитый тарист, народный артист республики Ахмед Бакиханов - был большим другом великого Узеира Гаджибейли. Они вместе работали в музыкальном училище и консерватории, а семьи жили недалеко друг от друга (сейчас в этих домах открыты музеи). В детстве Тофика слушал сам Узеир бек и предсказал ему блестящее будущее. Этот момент запечатлен в полотне художника Гусейна Гаджиева.

 

В беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» маэстро рассказал о годах учебы, своем творчестве и дне сегодняшнем.

 

- Как начиналась ваша музыкальная карьера?

 

- По рекомендации Узеира Гаджибейли я учился в музыкальной школе в классе Цимберова, затем в консерватории у профессора Амитона, а по композиции - у Гара Гараева. С 12 лет я уже выступал в качестве скрипача-солиста в концертах на радио, в филармонии, консерватории. Концертную деятельность продолжил в Государственном трио филармонии. Затем вел класс скрипки в Бакинском музыкальном училище и уроки камерного ансамбля в консерватории. Но меня неумолимо влекла композиторская работа.

 

- Тофик муаллим, как появляется новое сочинение - в результате яркого впечатления или сразу же рождается музыкальный образ?

 

- Случается по-разному. К примеру, идею создания мугама «Хумаюн» подала мне безвременно ушедшая из жизни дочь Нигяр, ученый-востоковед, она глубоко переживала страшную трагедию Ходжалы. Ей посвящена симфония №5 «Нигяр». Мугам «Хумаюн» записан когда-то мною с игры отца на таре. Это синтез моих чувств, мыслей, личной и общенародной трагедии. Думы о смерти всегда занимали художников. «Хумаюн» в моем творчестве задуман и прочитан как реквием.

 

- Ваше обращение к симфоническому мугаму - это продолжение традиций Узеира Гаджибейли, Фикрета Амирова, Ниязи…

 

- В этот ряд можно поставить мои симфонические мугамы «Нава», «Рахаб», «Шахназ», «Дюгях».

 

- Расскажите о симфонической поэме «Всегда с нами»…

 

- Она посвящена нашему общенациональному лидеру Гейдару Алиеву. В ней - любовь и преклонение перед великой личностью.

 

- Вы являетесь членом Центра культуры Ирана в Баку, читали лекции в тегеранском университете искусств «Сура», ваши авторские концерты с успехом проходили в Тегеране, Исфагане, Ширазе, Тебризе, Ардебиле. А еще запомнились три концерта из «турецких» сочинений, посвященных 100-летию турецкого композитора Хасана Ферид Алнара и 86-летию Турецкой Республики. Благодаря вашей инициативе в Азербайджане впервые прозвучали произведения многих композиторов Южного Кавказа, Центральной Азии, Казахстана и Литвы. Отдельный концерт был посвящен французским композиторам Дебюсси, Равелю, Франсе, Пуленку

 

- Именно идее братской дружбы народов служит не только мое творчество, но и вся моя жизнь.

 

- Вы плодотворно работаете не только в сочинительстве, но и успеваете заниматься и общественной деятельностью. В вашей новой книге меня удивило название - «2000 километров успеха»...

 

- После успешного окончания VII международного фестиваля танца во Франции, где показывали балет «Каспийская баллада», мы совершили поездку протяженностью в 2000 километров с севера на юг. Передвигались на автомобилях - везли с собой декорации, и страна предстала перед нами неторопливо и в подробностях. Каждый день - спектакль, но в любую свободную минуту мы стремились поближе познакомиться с городами, музеями, людьми.

 

- Пожалуйста, расскажите подробнее о балете «Каспийская баллада»…

 

- Это одноактный балет-поэма, балет-новелла был поставлен на сцене Театра оперы и балета в 1968 году. Он полон поэзии, романтики и посвящен славным нефтяникам Каспия. Это уникальный балет - единственный в мире на нефтяную тему. Как-то маэстро Гара Гараев рассказал нам, студентам, как знаменитый режиссер Роман Кармен снимал фильм на Нефтяных Камнях и вдруг из одной скважины вырвался природный газ, операторам удалось заснять неповторимые кадры. Тогда я заинтересовался нефтяной темой, бывал на Нефтяных Камнях, встречался с нефтяниками, наблюдал их работу и быт. Но больше всего меня впечатлило, как люди плечом к плечу боролись с аварией. Эти моменты я и передал в музыке.

 

- Балет, исполненный на VII Международном фестивале танца в Париже, по свидетельству Гара Гараева, покорил французскую столицу, в тот сезон он был показан 60 раз! Затем звучал еще в семи городах Франции, в Люксембурге, Монако, а также во многих городах Союза, и везде имел огромный успех.

 

- В балете «Каспийская баллада» по либретто С.Мамедзаде нет конкретного сюжета, зарисовок быта, сцен любви, зато есть романтика моря, героика труда, разум и мощь человека. Это мой любимый балет.

 

- Это, безусловно, вершина вашего творчества, хотя за ним последовали еще два балета - «Восточная поэма» и «Добро и Зло».

 

- «Восточная поэма» создана по «Персидским мотивам» и другим творениям великого русского поэта Сергея Есенина, побывавшего в Баку. А балет-притча «Добро и Зло» - по «Хамсе» («Пятерица») Низами Гянджеви. Он о вечной философской и жизненной истине - борьбе добра со злом. Ставил его молодой бакинский балетмейстер Рашид Ахмедов. Это одноактный балет решен в стиле модерн, и партию главного героя - Зла - исполнял сам постановщик.

Так бывает в жизни: если существует где-то Зло, это не означает его победу, наоборот - все гнилое, темное в конце концов изживает себя и служит процветанию добра. Зло в моем балете поставлено на колени…

 

- А в вашей жизни и творчестве вы поставили зло на колени?

 

- Я победил болезнь, вырастил сыновей рано ушедшей дочери, двух замечательных внуков - Надима и Рифата. Воспитал не одну плеяду талантливых музыкантов, пропагандировал азербайджанскую музыку, в том числе и свою, за рубежом. Всю свою жизнь и творчество посвятил светлой и доброй идее братской дружбы народов. И сейчас я в полном здравии руковожу подготовкой к предстоящему юбилею. Уже выпущены афиши и пригласительные билеты, а также брошюры с программой и новая книга под названием «Слово о композиторе». 7-15 декабря концерты пройдут во многих залах Баку, а затем в Нахчыване, Иране и Турции.

 

- Ваши сочинения для флейты - большой вклад в историю этого инструмента, даже фирма «Мелодия» выпустила пластинку, состоящую из сочинений Бакиханова в исполнении знаменитого флейтиста, заслуженного деятеля искусств Азербайджана Тельмана Гаджиева.

 

- С Тельманом Гаджиевым меня связывает большая творческая дружба длиной в 50 лет. На концерте в Москве, где он учился, Тельман играл так увлеченно, что мне захотелось написать для него музыку. Ему принадлежит роль вдохновителя в создании сочинений для флейты. Ему я посвятил свой Первый концерт для флейты с оркестром и все последующие произведения писал с учетом его индивидуальности. Ведь он знакомил меня с особенностями своего инструмента, что побуждало к поиску еще большей виртуозности его партии…

 

- Меня заинтересовал написанный вами Концерт №6 для скрипки с оркестром в стиле джаза, посвященный памяти известного американского композитора Джорджа Гершвина. Это стремление шагать в ногу со временем или же дань памяти знаменитого композитора?

 

- И то и другое. Это произведение я писал с большим воодушевлением, кстати, сегодня оно стало лауреатом стипендии Фулрауэл Хейс в США и премировано. Его прекрасно исполняет замечательная скрипачка, заслуженная артистка республики Тофа Бабаева.

 

- Вами написаны три оперетты в соавторстве с Нариманом Мамедовым - «Мамедали едет на курорт», «Одна из шести», «Девушка спешит на свидание». А ваши романсы для голоса и фортепиано положены на чьи слова?

 

- На стихи азербайджанских поэтов: Сулейман Рустам, Сиявуш Мамедзаде, Микаил Мушфик, Тофик Муталибов, Аббасгулу ага Бакиханов... Есть и романс на слова Пушкина «Зимняя дорога». Наиболее популярные из них - «Песня о Родине», «Извини меня», «Песня о солдате», «Любящая душа» и другие.

 

- Тофик муаллим, в вашей музыке присутствует склонность к танцевальной пластике. Что это - юношеский запал или такая музыка звучит у вас в голове?

 

- И то и другое - да, я чувствую себя молодым, полным сил, поэтому во мне звучат танцевальные мелодии и ритмы.

 

- С народным артистом республики Рамизом Гулиевым вас связывает долгий творческий путь, и Второй концерт для тара с оркестром посвящен именно ему. Он - редактор и исполнитель всех ваших концертов для тара с оркестром. Недаром его называют королем и поэтом тара - играет он с большой душой, а инструмент его поет.

 

- Известный музыковед Земфира Кафарова пишет о нем так: «Я не знала, что можно играть так по-новому, так по-своему, так по-другому…». А его сын Эйюб Гулиев, приняв эстафету отца, несмотря на молодость, зарекомендовал себя как яркий, перспективный тарист. В его интерпретации виртуозно прозвучала моя «Турецкая рапсодия», посвященная известной турецкой пианистке Ройе Танер.

 

- Несмотря на предъюбилейную загруженность, вы наверняка не отошли от творчества. Чем занимаетесь сегодня?

 

- Оркеструю свои песни.

 

- Тофик муаллим, большое спасибо за беседу. Пользуясь случаем, поздравляем вас со славным юбилеем и желаем огромного творческого вдохновения.

 

Эля ЭНВЕРЛИ

Каспiй.-2015. - 5 декабря.- С. 16.