Свой среди своих

 

Никита Михалков: Творческий вечер это повод задуматься…

 

КОНТАКТЫ

 

Творческий вечер известного российского кинорежиссера, актера, председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова прошел на днях в Баку, на сцене Дворца Гейдара Алиева.

Хочется отметить, что несмотря на свою 55-летнюю карьеру в кинематографе, творческих вечеров Никита Сергеевич никогда не проводил. Мастер-классы, лекции, общение со студентами - все это было. Но в свой 70-летний юбилей он впервые решил выйти на откровенный разговор со своими поклонниками. Поначалу такие вечера прошли в Москве, а затем он стал гастролировать с ними по зарубежью.

Весной нынешнего года он побывал в Баку с рабочим визитом и, поняв, что и тут у него немало поклонников, вернулся с творческим вечером. «Свой среди своих» - именно так назвал свой вечер Никита Михалков. И выбор этот не случаен. С одной стороны, это перефразированное название фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», снятого им в 1974 году, а с другой - ожидание мэтра, что в зале будут именно свои, единомышленники, желающие получить от него ответы на свои вопросы.

 «Такое общение с публикой очень многое дает. Тебя заставляют формулировать то, о чем порой даже не задумываешься. Это очень интересно с точки зрения какого-то внутреннего роста и очень живое и всегда интересное для любого творческого человека общение», - говорит Михалков.

 «Приготовились! Тишина! Мотор!», - именно с этой команды началось выступление. В центре сцены, сидя за столом с ноутбуком, Михалков начал свой творческий вечер. «Я хотел бы построить нашу встречу легко, поговорить о киноработах, вспомнить моих товарищей, ответить на ваши вопросы…», - отметил он в начале выступления.

Затем зрителям были представлены кадры из личного архива Н.Михалкова, очень трогательная семейная хроника. Гости смогли увидеть знаменитых предков режиссера - художника Петра Кончаловского и поэта Сергея Михалкова, знакомого многим по детским стихам. Также были представлены отрывки из двух картин Никиты Михалкова, посвященных отцу и матери. «Не было больше счастья, чем хохотать вот так вместе с отцом, а потом даже не помнить, с чего все началось», - рассказывал российский режиссер.

Пожалуй, самая ожидаемая часть для зрителей включала рассказы о кино (начиная с самых первых фильмов), «вкусные» истории о съемках и серьезный разговор о профессии.

«Кино, если к нему серьезно относиться, охватывает всего тебя. Это не профессия, это приговор, диагноз и образ жизни», - делится Михалков со зрителями.

Очень увлекательно он рассказывал о семейных ценностях, воспитании детей, об отношениях, складывающихся на съемках, и о друзьях.

Рассказ Михалкова о режиссерских работах сопровождался показом фрагментов из самых известных и любимых миллионами зрителей кинолент. Были тут и кадры памятных событий из жизни режиссера, например, вручение премии «Оскар» в 1995 году. Никита Михалков и его дочь Надя поднимаются на сцену, чтобы получить премию за лучший фильм на иностранном языке - «Утомленные солнцем».

 

На протяжении двух часов Никита Михалков правдиво отвечал на многочисленные вопросы зрителей о семье, друзьях, новых работах и многом другом.

Один вопрос из зрительного зала даже заставил режиссера призадуматься. Он звучал так: «Чего в жизни вы больше всего боитесь?». Никита Михалков, немного подумав, ответил: «Я боюсь начать бояться…».

На вечере режиссер признался, что у него есть задумка снять фильм в Азербайджане. Он отметил, что планирует большой кинопроект, посвященный жизни и гибели Александра Грибоедова. «Часть этой картины мы хотели бы снять с нашими азербайджанскими коллегами здесь, в Азербайджане», - поделился планами режиссер.

После вечера одна из восторженных поклонниц творчества Михалкова - Ирада Алиева сказала газете «Каспiй»:

- Я восхищаюсь его смелостью и принципиальностью. Ему 70, а посмотрите, как молод он душой. Я пришла сюда, чтобы разделить этот вечер с замечательным режиссером Никитой Михалковым. А еще - в надежде подпитать себя новыми идеями на будущее.

Корреспонденту газеты «Каспiй» удалось побеседовать и с самим Никитой Михалковым.

- Никита Сергеевич, вы много работаете с молодежью. Есть ли, на ваш взгляд, различия между молодыми людьми прошлых лет и современными?

- Сегодняшняя молодежь больше информативна, они больше видели и им есть на кого равняться. Раньше даже звезды кино с удовольствием ходили на уроки актерского мастерства, а у нынешней молодежи нет того наива актерского, который был раньше. Но у них есть техника, которую они наработали, потому что много чего смотрели, и, конечно, есть дарование.

- Бывало ли, что вы отобрали для проекта актера, а он не оправдал ваших надежд?

- Конечно.

- И часто такое происходит?

- К счастью, нет.

- Как вы считаете, кто виноват в этом - сам актер или условия кастинга?

- Я вообще не люблю никаких проб. Ведь чтобы отказать человеку, нужно большое мужество. Поэтому я приглашаю актера, только когда полностью в нем уверен.

- Хочется спросить вас как режиссера: знаете ли вы секрет - как снимать, чтобы это было интересно?

- Мне кажется, что кино, где люди одеты в тигровые шкуры, тоже может быть современным - если касаешься глубинных отношений между ними. Есть такая таинственная и немножко наивная мысль, что если снимать, как американцы, то это будут смотреть везде. Нет. Вот многие наши пытаются делать, как американцы, а никто не смотрит. Потому что по-настоящему интернациональным может стать только по-настоящему национальное. Настоящее начинает проявляться там, где нет интеллектуального «Макдоналдса». Сегодня это корейское, турецкое, южноамериканское кино - личностное и очень погруженное в национальный характер, в проявления человеческих страстей. А страсти всегда одни и те же. Взять хотя бы фильм «Такси» иранца Джафара Панахи - ничего не происходит, а как волнует! Потому что там настоящая кровь и бьется настоящее сердце, и картина становится абсолютно интернациональной. Вот это высший пилотаж.

- Давайте поговорим о вашем вечере. Выходя на откровенный разговор со зрителем, вы не боитесь услышать что-то не особо приятное о себе?

- Нет. Я никогда ни на кого не обижаюсь - слава Богу, мама меня этому научила. Если тебя хотели обидеть, доставь им такое удовольствие, а если нет, то прости. Так я и поступаю. Но если ты по-настоящему оскорбился, не делай ничего, что хочется сделать сразу после того как тебя оскорбили. И честно, для меня этот вечер, где бы я его ни проводил, это безумно интересно, это стимул и каждый раз - повод задуматься.

- Действительно ли эти вечера у вас всегда проходят экспромтом?

- Да, это чистая правда. Мало того, перед каждой такой встречей я даже меняю отрывки из картин, которые будут показаны в ходе вечера. Мне самому неинтересно блудить по написанному. Да, это риск, но для меня удовольствие так работать, я получаю от этого наслаждение.

- А часто приходится прибегать к обману во время таких разговоров?

- Я никогда не вру. Иногда приходится лукавить, ведь есть же ложь во спасение. Но я никогда не лгу, я не хочу, чтобы спустя время мне было стыдно за мои ответы, краснеть за сказанное.

- Есть ли какие-то запретные темы, которых вы стараетесь избегать?

- Нет, таких тем нет. Ведь уровень ответа зависит от уровня вопроса, который задали. Если ты хочешь опустить меня своим вопросом, то кто запрещает мне опустить тебя моим ответом? Это справедливо. Тем более что ты там сидишь, пишешь записки, и тебя не видно, а я здесь, открыт.

- Какую музыку вы любите?

- Очень люблю классику, обожаю Моцарта. Когда работаю в студии, у меня постоянно звучит музыка - как правило, хороший джаз.

 

Виктория ТРЕТЬЯКОВА

Каспiй.-2015.- 10 декабря.- С. 13.