Судьба комбрига
К 120-летию Джамшида Нахчыванского
ИСТОРИЯ
Кровь стынет в жилах, когда знакомишься с судьбой расстрелянных в 1930-е годы азербайджанских военачальников. Ведь вникая в жизнь и деятельность этих офицеров, понимаешь, что в их работе не было ошибок и недостатков. Почему же пролилась невинная кровь, почему семьи репрессированных подверглись тысячам невзгод в сибирской ссылке? Почему в стране, окруженной со всех сторон врагами, находящейся в состоянии почти неизбежной войны с фашистской Германией, Сталин и его ближайшее политическое окружение затеяли «охоту на ведьм», выкорчевывая из армейских рядов наиболее выдающихся полководцев? Вопросы, на которые и сегодня трудно найти ответы…
Знакомясь с родословной Нахчыванских, понимаешь, что Джамшид хану с самого начала было уготовано судьбой стать военным. Родился он в 1895 году в семье знаменитых на всю Россию ханов Нахчыванских. В 9-летнем возрасте поступил в Тифлисский кадетский корпус Великого князя Михаила Николаевича. Завершив 7-летний учебный курс молодой юнкер Нахчыванский подает документы в Елизаветградское кавалерийское училище. Эти учебные заведения предназначались для получения военного образования юнкерами и унтер-офицерами перед производством их в офицеры. Три года пролетели незаметно, и после сдачи выпускных экзаменов Джамшиду присваивают первое офицерское звание - корнет.
…1914 год. Николай II высочайшим приказом создает «Кавказскую туземную конную дивизию», более известную как «Дикая дивизия». Корнет Нахчыванский назначен командиром разъезда татарского (азербайджанского) полка. Полки этого военного соединения стали гордостью русской армии. Это было уникальное подразделение, отличавшееся духом воинского братства, солидарностью и взаимовыручкой.
Дивизия вела боевые действия с неприятелем в горах и долинах Карпат, у польских и галицийских городов и сел. Горцы в мохнатых шапках бесстрашно атакуют не только пехоту, но и артиллерию врага. Во главе разъезда из десяти сабель беспримерный героизм в одном из многочисленных сражений демонстрирует корнет Джамшид Нахчыванский. Он первым бросается в атаку, невзирая на плотный ружейный огонь, врывается в ряды противника и, рассеяв их, обеспечивает сотне возможность вклиниться во вражеские тылы. Отважный офицер был дважды ранен, но не ушел с поля боя. За этот подвиг корнет Нахчыванский удостоен ордена Святого Георгия, а за боевые заслуги на румынском фронте - ордена Святого Станислава III степени с мечами.
Из Первой мировой войны Россия вышла обескровленной политически и экономически. Вскоре грянула октябрьская революция, а затем империю охватила гражданская война. Всадники и офицеры кавказских полков на протяжении трех лет находились в действующей армии. И вот теперь, в конце сентября - начале октября 1917 года, эшелоны увозили их в родные края в распоряжение Кавказской армии.
А между тем из Азербайджана поступали тревожные вести. Армянские дашнаки, пользуясь беззащитностью азербайджанцев, захватывали принадлежавшие им земли, истребляли мирное население. Осенью 1917 года Джамшид хан возвращается из Тифлиса в Нахчыван. Здесь, а также в Иреванской и Карабахской губерниях вовсю орудуют банды армянских националистов. Джамшид хан вместе с отцом Джафаргулу ханом и братьями Калбали ханом и Давуд ханом занимаются защитой мусульман Ордубада, Нахчывана и Ведибасара. На помощь местному населению приходят турецкие войска. Совместными усилиями им удается отбить бесконечные попытки дашнаков расширить свою территорию за счет азербайджанских и турецких земель.
В конце апреля 1920 года XI Красная армия захватила Баку. Отец Джамшид хана и два его брата решили уехать в Иран, а сам он остался в Азербайджане и вступил в Красную армию. Новая власть по достоинству оценила военный опыт Джамшид хана. В период 1921-1931 годов он является командиром Азербайджанской горнострелковой дивизии. Его подразделение считали образцовым не только в Закавказском военном округе, но и во всей Красной армии.
А в начале 1930-х годов начал раскручиваться маховик сталинских репрессий.
В феврале 1931 года Джамшид хан Нахчыванский впервые попал в поле зрения чекистов. Его вызвали в Тбилиси для доклада в штабе Кавказской армии. Попросили зайти в ЗакГПУ, где он был арестован по обвинению в участии в антиправительственном заговоре. Спустя 8 месяцев на судебном заседании коллегии ГПУ он был приговорен к смертной казни. Однако по инициативе Серго Орджоникидзе вопрос о Нахчыванском был вынесен на рассмотрение Политбюро ЦК ВКП(б). 5 ноября на заседании под председательством Сталина принимается решение: «Освободить Нахчыванского, с тем чтобы он не работал в Закавказье».
Дж.Нахчыванский был восстановлен на военной службе и направлен на учебу в военную академию РККА. По окончании учебы он был оставлен в академии в должности старшего преподавателя кафедры общей тактики РККА имени Фрунзе. Приказом наркома обороны он назначен начальником курса, а затем заместителем начальника кафедры общей тактики: руководил летней практикой и выполнял другие обязанности. В числе слушателей его курса были многие известные в будущем советские военачальники.
Во второй раз Дж.Нахчыванский был арестован в мае 1938 года. И вновь стандартные обвинения: активное участие в заговоре с целью свержения советской власти и шпионаж. Дж.Нахчыванский приговорен к высшей мере наказания с конфискацией имущества, приговор надлежало немедленно привести в исполнение. В тот же день комбриг Нахчыванский был расстрелян.
22 декабря 1956 года Дж.Нахчыванский был посмертно реабилитирован. Военная коллегия Верховного суда СССР постановила отменить приговор в отношении Джамшид хана Нахчыванского и прекратить дело за отсутствием состава преступления.
Так сложилась жизнь комбрига Джамшида Нахчыванского. Он разделил судьбу других азербайджанских генералов, ставших жертвами репрессий в 30-е годы прошлого века.
…Когда после обыска Джамшид хана выводили из квартиры, он поцеловал сонные глаза детей, обнял жену и сказал: «Береги себя и детей. Я ни в чем не виновен. Скоро вернусь»...
И он вернулся спустя много лет, чтобы навечно остаться в памяти народа.
Рагим БАБАЕВ
Каспiй.-2015. - 19 декабря.- С. 15.