Неоновый художник

 

Фарид Алекперов продолжает удивлять

 

МАСТЕР

 

На интеллектуальном пространстве города Баку появился еще один культурный центр, интерес к которому со стороны широкой общественности обеспечен по определению и судя по тому, с каким восхищением восприняли его те, кого художник пригласил на презентацию. И те, кто в ходе этой непринужденной церемонии с уверенностью заявил, что на туристической карте азербайджанской столицы появился еще один маршрут, достойный внимания не только соотечественников, но и гостей нашего города.

Отличное начало для объекта, родившегося, как говорится, по инициативе снизу, то есть по замыслу и благодаря усилиям одного, на редкость одаренного и целеустремленного художника, выбравшего такую творческую манеру и неизведанную технику, как неоновая живопись, и уже пронзительно заявившего о себе.

О том, что Фарид Алекперов - яркая самобытная личность, общественность узнала как-то сразу, едва он выставил на обозрение свои первые работы. Специалисты явно оценили истоки успехов Фарида Алекперова, а я увидела в философской состоятельности его как тонкого, талантливого, неравнодушного человека, уже зарекомендовавшего себя известным новатором. Не случайно же в последующие годы журналисты и искусствоведы много раз подтвердили это своим повышенным вниманием к тому, кого смело назвали восходящей звездой. О ком много, с любовью и восхищением все это время пишут как о неутомимом труженике, буквально ошеломляющем тех, кто впервые видит его работы на выставках. Тогда же публика, активно делясь впечатлениями о них и отмечая сюжеты, колорит, эффект люминесцентного свечения, более всего восхищалась подспудным магнетизмом мудрой, философской мысли автора о собственном мире, в котором живет и в который приглашает щедрый на отдачу художник.

Вспоминая первые потрясения от встречи с загадочными полотнами Фарида, которыми он с улыбкой обаятельного собеседника привык удивлять первых посетителей его мастерской, с особым удовольствием думаю о том, что волшебство перевоплощения холстов у него становится и «приглашением в тему», в его мир. Как же нужно это всем нам, чтобы приобщиться к пониманию того, что позволяет пытливой натуре мастера идти вглубь представлений о сущности бытия, о работе в привычном понимании этого слова. Навсегда он запомнился впечатлениями об участии в выставке в Португалии, где, представив собственные образцы станковой (пишущейся на мольберте) живописи, был принят как новатор, работающий в редкой технике неоновой живописи. Там для его 51 полотна был выделен специальный зал с соответствующим освещением, который пользовался особым вниманием посетителей. С экспозицией Фарида - работами «Силуэт», «Водопад из апельсинов», «Возрождение», «Вдохновение», «Натюрморт» и другими внимательно ознакомился участвовавший в вернисаже выдающийся художник современности, наш соотечественник Таир Салахов, чей восторженный отзыв буквально окрылил Ф.Алекперова. А выданный устроителями VIII Всемирного арт-фестиваля VERA в Лиссабоне сертификат занял почетное место рядом с наградами, полученными ранее. Поиск, биение мысли, рождающиеся образы и разнообразие взаимоотношений в мир чувств, явлений и озарений - вот что ведет Фарида Алекперова по жизни, провоцируя в лучшем смысле этого слова выплеск эмоций, приносящих удовлетворение и счастливое ощущение успеха, признания.

 

В сорок с небольшим Фарид Алекперов - и в самом деле личность с собственным философским кредо, человек, уверенный, что у художника один хозяин - Бог. Как истинно творческий, одержимый и неравнодушный творец, он уверен, что художник должен периодически менять род занятий. Так, скажем, как сделал сам, почувствовав интерес к достаточно распространенной в Германии и Австрии, но неизвестной тогда у нас технике неоновой живописи. Занявшись ею, он cтал на сегодня единственным на Востоке мастером и организатором студии, занимающимся этим очень востребованным ныне методом декоративного убранства интерьеров общественных и жилых зданий с помощью специальных материалов. При том, что это дело у него достигло высоко художественного, высоко профессионального творческого уровня как мастерство и хобби, как предмет увлечения, поиска и новаторства, работы Фарида Алекперова довольно скоро стали пользоваться огромной популярностью в Баку и за рубежом, где он выставляется, проводит мастер-классы и расписывает интерьеры.

Мыслитель по натуре, личность со своим отношением к человеку и мирозданию, к себе и окружающим - каждому персонально - Фарид и свою мастерскую, явно не специально, наполнил аурой места, «намоленного» им и его гостями особой энергетикой. Превратил в некий салон, где хочется делиться сокровенным и, оказывается, таким образом познавать себя. Место, откуда уходишь другим - свободным от пустопорожних мыслей, от суеты сует и примитивных желаний, готовым с широко открытым сердцем творить и идти навстречу людям.

Впрочем, встречи в мастерской, открывшие каждому из нас самобытного художника и неординарную личность, для многих остались первыми впечатлениями о нем. Теперь его творческая биография - это уже многочисленные и на редкость успешные зарубежные выставки, презентации все новых работ на родине, это обретение все новых друзей, поклонников, почитателей, учеников. И, естественно, сопутствующая такому образу жизни жгучая идея о создании галереи или музея как собственного салона, до отказа заполненного общением, как воздух нужным творческим людям самых разных специальностей. Объекта, где все будет сделано так, как мыслит он сам, как создаст он сам… для всех, в том числе и зарубежных гостей, которые с удивлением и благодарностью откроют для себя богатства культуры Азербайджана и его талантливых самородков.

Давно вынашивавшаяся Фаридом идея обрела конкретный смысл, когда после сноса старой семейной квартирки появилась некая сумма, которой кое-как хватило бы на постройку одноэтажного помещения. И он построил - по всем правилам и законам известного принципа «фэншуй», чтобы двери смотрели на юг, а окна - на север, или как-то еще иначе - Бог с ними, с дверями, окрашенными в красный цвет и украшенными не то иероглифами, не то орнаментом. Когда дело дошло до крыши, понимающие люди сказали, что в условиях этого солнечного абшеронского поселка она будет сильно нагреваться, а потому надо строить и второй этаж. Принял и эту замечательную идею, хотя многое пришлось делать своими руками, буквально засучив рукава. Ну а когда хозяйским глазом взглянул на пространство фундамента, понял, что оборудованный там подвал и станет главным парадным залом салона, который как раз не нуждается в дневном свете, раз уж он собирается расписывать все в «неоновой манере». И неутомимо расписал… еще с каким вкусом, придавая значение каждой линии, каждому цвету и, конечно же, каждому сюжету, наполненному глубокой многозначительностью, богатому на замысловатые детали и даже символы, увлекающие смотрящего в сосредоточенные раздумья.

В день презентации, когда в Новханы на заказанном художником автобусе пожаловали приглашенные журналисты, коллеги, друзья, подъехали другие гости, никто из них не догадался, каким усталым еще час-два назад выглядел не один месяц трудившийся здесь в поте лица виновник торжества, хозяйским глазом оглядывавший свое детище в минуты последних приготовлений. Но вот и встреча, а он не просто бодр и приветлив, но и горд - случилось то, что недавно теснилось в планах, что сам сделал так основательно, как хотел. И теперь, как опытный гид, со знанием дела демонстрирует плоды свои многотрудных усилий, с удовольствием выслушивая восторженные похвалы и поздравления съехавшихся и собравшихся.

 

Это был звездный час - один из самых запоминающихся, когда воплощена в жизнь задумка, оказавшаяся более трудоемкой, чем казалась, но и более значимой, чем представлялась поначалу. Не скрою, в дни, когда редко кто умеет от души отдавать, слушая рассказ Фарида о планах, я не смогла даже предположить, насколько велика его готовность делиться, какова степень его потребности в интеллектуальном, подпитывающем воображение общении с достойными современниками. И даже согласиться, что в своем проекте он замышлял создать именно музей, а не элементарную галерею, центр или выставочный зал, хотя по определению все это - звенья одной цепи.

Но вот контуры проекта предъявлены, он открыт, он встретил тех, кому суждено стать здесь завсегдатаями, получил нешуточный резонанс в виде откликов сведущих профессионалов, и я в унисон с другими тоже уверенно говорю о детище Фарида Алекперова как о музее. Уникальном и самобытном по оформлению, и деятельно жизнеспособном. Хотя бы потому, что собранное и выставленное здесь смело можно назвать экспозицией, даже ретроспективой, имеющей все условия и возможности для развития. Музея, не вопреки, а именно благодаря первой мысли о создании комфортного для творческих людей уголка с импонирующими им убранством, атмосферой и способами времяпрепровождения, гармонично сочетающими нынешние представления об интеллектуальном отдыхе, приобщении к духовным ценностям и музейным диковинкам. Как иначе скажешь о явных атрибутах музея - соседствующих и дополняющих друг друга сюжетах, в разные годы написанных на полотнах и обнаженной штукатурке, на холстах и картоне, бумаге и стекле. Или воспримешь предметы из прошлого - расписанный потрясающими иллюстрациями к сказкам «Тысячи и одной ночи» национальной формы огромный кувшин, когда-то украшавший первую выставку молодого художника. Здесь нефтяной пейзаж в 3D - повтор весьма достойного полотна Фарида Алекперова, украденного (!) на одной из престижных европейских выставок… Памятные дипломы и сертификаты, сувениры и инсталляции, на редкость богатые витражи из стекла, выполненные учениками художника и ими же остроумно сделанные светильники и другие оригинальные по замыслу, вкусу и исполнению поделки… Все, что позволяет, в общем-то, молодое собрание считать добротным началом достойно представляющей вехи творческого пути Фарида - коллекции, в основе которой с особым пиететом представлены скульптурные работы заслуженного азербайджанского мастера Кямала Алекперова, отца Фарида. Коллекции, погруженной здесь в ставший и ее частью особый интерьер из образцов неоновой росписи. Той, что не видна на абсолютно белой, загрунтованной основе и оживает в темноте, обдавая смотрящих чудом из экзотических красок и множества не похожих друг на друга и очень волнующих сюжетов. Волнующих, пожалуй, более всего тем, что в таком интерьере они погружают в мир космического пространства и вечности, где по-иному смотришь на себя и все окружающее. Где освобождаешься от мелкого и преходящего, узнаешь цену красоты и гармонии.

И, вспоминая слова А.П.Чехова о том, что «в человеке все должно быть прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и мысли», с ощущением космической полетности яснее видишь цель и праведные пути ее достижения без вычурной показухи. Название «Дом-музей» ко многому обязывает, и как же здорово, что отмеченное вкусом и функционально оправданное убранство, отличающееся здесь простотой и достоинством, хочется унести с собой в памяти и по возможности повторить. Приглашая на презентацию к четырем часам дня, Фарид сокрушался, что при дневном свете гости не увидят того главного эффекта, которым потрясает всех его любимая неоновая живопись. Но время пролетело быстро.

Рассматривая экспозицию и ее достопримечательности, активно обмениваясь впечатлениями, восхищаясь рационально устроенными удобствами жилых помещений, расписанных в строгом соответствии с концепцией автора, пользуясь особенно теплым гостеприимством мамы Фарида - замечательного врача-педиатра Гюльнары ханым, устроившей обильный фуршет, участники презентации смогли оценить и то, чем художник гордится не меньше, чем интерьером. Выйдя из небольшого, компактного и оказавшегося очень уютным особнячка, гости увидели и ничем не отличавшийся поначалу дворик в новом свете - когда на потемневшем небосводе тоненьким серпиком заявила о себе нарождающаяся в эти дни луна, засверкал новыми сюжетами живописных полотен и забор. Он-то и дополнил картину праздника. Праздника погружения в волшебный сказочный мир, родившийся в воображении талантливого живописца, человека огромного доброго сердца, душа которого горит пламенем неизбывной любви к людям.

Много ли надо, чтобы этот уникальный уголок обрел статус государственного музея, который годы и годы будет приглашать в сказочный мир все новых людей. Знающих цену прекрасному или полных желания познавать его. В годы благоденствия или суровых испытаний, раз уж есть у нас замечательные люди, готовые щедро делиться добром.

Разъезжаясь и благодаря Фарида за прекрасный праздник, гости шутили: «Неоновый художник Фарид Алекперов продолжает удивлять». И советовали: «Указатели на дороге по поселку развесь, пожалуйста, - паломничество гостей тебе обеспечено надолго!».

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ

Каспiй.-2015. - 19 декабря.- С. 16-17.