Нахчыван

 

О массовом переселении армян на исторические азербайджанские территории

 

ИССЛЕДОВАНИЕ

 

Несмотря на положения Московского и Карсского договоров, в которых четко были оговорены условия статуса Нахчывана в составе Азербайджанской ССР, позже закавказскими партийными органами принимаются решения, противоречащие условиям данных межгосударственных договоров. Так, 18 января 1923 года Президиум Закавказского краевого комитета РКП(б) предложил ЦК АКП(б) превратить Нахчыван в автономную область; Нахчыванский Совет народных комиссаров и Центральный Исполнительный Комитет превратить в Исполком Нахчыванского края. Обсудив эти предложения, 21 января 1923 года ЦК АКП(б) принял решение о ликвидации Нахчыванского ЦИК и Совнаркома и создании Исполнительного комитета Нахчыванского края. Нахчыванский краевой комитет АКП(б) был переименован в Комитет АКП(б) Нахчыванского края.

16 июня 1923 года третья сессия Азербайджанского ЦИК утвердила ходатайство Нахчыванского съезда Советов о вхождении Нахчыванского края в состав Азербайджанской ССР как ее автономной части. Этими решениями в одностороннем порядке нарушались положения Московского и Карсского договоров об особом статусе Нахчывана как автономной территории под протекторатом Азербайджана и она включалась в его состав фактически на правах обычной уездной единицы. В условиях отсутствия общих границ Нахчывана с остальной частью Азербайджана, внесение подобных изменений в его статус делали положение Нахчывана весьма уязвимым и давали Армении возможность в будущем без каких-либо ссылок на Московский и Карсский договора открыто притязать на данную территорию.

Действия советских партийных органов вызывали справедливое беспокойство у правительства Турции, которая опасалась, что в условиях советского режима ущемление статуса Нахчывана может привести к потери данной территории для Азербайджана. Поэтому турецкое правительство квалифицировало решение ЦИК Азербайджана от 16 июня 1923 года о присоединении Нахчывана к Азербайджану как прямое нарушение соответствующих статей действующих договоров. В ноте МИД Турции от 25 июня 1923 года, в частности, говорилось: «Это постановление Центрального Исполнительного Комитета Азербайджана является прямым нарушением 3-й статьи Московско-Турецко-Русского договора о дружбе от 16 марта 1921 года и 5-й статьи договора от 13 октября 1921 года, подписанного также Россией. По указанию моего правительства я уполномочен довести до сведения правительства РСФСР, что Турция считает это присоединение недействительным вследствие того, что эта аннексия является явным нарушением вышеуказанных договоров, и что Турция решительным образом протестует против факта безоговорочного присоединения этой территории».

Нахчыванская АССР под протекторатом Азербайджанской ССР

Нота правительства Турции была обсуждена 17 августа 1923 года на коллегии Наркомата иностранных дел СССР, по итогам которого была принята специальная инструкция для уполномоченного Наркомата иностранных дел по Южному Кавказу. Эта инструкция с небольшими изменениями была утверждена 23 августа 1923 года в Политбюро ЦК РКП(б). Позже, 11 октября 1923 года, в письме Сталину и другим членам Политбюро нарком иностранных дел СССР Г.Чичерин подтвердил справедливость протеста турецкой стороны об изменениях в статусе Нахчывана без получения согласия на то сторон, подписавших договора.

 

В то же время Чичерин считал, что даже в случае объявления автономии Нахчывана его статус не будет сильно отличаться по своей сути от уезда. В результате 8 января 1924 года ЦИК Азербайджанской ССР, заслушав доклад председателя Совнаркома Г.Мусабекова, провозгласил Нахчыванский край - Нахчыванской Автономной Социалистической Советской Республикой. Вновь был восстановлен Совнарком и ЦИК автономной республики. Президиум АзЦИК Советов вынужден был пересмотреть свое решение и 9 февраля 1924 года и принять следующее постановление: «Нахичеванский край преобразовать в Нахичеванскую Социалистическую Советскую Республику под протекторатом АССР».

Согласно статистическим данным по ЗСФСР на 1926 год общая площадь Нахчыванской АССР составила 5979 км2. Однако, в телеграмме от 29 декабря 1923 года Наркомат земледелия Азербайджанской ССР возбудил перед Советом народных комиссаров Азербайджанской ССР вопрос о том, что границы между Арменией и Нахчыванским краем, установленные по Карсскому договору между Закавказскими Республиками и правительством Турции, и в состав которых входили селения Гурдгулаг, Горадиз, Хачик, Агбин, Агхач, Алмалы, Дагалмалы, Итгыран, Султанбей и прилегающие к ним пастбища вплоть до водораздельного хребта и селение Горчеван, «заняты по настоящее время Арменией». В 1926 году ЗакЦИК запросил АзЦИК: «Были ли ранее и путем какого соглашения установлены административно-хозяйственные границы между Республиками Армения и Нахичеванского края».

На запрос по этому поводу АзЦИК 4 декабря 1926 года и Наркомзем АССР 29 декабря 1926 года сообщили, что границы между названными республиками установлены Карсским договором. На своем заседании 12 марта 1927 года АзЦИК постановил «просить распоряжения ЗакЦИК об установлении твердой границы между ССР Армении и НахССР, согласно 5 пункту и примечания III договора между АССР, ССРА и ССРГ и Турцией».

Однако постановлением Закавказского ЦИК от 18 февраля 1929 года, без каких-либо оснований, участия и согласия со стороны Турции, как стороны гаранта статуса Нахчывана, его границы были изменены и указанные выше 9 селений, а также село Горчеван Ордубадского уезда и часть земель села Килид были переданы Армянской ССР. В результате по данным на 1 января 1933 года общая площадь территории Нахчыванской АССР составила 5329 км2. Общая площадь переданных Армянской ССР селений была равна 650 км2. Таким образом опасения турецкой стороны оказались пророческими. В пользу расширения границ Армении советские власти пошли на грубое нарушение условий Московского и Карсского договоров о статусе и границах Нахчыванской АССР.

Армянские козни вокруг Нахчывана (20-е годы ХХ века)

После предоставления Нахчывану решениями Московской и Карсской международных конференций 1921 года областной автономии в составе Азербайджанской ССР, одним из острых вопросов стоящих перед ней был вопрос о беженцах. Как следует из доклада, сделанном в ревкоме Азербайджанской ССР весной 1921 года, в Нахчыванском, Ордубадском и Шарур-Даралагезском уездах около 240 сел были превращены в развалины, а население стало беженцами.

Вопрос осложнялся тем, что в Нахчыванской автономной области нашли приют не только свои, но и азербайджанские беженцы из Армении. Армянская сторона всячески препятствовала их возвращению на родные земли, объясняя это нехваткой свободных земель, в то же время активно заселяя дома азербайджанцев армянами из Турции. Учитывая, что число азербайджанских беженцев из Армении многократно превышает количество армянских беженцев из Азербайджана, армянское руководство выдвинуло свое решение вопроса.

Так, 30 марта 1922 года секретарь ЦК КП(б) Армении А.Иоаннисян писал в Заккрайком: «ЦК находит, безусловно, необходимым прекратить раз и навсегда реэвакуацию армян беженцев в Азербайджан, так и наоборот, мусульман-беженцев в Армению. Лишь этим путем возможно будет предупредить аграрные недоразумения и одновременно избежать развивающихся на этой почве конфликтов и недоразумений».

 

Продолжение следует

 

Ильгар НИФТАЛИЕВ,

доктор философии по истории

 

Каспiй.-2015. - 22 декабря.- С. 10.