Мастерская - мой дом,
или Чем искусство
притягивает молодежь
ПРОФЕССИЯ
Судьба - вещь странная. Она любит преподносить сюрпризы. Порой человек не осознает, что происходящее со временем пойдет ему на пользу. И только с годами мы начинаем понимать: тот или иной поворот в жизни был поистине судьбоносным. Так произошло и с молодым скульптором Замигом Рзаевым. Мальчишкой он грезил живописью, но судьба распорядилась иначе.
- Замиг, с чего все началось, почему скульптура?
- Тяга к искусству у меня появилась еще в кружке живописи. Потом я решил поступить в училище на факультет графики, но, к счастью, не набрал достаточно баллов по «краскам». И попал на факультет скульптуры. Уже в первом семестре я осознал, что это - мое призвание. До этого я думал, что скульптура мне не подходит. Но когда начал учиться и параллельно практиковаться, понял: это и есть то, для чего я создан. По окончании училища я определился, что хочу быть скульптором, и поступил в Государственную академию художеств, на факультет скульптуры, и успешно завершил обучение.
- Как произошло осознание того, что вы рождены, чтобы стать скульптором?
- У меня не было четкого представления о том, чем занимается скульптор. Думал, что они постоянно по локоть в грязи, это пыльная и грязная работа. Но когда впервые прикоснулся к глине, понял, какое это удовольствие. Я не хочу принизить живопись или какой-либо иной вид искусства, просто это не мое. Скульптура - более точное искусство. На памятники не смотрят с одной точки: это объемное, трехмерное искусство, так сказать, в формате 3D. И это полностью подходит моему характеру. Даже в школе я любил точные предметы - математику, геометрию. Конечно, у живописи есть свои преимущества - там можно играть цветом. Но чтобы понять, какое удовольствие приносит создание скульптуры, надо руками взяться за глину. Я не променял бы это ощущение ни на что.
- В живописи много течений. А как с этим в скульптуре, и какое направление предпочитаете вы?
- На данный момент многие увлекаются созданием концептуальных памятников. Но я считаю, что это допустимо лишь при условии, что в основе концептуализма будет академизм. Но иногда совершаются ошибки: без академической основы полностью обращаются к концептуализму. Я считаю, что это недопустимо. Ведь нельзя написать стихотворение, не выучив азбуку и не используя при этом буквы. В скульптуре не бывает случайностей. Если у кого-то вдруг получился великолепный памятник и он не может повторить триумф, значит, этот человек без должного академического образования. Образование - основа профессионализма. Конечно, в истории были великие скульпторы, которые не получили образования. Например, великий Огюст Роден - самоучка. Он всему научился, глядя на натуру. Но это единичный случай. Я лично считаю, что практически невозможно стать хорошим скульптором без должного образования.
- Каким образам вы отдаете предпочтение в своих работах?
- Я сторонник работы с закрытыми глазами. Это образное выражение, я имею в виду, что воссоздаю образы из воображения, а не с натуры. И даже если работаю с натуры, не повторяю в точности, а стараюсь выявить невидимое. Может быть, это где-то и сюрреализм - не знаю, называйте, как хотите. Я не копировальная машина и не хочу ею быть. Могу отталкиваться от конкретного образа, но оконченная работа ни в коем случае не будет ее копией. Я всегда использую в своих композициях человеческий образ.
- Почему?
- Потому что человеческое тело очень пластично. Оно очень красиво и совершенно. И еще люблю лошадей. Они тоже очень пластичны.
- С каким материалом вы предпочитаете работать?
- Люблю бронзу. Потому что композиции, которые я создаю, больше подходят под этот материал. Из гранита в основном создаются монументальные скульптуры, без большого количества ответвлений.
- Какая из ваших работ самая удачная на сегодняшний день?
- Наверное, я представитель последнего поколения, которые в детстве играли в разные придуманные игры. Нынешние дети предпочитают компьютеры, всякие гаджеты. Работа, которой я могу гордиться, это скульптура, отображающая старинную игру «чехарда». Это моя дипломная работа. Она принесла мне хоть и небольшую, но славу, с помощью нее я продемонстрировал свой потенциал. Она состоит из двух фигур. Образ мальчика, который перепрыгивает через друга, - веселый, радостный. А тот, кто снизу, всем своим видом показывает, что недоволен своим положением. Эта скульптура сейчас находится в Музее Государственной академии художеств.
- Есть ли у вас утопическая мечта?
- Она может показаться немного странной, но я не хочу продавать свои работы. Я мечтаю о том, чтобы у меня была другая возможность заработка, а создаваемые скульптуры продавать не буду. Хочу собирать их и хранить для себя. Сомневаюсь, что любой, кто приобретает, по достоинству оценивает и бережно хранит их.
- В таком случае вам будет сложно получить признание…
- Я не хочу продавать, но хочу выставлять их или же дарить достойным, знающим им цену людям. Каждая моя скульптура - это частичка меня. И мне сложно отрывать ее от сердца…
Джейхун АСКЕРОВ
Каспiй.-2015. - 26 декабря.- С. 19.