Возрождение «Джанги»

Мирджавад Джафаров: Музыка - единственное, что меня волнует

Фольклорно-джазовый ансамбль «Джанги» с момента своего основания сумел завоевать симпатии зрителей своим необычным исполнительским стилем. Национальные инструменты в руках участников группы рождали неповторимую мелодию - синтез мугама и джаза.

Однако трагическая кончина основателя коллектива и его художественного руководителя Рафига Бабаева, а также уход Сиявуша Керими привели ансамбль к упадку. Танцевальный коллектив продолжал активную деятельность, выступая и гастролируя. Положение же инструментальной группы оставляло желать лучшего. И вот теперь, после стольких лет застоя, мы снова слышим восторженные отзывы меломанов в адрес «Джанги» из разных уголков планеты.

Представляем вам человека, давшего ансамблю второе дыхание, его художественного руководителя, заслуженного артиста Азербайджана Мирджавада Джафарова.

…Русло полноводной реки, переполняясь, заливает берега водой, орошая землю, которая позже зацветает и дает плоды. Подобная метафора приведена не случайно. Ведь есть же люди, чья безмерная любовь к чему-либо, переполняя сердце, передается другим. Именно таким необычным способом ознаменовался приход в искусство нашего героя.

Отец Мирджавада - Миргафар муаллим - обожал азербайджанский фольклор. Часто смотрел по телевизору или слушал по радио концерты народной музыки. Внимательно вслушиваясь в каждый звук, он сам будто становился частичкой музыки, прививая к ней интерес единственного сына. «Поначалу, я решил стать музыкантом, чтобы порадовать отца. Однако впоследствии понял, что это именно та стезя, по которой я хочу идти. Сегодня мне трудно представить себя в ином амплуа. Я счастлив, что занимаюсь любимым делом и благодарен за это своему отцу»

Каждый родитель, безусловно, желает своему чаду только самое лучшее. А что может быть лучше и прекраснее музыки? Миргафар муаллим часто сетовал, что хотя ему в юности и удалось накопить на гармонь, играть на ней его никто не научил. Видно, не судьба. Зато теперь у него есть сын, который не прочь научиться игре на струнных инструментах, и он ему в этом непременно поможет. «У него была своеобразная и довольно интересная методика. Включая магнитофон с записями корифеев мугама, он несколько раз проигрывал определенный кусок, останавливал пленку, и просил меня повторить. Если я забывал какой-то момент, он перематывал назад и включал запись именно на том месте, которое я не запомнил. Таким образом, еще будучи ребенком, я знал многие народные мелодии наизусть, что оказало неоценимую услугу в дальнейшем творчестве»Подобные занятия выработали у мальчика отменный слух и хорошую память, благодаря чему девятилетний Мирджавад быстро осваивает необходимые азы игры на таре в местной музыкальной школе (ныне школа носит имя Гулу Аскерова) Сальянского района. Зная наизусть «Баяты шираз» и «Карабах шикястяси», малыш по просьбе педагогов стал учить этим произведениям ребят постарше, и вскоре его включают в состав детского ансамбля «Улдуз».

Коллектив делился на две группы - фольклорную и современную. Мирджавад выступал в обеих, играя на таре в первой группе и на гитаре - во второй. Что еще примечательно, он становится участником взрослого фольклорного ансамбля (по иронии судьбы носящего название «Джанги»), в составе которого состоялось его первое выступление перед публикой в местном доме культуры 1982 году он поступает на факультет культурно-массового просвещения Азербайджанского государственного института искусств. Парень учится, делает успехи, а главное - начинает пробовать себя в жанре «джаз-фолк» в ансамбле замечательного композитора Вагифа Герайзаде, где он растет как профессионал. Ему довелось выступать на сцене нынешнего Дворца Гейдара Алиева, а также принимать участие в зарубежных турне. Спустя год приходится на время отложить учебу в связи со службой в армии. Волею судьбы Мирджавад попадает в российскую воинскую часть, расположенную в небольшой деревушке близ Вологды. Талант нашего соотечественника проявил себя даже там - он буквально очаровал присутствующих своей игрой на гитаре во время военного музыкального фестиваля. Здесь, вдали от родных мест, он раскрыл в себе прекрасные организаторские способности и создал армейский инструментальный ансамбль, вместе с которым выступил перед сельскими тружениками на праздновании Дня Победы в одном из совхозов. Местным зрителям так понравилось представление, что они упросили руководство части оставить ребят, чтобы те сыграли вечером на танцах. Ярким подтверждением триумфа армейского ансамбля явилось несколько тонн продуктов и внушительная сумма денег, выделенная совхозом в пользу воинской части в качестве благодарности. Теперь Джафарова упрашивают остаться в России, обещают перевести в местный вуз, обеспечить работой, но Мирджавад спешит домой и в мае 1985 года возобновляет учебу.

«По окончании института я вернулся в Сальян, где некоторое время работал на различных руководящих должностях, ни одна из которых не имела ничего общего с музыкой. Я очень скучал без любимого дела и в какой-то момент осознал: музыка - единственное, что меня волнует и чем я по-настоящему дышу. Я подал заявление об уходе и вновь приехал в Баку» В столице Мирджавад Джафаров несколько лет активно сотрудничает с такими видными музыкантами, как Сакина Исмаилова, Алим Гасымов, и многими другими, пока в 2002 году не происходит знаменательное событие - он возглавляет «Джанги».

«Став художественным руководителем знаменитого в свое время ансамбля, я чувствовал огромную ответственность. С танцами здесь был полный порядок. Но с игрой на инструментах дела обстояли не столь оптимистично. Задача была не из легких. Предстояло не только возобновить деятельность ансамбля, но и довести до прежнего уровня. «Джанги» в недалеком прошлом блистал. Участниками его были С.Керими, Б.Дадашева, С.Исмаилова и другие знаменитости. Детище такого выдающегося человека, как Рафик Бабаев, не должно было кануть в лету. И, слава Богу, мы справились. В этой связи мне хочется выразить признательность всему нашему коллективу: Искендер Алескеров (ударные), Руслан Гусейнов (бас-гитара), Кямран Керимов (нагара), Мирджавид Джафаров (тар), Арзу Гасанли (вокалист), Васиф Гусейнли и Турал Гасымлы (фортепиано), Азад Гурбанов (труба) и Джошгун Садыгов (балабан). Также хочу поблагодарить директора Театра песни имени Рашида Бейбутова - Казыма Гасымова, который создал нам все необходимые условия для репетиций»Прошло немало времени, прежде чем «Джанги» вновь встал на ноги. Неординарные идеи и задумки художественного руководителя послужили импульсом для возрождения былой славы ансамбля. Да, он слегка изменил профиль, делая больше упор на фольклор, а именно: оставляя корни фольклора, приближает игру к джазу. Теперь это не фольклорно-джазовый, а эстрадно-фольклорный ансамбль, первое выступление которого датируется 24 октября 2013 года. В тот день на проводимом в Театре песни имени Р.Бейбутова Международном джазовом фестивале «Джанги» сумел овладеть сердцами зрителей, исполнив в присущем ему одному необычном стиле не только национальные мелодии, но и произведения зарубежных классиковока отечественные меломаны восторженно обсуждают обновленный ансамбль, «Джанги» в мае 2014-го едет в Париж, где принимает участие в VI Фестивале культурного разнообразия. Проект под названием «этнический джаз», с которым они выступили, имел большой успех. Зал взорвался овациями, а присутствующий на концерте легендарный французский актер и режиссер азербайджанского происхождения Робер Оссейн сфотографировался с ансамблем на память. В конце концертной программы с горячей поздравительной речью выступил мэр Парижа, изъявив желание вновь увидеть «Джанги» в своем городе. Желание мэра исполнилось, спустя год после описанных событий, когда ансамбль при поддержке посла Азербайджана во Франции Эльчина Амирбекова принял участие в Международном джазовом фестивале, проводившемся в Париже. Азербайджанские музыканты были на высоте. Единственное, что вызвало возмущение зарубежного зрителя, - отсутствие в холле концертного зала должного количества дисков с записями композиций «Джанги».

«С собой я привез всего 10 дисков, предполагая, что подарю их кому-нибудь. Продавать я ничего не собирался. Однако оказывается, в зарубежных странах существует неписаное правило: если зрителю понравился тот или иной исполнитель, он может свободно приобрести его записи прямо в концертном помещении. Так они поступили и в нашем случае. Ничего об этом не зная, я был крайне удивлен и растерян, когда люди начали жаловаться и спрашивать, где можно еще приобрести записи с нашими выступлениями. Десять дисков разошлись мгновенно»

Известный французский пианист и композитор Сен-Пре, который был наслышан о «Джанги» по первому визиту группы, специально пришел послушать этно-джаз представителей Страны огней. Зная заранее, что он будет присутствовать на концерте, Джафаров внимательно ознакомился с его творчеством и включил в программу одну из наиболее понравившихся ему композиций француза, сыграв ее на уде и фортепиано. Сен-Пре расплакался от переполнявших его эмоций, бурно аплодировал и предложил ансамблю в дальнейшем сделать совместный проект. Мирджавад муаллим в свою очередь пригласил его посетить Азербайджан, и, возможно, совсем скоро мы услышим мелодии французского композитора в исполнении ансамбля «Джанги».

Кстати, почему Мирджавад Джафаров играет в ансамбле на уде? Нам ведь уже известно, что он учился музыке, посещая уроки игры на таре.

«Больше всего из национальных инструментов отцу нравился уд. Он обожал слушать, как на нем играет народный артист Азербайджана Ахсан Дадашев, и пообещал купить мне уд, чтобы я сумел дарить миру подобные звуки. Сделать это оказалось не так просто. Во времена СССР найти такой инструмент было практически невозможно ввиду отсутствия соответствующих изготовителей. Однако он сдержал слово»

Сегодня «Джанги» объездил почти полмира. В этом году ансамбль вновь собирается с гастролями во Францию. Также в ближайшие планы «Джанги» входят концерты в Бразилии и участие на всемирно известном Джазовом фестивале в Монтре (Швейцария), в рамках которого будет проводиться День азербайджанского джаза. Там Мирджавад Джафаров даст мастер-класс игры на таре.

«В этом году мне и моему другу Искендеру Алескерову исполняется 50 лет. Мы собираемся подготовить отчетный концерт о нашей совместной деятельности. Думаю, интересный будет юбилей»

 

Мамед МАМЕДОВ

Каспiй.- 2015.- 14 февраля.- С.- 17