Рабыня Изаура по-азербайджански
Беседа об азербайджанских сериалах с
актером Расимом Джафаром
«Сериальный бум» в Азербайджане (как, впрочем, и на всем тогда еще советском пространстве) начался примерно в конце 80-х годов прошлого века, когда на экранах появились первые заморские мыльные оперы. Точнее - заокеанские: бразильская «Рабыня Изаура», американская «Санта-Барбара» и др. Новое «угощение» местным зрителям пришлось по вкусу, и уже скоро публика подсела на сериалы так основательно, что персонажи их в каждом доме стали «своими» аки близкие родственники. Вслед за первыми ласточками жанра последовали турецкие сериалы, комедийные сиквелы, полицейские истории… Словом, каждый мог выбрать себе что-то по душе. Ну а потом и Россия «подтянулась», начав снимать свои многосерийные истории (правда, отношение к ним и по сей день неоднозначное). Азербайджанская публика, обзаведясь спутниковыми тарелками и кабельным телевидением, с интересом следила за похождениями донов Педро и султанов Сулейманов. А вот отечественных сериалом не было и, даже сама мысль о том, что они могут быть, казалось странной и почти абсурдной. И вдруг они стали появляется один за другим. И в данный момент почти на каждом местном телеканале идет, как минимум, по одному сериалу. Правда, судить об их качестве мы не возьмемся… Ибо вопрос это довольно щекотливый и, не будучи профессионалом в данной области, обсуждать за это кого-то было бы несколько рискованно. С одной стороны, славно, что сериалы made in Azerbaijan отныне вообще существуют в природе. Но, с другой стороны, их сюжет, уровень игры актеров и пр. часто уступают даже самым слабеньким латиноамериканским «шедеврам» 10-летней давности. При этом, надо принимать во внимание и то, что зритель с тех пор успел сильно поднатореть, и абы что ему уже не подсунешь. Но хватит быть голословными… Об азербайджанских сериалах и специфике игры в нем мы поговорим с актером Расимом Джафаром, который, можно сказать, стоял у самых истоков этого жанра в нашей стране.
- Назовите несколько сериалов, в которых вы снимались?
- Ну, например, «Дыхание шакала», который снимала азербайджанская кинокомпания при участии иранского режиссера Бабека Ширинсифята. Это был детективный сериал, в котором мне досталась довольно непривычная для меня роль - этакого авантюриста и хулигана, племянника главной героини.
- Непривычная? То есть, обычно вы играете «пай-мальчиков»?
- Именно. Как правило, мне достаются роли «хороших парней», спокойных и меланхоличных. И, честно говоря, играть их довольно скучно. До такой степени, что иногда я даже отказываюсь от роли. Не хочу, чтобы мое кино-амплуа ограничивалось только такими персонажами. Так что я был очень рад выпавшей возможности, и за новый, «буйный» образ взялся с большим энтузиазмом. Тем более, что режиссер утвердил меня на эту роль, несмотря на то, что я совершенно не подходил по типажу - не достаточно силен и мускулист.
- В таком случае, наверно, вы с этим иностранным режиссером быстро сработались, раз уж он изначально оказал вам такое доверие?
- Работать с Бабеком Ширинсифятом было довольно интересно. У него ко всему был свой собственный подход, которого я прежде никогда не встречал даже у зарубежных кинематографистов, у которых мне доводилось сниматься. К примеру, он устраивал своего рода репетиции перед съемками. Правда, не могу сказать, что съемочный процесс от этого только выигрывал… По-моему мнению, в результате таких репетиций терялась значительная доля естественности.
- Значит, роль эта пришлась вам по душе… А были еще сериалы, от съемок в котором вы получали особое удовольствие?
- Был один такой сериал, но съемки его, к сожалению, приостановили. Исторический сериал «Карабахнамэ», рассказывающий о трех поколениях карабахских ханов. Я играл самого последнего из них - Мехти Гулу хана, правившего в период, когда Карабахское ханство оказалось под властью России. Я получал удовольствие от всего - атмосферы, образа…
- А вообще вам нравится сниматься в сериалах?
- Сказать откровенно? Нет, не очень. Хотя бы потому, что съемки сериалов загнаны в четкие временные рамки. А когда поджимает время, то в творческом плане особо не разгуляешься. Соответственно, страдает качество.
- Это можно сказать обо всех сериалах, о жанре как таковом. А как вы можете охарактеризовать азербайджанские сериалы в частности?
- Думаю, в Азербайджане пока еще не научились снимать качественные сериалы. И это вполне нормально, учитывая, что жанр этот в нашей стране только-только начал развиваться. Но, тем не менее, их смотрят. И очень даже увлеченно. Более того, я часто слышал, как в магазине или на улице люди обсуждают тот или иной азербайджанский сериал. В общем, своя аудитория у них есть, пусть и не такая большая, как у турецких сериалов.
- В чем же, по-вашему, их недостатки?
- Опять же, повторюсь: у нас сериалы начали сниматься совсем недавно и требуется время, чтобы режиссеры «набили руку». Вообще, для меня идеальный образчик сериала - это сказки 1001-й ночи. Помните, Шахерезада всегда прерывала рассказ на самом интересном месте… Так и сериал всегда должен держать зрителя в постоянном напряжении.
- Если спросить режиссеров, то, как это обычно бывает, они, скорее всего, объяснят минусы и недочеты банальной нехваткой денег…
- …и будут правы. Как ни крути, кинематограф требует больших финансовых вложений. И я не верю, что, будучи ограниченным в средствах, можно снять хороший фильм. Нет, на это действительно нужны деньги. Хотя, конечно, важно и то, чтобы деньги эти попали в руки к профессионалу. Вот тогда результат получится отличным. А все эти разговоры, что можно просто взять любую камеру и на голом энтузиазме снять шедевр… Нет, не верю.
- Приходится признать, что в массе своей сериалы ниже по рангу, чем художественные фильмы… Можно ли сказать то же самое об актерах? То есть, существует ли в кинематографе какая-то «иерархическая лестница», на которой актеры, занятые в сериалах, стоят ниже своих коллег, снимающихся в художественных фильмах?
- В Азербайджане такой иерархии точно нет. Киноиндустрия здесь пока еще не настолько развита, чтобы делить актеров на «касты». Все, включая народных артистов, играют там, куда позовут. В том числе и в сериалах.
Между тем в полку азербайджанских сериалов все прибывает и прибывает… Вот, например, совсем недавно был снят и вышел на экраны комедийный сериал «Наследство». По сюжету он перекликается то ли с известным американским фильмом «Дюплекс», то ли с английскими комедиями о хитрых дядюшках и тетушках и их непутевых наследниках. Одинокая старушка божий одуванчик обещает завещать свой дом тому из родственников, чья семья будет о ней лучше заботиться. У родственников, разумеется, крыша слетает от жадности, и они начинают наперегонки обхаживать хозяйку, параллельно пакостя друг другу. В общем, сюжет древний, как мир, неоднократно использованный на самый разный манер, и, в принципе, достаточно выигрышный. А вот насколько хорошо удалось режиссеру Сиявушу Гусейнли воплотить эту идею в жизнь, судить уже зрителям… Если, конечно, они оторвутся от просмотра турецких мелодрам и переключат канал, решив «поддержать отечественного производителя».
Нигяр РАГИМОВА
Каспiй.- 2015.- 17 февраля.- С.- 11