Судьба балерины
Эллочка начала заниматься танцами с трех лет, еще в детском саду. Ее старший брат Георгий по настоянию мамы, которая решила: пусть лучше ребенок танцует, чем болтается по улице, - записался в танцевальный кружок при Доме медработников. И так интересно рассказывал о своих занятиях, что малышке тоже захотелось танцевать. Брат приходил за ней в садик во время тихого часа и отводил в кружок, благо это было почти рядом: детсад стоял напротив Кукольного театра, на месте нынешнего сквера с фонтаном.
Позже в интернате (родители работали вахтенно, и девочку на время определили в интернат) она стала солисткой в танцевальном коллективе. А потом брат решил, что ей надо учиться в хореографическом училище. Увидел объявление о приеме и сказал, что ей надо туда поступить. «Но я совсем не умею петь!», - в отчаянии проговорила Эллочка, думая, что ей предстоит учиться хоровому пению (она почему-то решила, что корень слова «хореография» - хор). «Глупенькая! - ласково сказал брат. - Ты будешь учиться танцевать. Станешь балериной!».
Георгий всегда любил командовать. Он и стал впоследствии военным, с отличием окончив Бакинское высшее общевойсковое командное училище, где его портрет до сих пор висит на Доске почета, а затем и Военную академию в Москве. А тогда, узнав, что при поступлении надо сдавать экзамены, Эллочка разволновалась и попыталась было отказаться, но брат сказал, как отрезал: «Будешь поступать!».
Эллочка отправилась на экзамен, который оказался на удивление легким. Ей велели поднять ножку как можно выше, что она и сделала, приведя педагогов в полнейший восторг. «Какой шаг!» - удивленно воскликнули экзаменаторы. Потом ее попросили станцевать польку. Эллочка легко и грациозно исполнила танец и… была принята.
Радостная прибежала она домой: «Мама! Папа! Я поступила! Я буду балериной!» «Кем-кем - балериной?! - с негодованием воскликнул отец. - Ни за что! Моя дочь не будет скакать полуголая по сцене!»...
- Они с мамой даже поссорились из-за этого, - вспоминает Элла Ашрафовна. - Мама твердо заявила, что мне необходимо учиться, - как сказали педагоги, у меня исключительные балетные данные. Папа твердо стоял на своем: нет!
Но победила в споре более настырная украинка. Анна, щадя самолюбие мужа, предложила ему сходить в училище и самому убедиться, что это серьезное учебное заведение. Ашраф пошел и, поговорив с педагогом Гюльбаджи Гаджиевой, остался очень доволен. «Серьезная, строгая женщина. Ей можно доверить дочку», - сказал он и обязал сыновей - Георгия и Бахрама - провожать сестру на занятия и встречать после них.
С шестого класса Эллу взяла к себе Лейла Векилова - народная артистка СССР, выдающаяся балерина и замечательный педагог. Она как-то сразу выделила ее из пятерки девочек, которых вела, уделяла ей много внимания. Наверное, потому что та была очень старательна, ответственна и неукоснительно выполняла все упражнения, все требования педагога. С самого начала она готовила Эллу на ведущие роли. Лейла ханым очень верила в свою ученицу, но судьба распорядилась иначе…
- Еще будучи студенткой я много танцевала в Театре оперы и балета. И по окончании учебы меня сразу пригласили и в театр, и в филармонию - в создающийся при ней ансамбль национального танца. Но я выбрала театр. Я мечтала о том, что стану примой, буду исполнять ведущие партии, да и в училище мне прочили блестящую карьеру.
На способную девушку обратила внимание Гамэр Алмасзаде, народная артистка СССР и влиятельная личность в балетном мире. Она вела что-то вроде курса повышения квалификации, отобрала в свою группу самых перспективных балерин и готовила с ними сольные партии. Однако вскоре ее пригласили на работу в Ирак и она на два года покинула нашу столицу.
И Элла осталась без сольных партий, хотя танцевала в «четверках» почти всех спектаклей («Дон Кихот», «Читра»), а также в «двойках» («Жизель», «Шопениана»). Она была занята во всех правительственных концертах, участвовала во всех декадах - Днях культуры Азербайджана в союзных республиках, в Москве, Ленинграде, то есть она стала солисткой театра, но не примой, как ей мечталось.
Время шло, девушка взрослела. Многие засылали к родителям сватов. Но Ашраф Гаджиев не торопился выдавать дочь замуж. Однажды дело дошло даже до обручения, однако будущие родственники выдвинули такое условие: их невестка должна уволиться - необходимости работать нет, они вполне обеспечены и ей надо будет только ублажать благоверного и растить детей. «Уйти с работы? Да вы знаете, где работает моя дочь? Она служит в ТЕАТРЕ!!! Она балерина!», - с гордостью воскликнул отец и отослал сватов с дарами восвояси.
Но, должно быть, судьбе было угодно, чтобы она стала женой и матерью. Элла вышла замуж за человека, которого полюбила и который, будучи спортсменом, нисколько не возражал против ее карьеры. Вскоре Элла поняла, что готова подарить мужу наследника или наследницу. А тут вернулась из Ирака Гамэр Алмасзаде.
Узнав, что ее ученица ждет ребенка, буквально потребовала сделать аборт. «Ты губишь свою карьеру! Я намеревалась готовить с тобой партию Гюльянаг (заглавная роль в «Девичьей башне» А.Бадалбейли). Тебя ждет большое будущее, но учти, что балетный век короток, упустишь эту возможность - не быть тебе примой! А дети у тебя еще будут - ты молода». Так перед балериной встала дилемма: карьера или ребенок. Элла выбрала последнее. Родилась красавица-дочь Лейла. Элла назвала ее в честь любимого педагога.
Элла быстро восстановилась и вернулась на сцену, но ведущих ролей так и не получила. «Гамэр не любит, когда ей в чем-то отказывают», - сказала ей тогда Лейла ханым.
- Знаете, я очень благодарна Гамэр ханым. Несмотря на то, что она как бы преградила мне путь к славе, она же и открыла мне путь к педагогической деятельности, что стало смыслом моей жизни. Я в то время, работая в театре, одновременно преподавала хореографию в культпросветучилище. Проработала там два года. Гамэр ханым, узнав об этом, пригласила меня в хореографическое училище, - делится воспоминаниями Элла ханым. - Я с радостью вернулась в родные стены уже в качестве педагога.
И с тех пор, то есть с 1986 года, Э.Гаджиева работает в теперь уже Хореографической академии. Лишь однажды она покинула стены этого учебного заведения - в 1996-98 годах преподавала в Стамбульской частной балетной школе. В Турции она работала и как балетмейстер-постановщик, сделала множество номеров, осуществив, в частности, постановку фантасмагории из балета Гара Гараева «Семь красавиц» - одного из красивейших номеров этого балета. И вообще, знакомила своих подопечных с богатым классическим наследием азербайджанской культуры.
Вернувшись в Баку, Элла поняла: преподавателю необходимо иметь высшее образование - и поступила в Азербайджанский государственный институт культуры. Теперь она преподает и в этом учебном заведении. Работа педагога и интересна, и почетна. За эти годы ее ученицы стали артистками театра оперы и балета, были лауреатами конкурсов в Витебске и Тбилиси, так что ей есть чем гордиться.
Но главная ее любовь - сам балет, и ей хочется реализовать себя в качестве балетмейстера-постановщика, она готовит со своими учениками новые номера и целые постановки. Большим успехом пользовались у публики поставленные ею «Калейдоскоп» и « Мелодии юного ашыга», «Половецкие пляски», «Посвящение Энио Мариконе», а также открывшая концерт в честь 50-летия ООН сюита «Мы едины». Ею был поставлен и целый балет - «Доктор Айболит».
Интересно, что осуществлен он силами учеников хореографического училища: было задействовано около пятидесяти учащихся классического отделения, а также студенты народной группы. Яркий, красочный балетный спектакль прошел с большим успехом на сцене Театра юного зрителя. И директор ТЮЗа предложил включить его в репертуар для ежемесячного показа. К сожалению, этот проект не осуществился: у педагога Гаджиевой забрали класс, ученики которого составляли основной костяк балета. Пострадали не только юные артисты, но и юные зрители.
- Элла ханым, я знаю, что ваша жизнь целиком и полностью связана с балетом. А кем стала дочь Лейла, ради которой вы пожертвовали статусом примы-балерины?
- Я бы не ставила вопрос так. Что значит - пожертвовала? Я не жертвовала, а выбирала. У каждого человека есть выбор, вот и я выбрала дочь - она принесла мне много радости. Лейла не стала заниматься хореографией, она выбрала стезю драматической актрисы, играла в камерном театре Джаннет Селимовой. Сейчас она живет в Киеве и профессиональной карьере предпочла амплуа любящей жены и мамы. Однако Лейла не совсем отошла от профессии - она ведет драмкружок в гимназии искусств.
- Ваш сын Айдын тоже стал артистом балета, но не премьером - почему?
- Да, при всех своих замечательных балетных данных: высокий рост, отличный прыжок, точная координация - он не стал премьером, так как при подготовке к выпускному спектаклю в училище получил серьезную травму, которая и лишила его звездных партий.
- Довольны ли вы своей судьбой?
- Скорее да, чем нет. Родившись в простой семье, я, как и мои братья, получила высшее образование: надо отдать должное родителям - они поощряли наше желание учиться. Георгий стал профессиональным военным, полковником; Бахрам, окончив Киевский институт инженеров гражданской авиации, также достиг в своей области немалых высот. Я вышла замуж по большой любви, родила прекрасных детей, занимаюсь любимым делом. И продолжаю мечтать!
- О чем, если не секрет?
- Ни много ни мало - о театре! О специализированном детском театре балета. Дело в том, что не все выпускники хореографического училища попадают в Театр оперы и балета или в ансамбль танца. Имея хорошую хореографическую школу, они как бы остаются за бортом. А детский балетный театр, о котором я мечтаю, мог бы дать им работу. Да и денег для него нужно не так уж много. Я составила смету и представила в Министерство культуры, но пока никто не заинтересовался этим проектом. А жаль… У нас очень мало детских балетных спектаклей, которые могли привлечь ребят к хореографическому искусству. А этот театр мог бы сыграть определенную роль в этом деле.
- Вы почти 30 лет преподаете и до сих пор не имеете никаких званий…
- Ну, это не ко мне… Наверное, я еще не заслужила такой чести. Но разве это главное?
Наша многочасовая беседа заканчивается, и я желаю Элле ханым, чтобы сбылись все ее мечты и реализовались все ее грандиозные планы, ибо эта женщина мечтает о главном деле всей своей жизни - прекрасном искусстве балета.
Тамара ЯРАЛОВА
Каспiй.- 2015.- 21 февраля.- С.- 18