Мир наизнанку.

Как азербайджанец стал действительным членом Королевского фотографического общества Великобритании

Экстравагантный молодой бакинский фотограф, о котором пойдет речь, родился в самом сердце столицы Азербайджана…

Без малого сто лет отдали Азербайджану четыре поколения мастеров фотографии из семьи Алиевых. Еще в юности Руфат попал в круг именитых личностей мира культуры и искусства, политики и спорта. Общение с талантливыми людьми не только значительно повлияло на его искусство, но и послужило катализатором славного творческого пути. Даже тем, кто мало знает о нем и его родителях, о том, какую миссию несет Руфат, достаточно взглянуть на его работы, созданные на протяжении 10 лет творческой деятельности (2005-2015 гг.), чтобы многое стало ясно.

Руфат Алиев начал свой творческий путь как… общественный деятель. Да и позже, когда фотография уже заняла в его жизни главенствующее место, он продолжает много и плодотворно работать в московской организации азербайджанской диаспоры России. Признание в Европе Р.Алиев получил как фоторежиссер. Искусство фотографии, каковым оно сформировалось к началу XXI века, оказалось наиболее подходящей сферой для воплощения художественных идей, обуревавших фотографа. Стоит отметить, что в 2007 году он на основе обретенного опыта и наследия своего отца и деда разработал и ввел в употребление два новых стиля фотоискусства. «Театральный репортаж» (постановочно-репортажная съемка) и «Репортажный спектакль» (репортажно-постановочный) открыли перед молодым фотографом новые горизонты. Руфату Алиеву свойственно обращаться к главным и наиболее острым проблемам исторической справедливости, национальной идеологии, социальных разногласий и современной духовной жизни. Чрезвычайная чуткость и восприимчивость к веяниям современного искусства не мешают фоторежиссеру быть связанным глубокими корнями с национальной почвой, с еврейскими - и шире - азербайджанскими культурными традициями. Он часто говорит об огромном влиянии на него творчества таких величайших наших соотечественников, как Низами Гянджеви и Имадеддин Насими, через которых он воспринял дух драматургического построения и - что гораздо важнее - некоторые особенности видения мира. Не меньшее значение для формирования художественного взгляда фотографа имели и другие, лежащие за пределами собственно искусства впечатления - от азербайджанской природы и архитектуры, обстановки в доме его отца, традиций, обычаев и торжественных национальных обрядов и их прозаической закулисной составляющей.

В одном из интервью Руфат говорил, что, будучи сыном фотографа, он с детства привык видеть мир наизнанку, и научился видеть окружающее словно через объектив даже при отсутствии фотокамеры. Пока его отец занимался фотографией наряду с основной работой, сын рассматривал людей разных национальностей, цвета кожи и расовой принадлежности, пытаясь понять их традиции, или изучал украшения фасадов старинных особняков, расположенных поблизости. Впечатления детства откладываются, и когда 10 лет спустя фотограф задумал проект «Битик», его вдохновляли не только история и традиции народов мира, но и настенная роспись старого Баку. Руфат, творчество которого далеко от наивной непосредственности, особенно дорожит этой связью: «Моя цель - фотографировать так, как рисовали средневековые художники. Сделанный мною снимок обязательно должен был выдерживать соседство с шедеврами мирового искусства».

Психологический, мировоззренческий подход к действительности стал определяющим для его творчества. Нерв его искусства проходит там, где бытовые ситуации переносятся из мира житейского в иное измерение, повествование переходит в притчу и все детали наполняются переносным, психологическим смыслом. Вместе с тем фотограф не растворяет материальную, конкретно-чувственную основу своих образов в их отвлеченном, иносказательном значении. Своеобразие и сила Руфата Алиева - в органическом сочетании реалистической жизненности со смелой идеализацией, порой даже идеологизацией образов. Азербайджанские национальные мотивы занимают важное место в его работах. Отношение Руфата к Азербайджану претерпело сложные изменения и наложило печать на эволюцию его творчества, в связи с чем он отмечает: «Фотографу нужно бежать от собственных стереотипов и стиля, иначе он рискует остаться незамеченным».

Руфат Алиев пришел в искусство в самом начале XXI века (он дебютировал как художник, рисуя все, что приносило ему радость). Было ему тогда немногим более десяти лет. Период же духовного созревания был связан со временем, когда азербайджанский народ переживал агрессию Армении. «Азербайджанский народ не может постоянно выражать только радость. Ее должна немного омрачать общая трагедия моего народа», - считает Руфат. Протест против тоталитаризма фашистского типа явственно прослеживается в работе «Ханым». Именно она принесла Руфату первое признание в качестве фоторежиссера. Главное, что занимает его как фотографа и в особенности как фоторежиссера, - вопросы, выдвигаемые азербайджанской действительностью. Постепенно, из года в год Руфат идет к все более глубокому и обобщенному пониманию проблем национальной действительности, самоопределяясь как национальный фотограф и одновременно преодолевая регионализм. Фотографии, выставленные Руфатом в 2011 году, содержат резкую социальную и нравственную критику азербайджанской действительности. Тут он охотно показывает Азербайджан «с черного хода», изображает нищету, материальную и нравственную неустроенность людей, выброшенных из жизни, оставшихся за бортом упорядоченности и благополучия, не нашедших себе применения и постепенно опускающихся на дно. И особенно беззащитным и ранимым становится человек, когда он любит и страдает не столько за себя, сколько за других. Как пишет итальянский критик Эрмано Комуцио: «Не все могут быть героями, не все могут прямо вмешаться, чтобы изменить реальность...» Но мысль Руфата Алиева, а точнее, концепция его искусства ясно говорит, что никто не может сохранять иллюзию о «башне из слоновой кости», как будто «возвышенные» и «благородные» занятия могут оправдать того, кто сжигает мосты, соединяющие его с происходящим в мире.

А совсем недавно Руфат стал действительным членом Королевского фотографического общества Великобритании (КФОВ). Кстати, он - первый фотограф-азербайджанец, кому выпала честь стать членом этого престижного сообщества. Дирекция КФОВ высоко оценила его работы, сделанные во время поездки по Азербайджану в 2014 году. Фотографии, объединенные в проект «Его Величество...», Руфат Алиев отправил принцу Уэльскому. Вскоре пришел ответ, в котором тот поблагодарил Руфата Алиева за фотографии и передал ему наилучшие пожелания. После чего он и был принят в общество, которое существует с 1953 года.

Творчество Руфата Алиева по достоинству оценено во многих странах мира. Например, уже сейчас подтвержден факт, что часть его работ будет представлена на выставке в Лондоне в октябре нынешнего года.

Виктория ТРЕТЬЯКОВА

Каспiй.- 2015.- 2 июля.- С.- 6