Реальная история
Эмин Мирабдуллаев: Кино должно быть интересным
В Баку полным ходом идет работа над созданием короткометражной ленты, посвященной братьям Нобелям.
На каком этапе находятся съемки, что это будет за картина, и о многом другом рассказал газете «Каспiй» наш сегодняшний гость, главный режиссер фильма Эмин Мирабдуллаев.
- Эмин, начнем, наверное, с картины, над которой вы сейчас работаете. Расскажите, что предшествовало съемкам, и что вообще послужило толчком к такой идее?
- Началось все с того, что у меня появилось желание экранизировать роман «Черный город» Бориса Акунина (псевдоним Григория Чхартишвили - Ред.). Я даже провел предварительные переговоры с Григорием Шалвовичем, но в Министерстве культуры и туризма мне сказали, что для начала я должен снять хотя бы одну короткометражку, с чем я, собственно, и согласился. На мой вопрос, каким должен быть ее сценарий, последовал ответ о полной свободе выбора. Что может быть прекраснее? Тогда я решил не отходить от выбранной эпохи и написал сценарий к документальному кино о деятельности Нобелей в Азербайджане. Его рабочее название «PostSkriptum». Это история, основанная на реальных событиях. Показал его очень уважаемому мною мастеру - Рамизу Фаталиеву. Он прошелся по моим каракулям и довел сценарий до ума. В министерстве его взяли сразу же, приняв во внимание и то, что это не стандартная короткометражка. Тут ведь другая эпоха - костюмы, реквизит, декорации, грим и т.д. и т.п. Множество локаций... Но в итоге сказали, что денег нет. Ждать пришлось год, а потом случилось чудо - фильм запустили в производство.
Я испытываю большое уважение к памяти братьев Нобелям. И, конечно, в коротком метре не выразить всей уникальности этих личностей.
- Можно сказать, что это не репетиция перед художественным фильмом, которым вы изначально хотели заняться?
- Репетиция? Нет. Надеюсь, получится полноценное произведение, несмотря на короткий формат. Может удастся снять и полный метр на эту тему.
- В чем изюминка фильма, на чем вы акцентируете внимание?
- Знаете, кино, прежде всего, должно быть интересным. Кинематограф - это своего рода аттракцион. Помните первые в истории кинокадры с лошадкой? Только потом кино - воспитатель и целитель. При этом оно остается одним из самых сильных психотропных рычагов. Кино должно быть увлекательным. А фильмы такого рода, как мой, сами по себе интересны, потому что повествуют об удивительных личностях. Плюс, в нем будет изрядная доля иронии, своеобразная стилистика, которая тоже, надеюсь, понравится современному зрителю, избалованному всякими «примочками» сегодняшнего кино. Отечественный кинематограф, к сожалению, сильно отстал от мирового в этом смысле - монтаж, техника подачи материала… сегодня этому придается особое значение. А не считаться с этим нельзя, хотя бы потому, что этого хочет зритель. Он - главный ценитель, ведь он платит. Поверьте, у нас есть взыскательный зритель и ему нужны хорошие фильмы. И они будут. Я в это верю.
- Расскажите о команде…
- У меня в команде замечательные ребята, настоящие единомышленники. Оператор Али Султан, я с ним снимал проект покойного Анара Мамедханова. Еще один фильм снимали с Али в Израиле, он назывался «История иудаизма в Азербайджане». Второй наш режиссер, Мехман Мамедов - деликатный, дипломатичный, мудрый товарищ. Такой, каким и должен быть второй, ведь он работает с актерами. Назначает и переназначает дни съемок, формирует календарно-постановочный план, плотно общается с административной структурой и т.д. Художник-постановщик Шахин Гасанли - умница, энтузиаст, влюбленный в свою работу. Хочу поблагодарить и руководство «Азербайджанфильма» в лице Мушвига Хатамова, благодаря его команде решались многие производственные задачи.
- На каком этапе находится работа над фильмом сегодня?
- Закончены съемки, приступаем к монтажу. Затем будет озвучание (параллельно идет написание музыки для фильма) и колор-коррекшн, так называемый покрасо-тонировочный этап.
- Вы сказали, что все факты в картине реальные. Но, насколько мы знаем, Нобели - это личности, вокруг которых уйма легенд и мифов…
- История, которую мы рассказываем, основана на реальных событиях. Более того, мы даже придерживаемся хронологии и стараемся не отходить от конкретных дат. Но, вы сами понимаете, язык повествования вольный, художественный.
- А что насчет актерского состава?
- Кастингом я доволен. Азер Айдемир (Роберт Нобель) - харизматичный и многогранный, у него хороший потенциал; Ильгар Сафат (Людвиг Нобель), он сам режиссер и очень талантливый специалист. Айшад Мамедов (Жозеф, слуга)- сама скромность, он работает и в театре, и в кино с одинаковым успехом, а это непросто. В фильме снимались также Эльдар Багирбеков, органичный и очень тонкий актер, Фаик Мирзоев, который в последнее время сильно набрал мастерства, а также др. наши актеры. В общем, с кастингом мне повезло.
- Это уже ваша команда, с которой вы постоянно работаете, или просто так получается, что периодически пересекаетесь в различных проектах?
- Я не так много работаю, чтобы говорить о постоянстве.
- В короткометражном кино каждая минута важна. А сколько по времени будет длиться ваш фильм?
- Ориентировочно 20-25 минут, не больше.
- Кстати, кто у вас костюмер: вы специально шили наряды для фильма или воспользовались имеющимися, как обычно практикуется?
- В основном костюмы подбирались, но были и те, что шились специально.
- А где проходили съемки?
- В Азербайджане, умудрились снять здесь даже Питер. Работали в Лянкяране, Лерике, в пригородах Баку и в самом городе. Нам повезло, мы успели снять старую часть железнодорожного вокзала. Снимали, в том числе, в доме Нобелей, на известной «Вилла Петролиа». Нам предоставил такую возможность Фонд братьев Нобель, за что отдельное спасибо.
- Нобели исторически очень важные персоны. Чувствуете ли вы на себе груз ответственности или, напротив, относитесь к этому вполне спокойно?
- Чувствую радость, что могу прикоснуться к сокровенному, великому, что помогаю помнить о таких замечательных и удивительных личностях. Вдумайтесь: то, что смогли совершить эти люди, ни делал до них никто! Этот факт вызывает чувство восхищения.
- Вы сказали, что вели переговоры с Григорием Шалвовичем, как он отреагировал на ваше предложение об экранизации?
- Сдержанно. Вначале мы пообщались, затем он посмотрел мои работы. Он вообще очень щепетильно относится к выбору режиссеров на свои экранизации. В России, как вы знаете, его вещи экранизировались самыми успешными режиссерами. Сегодня права на экранизацию многих его сочинений приобретены британскими продюсерами, но «Черный город» - за мной.
- Да, я потому и спросила, знаю, что не всем он дает свои произведения на экранизацию.
- Но пока это не подтверждено никакими документами, есть лишь устное согласие Акунина в приватном разговоре со мной, не более.
- Надеюсь, что все подтвердится, и не только на бумаге.
- Дай Бог!
- Мнение режиссеров касательно съемок короткометражных фильмов обычно разнится. Одни говорят, что снимать их намного легче, чем полнометражные, другие - наоборот. К какому из этих лагерей относитесь вы?
- Считаю такое разделение неправильным. Фильм есть фильм. Это законченное драматургически произведение, со своей завязкой, кульминацией и развязкой, независимо от того, пять минут он длится или полтора часа. Можно снять потрясающее двухминутное кино, к съемкам которого только готовишься полгода, или полуторачасовую ерунду всего за два месяца. Как у нас, собственно, и делали в основном в последнее время. Я имею в виду, все эти комедии недавних лет, печальное зрелище, как говорил небезызвестный ослик Иа.
- Видимо, именно такого кино требует зритель, а разве не под него подстраивается режиссер?
- Нет-нет, зритель такого кино не хочет, это мне говорят сами люди, причем довольно эмоционально.
- А чего же хочет зритель?
- Ну, мы ведь смотрим зарубежное кино, продукцию Голливуда, французские комедии, российские фильмы… Мы все это видим, и прекрасно понимаем, что такое хороший фильм. Пора это же делать и самим. Вы так не думаете?
- Думаю. И еще думаю, что вам с каждым годом все тяжелее работать. Тяжелее удивлять и удерживать зрителя. Конкуренция-то огромная, если сравнивать с доступными сегодня всем мировыми стандартами.
- Да нет, это же весело и интересно. Кино - это когда интересно.
- Какие жанры сегодня предпочитает зритель?
- Вот относительно недавно многие посмотрели «Интерстеллар». Вроде не боевик, не мелодрама, не исторический фильм, да и крови особой нет, а касса зашкаливает.
- Зато компьютерной графики много. Может в ней и секрет?
- Это очень тонкая химия... Повторю - кино должно быть интересным! Да, графике в современном кинематографе уделяется очень большая и ответственная роль. Сегодняшние графисты могут делать практически все. Они работают с жидкостями, со светом, с любыми материалами настолько реалистично, что отличить графику от реальной съемки уже невозможно - но и это не стоит во главе угла. Эмоция - вот что правит нашими душами, она зарождается из ощущений, а ощущения - это мы, наше мировосприятие.
- Сегодня стало модно снимать продолжения к старым популярным фильмам, как вы к этому относитесь?
- Не знаю... приведите пример.
- «Не бойся, я с тобой-2».
- Я, к сожалению, его не видел. Ждал, что меня пригласят на премьеру - там директором с нашей стороны работала моя хорошая знакомая, Яна Никитина, но не дождался.
- На кого рассчитан ваш фильм?
- Затрудняюсь ответить. Хочется думать на широкого зрителя. Вам точно будет интересно.
- Когда ориентировочно ждать премьеры?
- Это зависит от кучи факторов. Скажем так: скоро!
Виктория ТРЕТЬЯКОВА
Каспiй.- 2015.- 8 июля.- С.- 11