Ему чужды стереотипы
Мелик Дадашев: мастер отрицательных ролей
Однажды, когда выдающийся деятель азербайджанского театра и кино Мелик Дадашев проходил через знаменитый «Молоканский сквер», незнакомая женщина, указывая на него молодому полицейскому, сказала: «Видишь этого человека? Он армянский шпион, задержи его!».
Тот подошел к актеру и потребовал документы. М.Дадашев тогда работал директором Театра русской драмы и на слова полицейского недоуменно ответил: «Молодой человек, наверное, вы не узнали меня. Мои документы в кабинете директора театра, пойдемте, я покажу».
Тот хотел было последовать за актером, когда подошел офицер постарше и поздоровался с М.Дадашевым. Узнав, в чем дело, он обернулся и отчитал молодого коллегу: «Ты что, не знаешь нашего выдающегося актера? Стыдно!»
Конечно, это курьез. Мелика Дадашева, народного артиста Азербайджана, лауреата Государственной премии республики, хорошо знали не только в Азербайджане, но и в других республиках СССР, а также в ряде стран мира, и высоко ценили его искусство.
***
Мелик Юсуф оглу Дадашев родился 17 июня 1924 года в Баку, в уважаемой семье интеллигентов. Его мать играла на гармони и фортепиано, сочиняла небольшие музыкальные произведения. Тетка по матери - Хокума Наджафова - была талантливым композитором. Отец - Юсуф киши - владел нефтепромыслами, был близок с известным нефтепромышленником и меценатом Гаджи Зейналабдином Тагиевым.
По окончании школы Мелик поступил в медицинский институт. Через год началась война, и он отправился на фронт. После тяжелой контузии вернулся в Баку и поступил на актерский факультет Азербайджанского государственного института искусств, на курс Адиля Искендерова. Параллельно он учился в музыкальном училище имени А.Зейналлы и выступал в качестве танцора в ансамбле песни и танца Азербайджанской государственной филармонии.
После войны М.Дадашев работал вначале в Театре юного зрителя, затем в драмтеатрах Загаталы и Шамхора (Шамкира). С 1950 года работал с перерывами в Аздраме, в Русской драме - актером, директором, художественным руководителем. Кроме того, преподавал актерское мастерство в Азербайджанском государственном университете культуры и искусства.
В различных театрах М.Дадашев играл роли Шапура («Фархад и Ширин»), Эльхана («Невеста огня»), Наримана Нариманова («Тлеющие очаги»), Аслана («После дождя»), Тарлана («Без тебя»), Атаева («Семья Атаевых»), Яго («Отелло»), Макбета («Макбет»), Виктора Каренина («Живой труп»), шейха Насруллы («Мертвецы»), Агагусейна («Хрустальный дворец»), создавал другие разноплановые образы в спектаклях по пьесам отечественной и мировой классики.
Образы, созданные Меликом Дадашевым в фильмах, заняли достойное место в истории азербайджанского кинематографа. Дебютом М.Дадашева в кино искусствоведы считают роль Назифа в фильме «Двое из одного квартала» (1957). Однако следует подчеркнуть, что еще в историческом кинофильме «Фатали хан», снятом за десять лет до этого, он озвучивал эмира Хамзу, которого играл актер И.Эфендиев.
Фоторепортер Назиф в ленте «Двое из одного квартала» - персонаж не главный, но достаточно интересный и запоминающийся. Будучи газетным сотрудником, Назиф слепо исполняет все указания владельца газеты. Актер сумел несколькими штрихами передать присущие своему герою беспринципность и отсутствие морального стержня. По поручению полиции Назиф совершает кровавое преступление, чтобы оклеветать и засадить в тюрьму нового редактора журнала «Ишыг» Ахмеда. Украв у него пистолет, Назиф убивает отца его возлюбленной Халимы. Ахмеда арестовывают. Назиф в исполнении М.Дадашева весьма убедителен, благодаря чему на протяжении всего фильма привлекает пристальное внимание зрителя.
Прежде чем перейти к основным ролям М.Дадашева в кино, обратимся вкратце к созданным им эпизодическим персонажам. Дервиш в фильме-сказке «Тайна одной крепости» (1959), разведчик Джеймс в снятом вскоре фильме «Битва в горах», министр строительства Нагиев в «Последней ночи детства», Абдул в «Мальчиках с нашей улицы», милиционер в фильме «Скажи, что любишь меня», Джаббар бек в «Жди меня», Муртуз в «Тахмине», Балы бек в «Кероглу», помощник капитана в ленте «Наша улица», военный командир в «Лейли и Меджнуне», тренер в «Силе притяжения».
Теперь перейдем к заглавным ролям замечательного актера. В историко-революционном фильме «26 Бакинских комиссаров» режиссера А.Ибрагимова, повествующем о событиях 1918 года, М.Дадашев сыграл комиссара Мешади Азизбекова. В фильме он представлен как идейный большевик, преданный делу революции. Азизбеков всей душой верит в то, что Бакинская коммуна принесет Азербайджану свободу. В разгар месяца мухаррам он отправляется в мечеть на поиски припрятанной пшеницы, не боясь угроз религиозных фанатиков. Ни слова не говоря, начинает обыск, и по блеску его глаз можно понять то внутреннее напряжение, которое он испытывает.По словам академика Ягуба Махмудова, исследования показывают, что образ Мешади Азизбекова был включен в сюжет фильма для придания картине дежурного интернационального колорита. Это можно почувствовать и по игре актера. Нужно отметить, что идеологический характер этой картины, посвященной истории Бакинской коммуны - излюбленной теме советской коммунистической пропаганды, нисколько не снижает ее художественных достоинств. С точки зрения кинематографии этот фильм не потерял своей значимости и сегодня.
В 1969 году был снят художественный фильм «Кура неукротимая», повествующий о жизни азербайджанского крестьянства второй половины XIX века. В картине живо показаны традиции и обычаи азербайджанского народа, выведен ряд ярких, психологически глубоких персонажей. Среди них образ муллы Садыга, мастерски созданный Меликом Дадашевым. В фильме мулла, пользующийся влиянием среди темных и суеверных крестьян, противопоставлен сложному и противоречивому образу Джахандара ага. Пользуясь религией как инструментом, мулла Садыг пытается удержать крестьян под своим влиянием, а Джахандар пользуется любой возможностью, чтобы нанести ему удар, прибегает к различным уловкам. Алексей Черняевский и Ахмед, стремясь вовлечь детей в учебу, наталкиваются на упорное сопротивление муллы Садыга. В сценах и эпизодах с участием Джахандар ага М.Дадашев проявляет образцы высокого актерского мастерства.
В отличие от муллы Садыга, Гамло в фильме «Последний перевал» борется с врагами в открытую и бескомпромиссно. Он не скрывает ненависти к советской власти и коммунистам. Гамло жесток и беспощаден, он - лютый враг коллективизации. Вот как характеризует образ героя сам Мелик Дадашев: «Я вжился в образ Гамло, в его характер. Наряду со всей жестокостью, беспощадностью я разглядел в его характере смелость, мужество. Этот человек не боится ничего и никого, он не боится пули, не боится смерти… И теперь мне не верится, что Гамло сыграл я. К тому же - так резко, сурово, как лютого врага. И тем не менее я не насытился образом Гамло».
Будучи враждебно настроен к новой власти, Гамло убивает Аббасгулу бека, явившегося к кербалаи Исмаилу безоружным, и оправдывает свой поступок так: «Клянусь Кораном, когда вижу человека государственного, руки чешутся».
Образ Гамло - пожалуй, наиболее драматический в этом фильме, и именно его можно назвать вершиной творчества Мелика Дадашева. Говоря о значимости этого образа для него, М.Дадашев заметил: «На V Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси «Последний перевал» он понравился как зрителям, так и членам жюри. На долю же Гамло выпали проклятия, гнев, озлобление. Неприятные реплики в свой адрес я воспринимаю как овации».
М.Дадашев сыграл на киноэкране много запоминающихся ролей - Наримана Нариманова («Послезавтра в полночь»), шейха Насруллы («Привет с того света»), Армена Хачатурянца («Крик»), сотника Огана («Гаджи Гара»), следователя («Расстрел откладывается»).
Остросюжетный историко-политический детективный фильм «Послезавтра в полночь», посвященный первым чекистам Азербайджана, был снят на основе документальной повести «Во имя республики». В картине рассказывается о работе ЧК по пресечению мятежа против Азербайджанской ССР. В этом фильме достоверно и живо показаны образы исторических личностей - председателя совнаркома АзССР Наримана Нариманова и председателя ЧК Баба Алиева. Вот как отзывался об актерской работе в фильме режиссер-постановщик Ариф Бабаев: «Этот фильм, сценарий которого был основан на исторических документах, рассказывает о деятельности видных исторических личностей, а потому ставил перед нами ответственные задачи. Во-первых, включение в художественный фильм документальной хроники само по себе требует высокого профессионализма. Во-вторых, требовалось найти актеров, способных создать образы исторических личностей. Могу с уверенностью сказать, что вторая задача, хоть и с трудом, успешно разрешена. Образы Наримана Нариманова и Баба Алиева возложены на Мелика Дадашева и Гасана Мамедова - актеров широкого диапазона и высокого мастерства, полностью соответствующих как с точки зрения внешнего сходства, так и внутреннего темперамента».
Хотя в этом фильме Н.Нариманову, который в 1920 году занимал пост председателя Совнаркома, отведено немного места, благодаря убедительности и естественности Мелика Дадашева образ мудрого государственного деятеля надолго запечатлелся в памяти зрителей. Не случайно во время обсуждения картины на худсовете киностудии «Азербайджанфильм» председатель совета Джамиль Алибеков заметил: «Коллектив фильма ушел от приключенческого духа и создал хороший политический фильм. Линия Нариманова в фильме - это политическая драма».
В 1983 году творческий коллектив картины был удостоен третьей премии КГБ СССР за лучшее кинопроизведение о чекистах и пограничниках. В 1986-м фильм удостоен Государственной премии Азербайджанской ССР.
В 1992 году был снят фильм-гротеск «Привет с того света» по мотивам классической пьесы Джалила Мамедгулузаде «Мертвецы». Здесь М.Дадашев сыграл главную роль - шейха Насруллы. Еще до выхода на широкий экран фильм посмотрел тогдашний премьер-министр Турции Сулейман Демирель, который под впечатлением от ленты направил письмо режиссеру Тофику Тагизаде.
Нужно заметить, что Мелик Дадашев и в театре, и в кино создал законченные, сложные образы шейха Насруллы, одного из символических персонажей азербайджанской литературы. Насрулла - человек образованный, умный, к тому же психолог, хорошо умеет находить общий язык с людьми различного социального происхождения. Так, обращаясь к собравшимся на сельском кладбище крестьянам, он возвещает: «Вседержитель повелевает, чтобы каждый желающий повидаться с усопшими предками снял верхнюю одежду, ибо одежда ваша кишит всяческими насекомыми тварями». Оказавшись в нижнем белье, крестьяне начинают смеяться, поскольку в таком виде походят на воскресших мертвецов в белом саване. Герой М.Дадашева в этом фильме мастерски управляет толпой - жестами, грозными взглядами, варьированием тона голоса. Провернув свои неблаговидные дела, он исчезает. При создании образа шейха Насруллы актер умело пользуется методом гротеска, вскрывая безнравственную сущность своего героя.
Дочь М.Дадашева Гюльнара ханым вспоминала съемки отца в фильме «Привет с того света»: «Отец был человеком верующим. Когда режиссер Т.Тагизаде предложил ему роль шейха Насруллы в новом фильме, он очень рассердился. Но Т.Тагизаде настаивал. В процессе съемок они часто спорили, препирались, портили друг другу нервы. Последнее слово все же оставалось за режиссером. Однажды отец прервал съемки, проходившие в Дербенте, и вернулся домой. Он категорически отказался участвовать в съемках. Поэтому в некоторых эпизодах шейха Насруллу пришлось снимать сзади или с закрытым лицом. В этих сценах снимался другой актер».
Вряд ли ошибемся, сказав, что роли Гамло и шейха Насруллы представляют вершину актерского мастерства Мелика Дадашева.
Военно-патриотический фильм «Крик» (1993), посвященный теме карабахской войны, вызвал значительный зрительский интерес. Эта картина представляет собой протест против всех войн, разрушений, гибели людей. Здесь Исмаил, главный герой снятого в далеком 1958-м фильма «Мачеха», уже вырос, обзавелся семьей, на войне командует батальоном, мужественно сражается против захватчиков. Случилось так, что он попал в плен. В фильме Исмаила играет Джейхун Мирзоев. Вообще, в этой картине подобрался отличный актерский ансамбль, а кроме того, нельзя не отметить удачную работу гримеров. Исмаила содержат в подвале какого-то дома, где армянские командиры празднуют свои победы. Они проделывают это так, чтобы доставить пленнику максимальные душевные муки. Эти сцены получились очень натурально, и особенно высоким мастерством отличаются эпизоды с участием Мелика Дадашева, играющего армянского офицера Армена Хачатурянца. Когда М.Дадашеву предложили эту роль, он долго колебался, раздумывал, но в конце концов режиссеру фильма Дж.Мирзоеву удалось уговорить его. Понять колебания актера можно - ему было очень трудно, и прежде всего в моральном плане, создать отвратительный образ армянского командира.
Показателен в этом плане диалог между азербайджанским и армянским офицерами. Начинается бомбардировка, армяне прячутся в подвале. Оставшись один, Исмаил задумывает поджечь дом, но в последний момент неожиданно замечает ребенка. И тушит уже занявшийся пожар. На следующий день Хачатурянц спрашивает его, почему он так поступил. На слова Исмаила «ведь здесь был ребенок» он очень спокойно замечает: «А я бы поджег дом, несмотря на ребенка». В этом кратком диалоге вскрывается вся глубина моральной пропасти между бесчеловечными армянскими захватчиками и азербайджанцами, отстаивающими не только родную землю, но и основополагающие моральные ценности человека.
Картина строится на нравственном противостоянии между двумя антиподами - пленным азербайджанским офицером, которого держат впроголодь, и армянским - откормленным, любителем выпить и повеселиться. Во время съемок при черновой записи голосов режиссер сказал, что Хачатурянца должен озвучить актер, владеющий армянским. На что М.Дадашев решительно заявил: «Я сам буду озвучивать свою роль, сам буду говорить во время съемок». И действительно, эпизоды, когда звучала армянская речь, М.Дадашеву удались. Отметим, что и в фильме «Привет с того света» его шейх Насрулла употребляет арабские слова и это помогает ему держать под контролем невежественных крестьян, в то же время его реплики получались запоминающимися.
В 1991 году начались съемки психологической драмы «Расстрел откладывается». Сюжет этого фильма, работа над которым завершилась только в 2002-м, основан на действительных событиях. В послевоенные годы в Баку появилась группа молодых «робингудов», которые отбирали у «богачей» излишки и раздавали бедным, а также защищали честь и достоинство женщин, особенно тех, чьи мужья и родные ушли на фронт. Этой группой руководил вожак по прозвищу Хан. Следователь считает их ворами, но большинство народа оправдывает действия группы.Фильм «Расстрел откладывается» построен на противостоянии Хана (Фуад Поладов) и следователя, которого играет Мелик Дадашев. Следователь предстает человеком, который постоянно настороже, все время изыскивает способы, как бы задержать Хана. Это весьма противоречивый образ. Ситуация осложняется тем, что следователь и Хан - друзья детства. Первый из них, совершая в детстве кражи, перекладывал вину на второго.
Существует точка зрения, что Мелик Дадашев - мастер создания отрицательных персонажей. Это мнение, безусловно, не лишено оснований, однако бесспорным фактом является то, что актер обладал способностью так раскрывать характер своих героев, будь то на сцене или на экране, что зритель верит в их реальность.
М.Дадашев снимался и на киностудиях других союзных республиках. В фильме «Самолеты не сели» киностудии «Узбекфильм» он сыграл роль Яхъи, в фильме «Дмитрий Кантемир» киностудии «Молдовафильм» - визиря (в этой картине снимался и его брат Салман Дадашев), а в фильме «Человек, который брал интервью» на «Беларусьфильме» - Ниязхана. Помимо этого, им сыграно множество комических ролей в выпусках республиканского сатирического киножурнала «Мозалан».
Главная характерная черта творчества Мелика Дадашева - реалистичность. На экране актер работал с душевным подъемом. М.Дадашев относится к тому типу актеров, которым создание образа дается легко, без особых усилий. Ему были чужды стереотипы и штампы. В эти дни замечательному азербайджанскому актеру театра и кино Мелику Дадашеву исполнилось бы 91. Увы, эту дату мы вынуждены отмечать в отсутствие виновника торжества: Мелика Дадашева вот уже 19 лет как нет с нами. Но верно говорят, что человек живет в своих добрых делах, а мастер - в своем высоком искусстве.
Айдын КЯЗЫМЗАДЕ.
Каспiй.- 2015.- 6 июня.- С.- 19