Свободная музыка
Кямиль Гаджиев: Мы хотим заставить публику задуматься
Помимо любви к музыке, участников этой группы объединяет еще и то, что никто из них не ощущает себя привязанным к месту проживания. Они свободны, и в случае надобности могут легко сняться с места и перебраться в любой другой уголок мира, прихватив с собой только свои инструменты… Отсюда и название группы - No Land, что в несколько вольном переводе с английского означает «Без земли».
Собственно, это даже не группа, а небольшой струнный оркестр, созданный пару лет назад молодым азербайджанским скрипачом Кямилем Гаджиевым, живущим в Стамбуле. На данный момент оркестр этот состоит из семерых музыкантов, активно выступает на различных площадках, а параллельно, благодаря YouTube, завоевывает популярность и за пределами Турции. Сейчас ребята готовятся к очередному концерту, который планируют дать 13 марта.
Кямиль рассказал нам о том, как появился на свет этот коллектив, куда идут «безземельные» музыканты, и каково это - играть классику в наш далеко не классический век…
- Как бы ты мог охарактеризовать жанр исполняемой вами музыки?
- Трудно дать четкое определение, но, скорее всего, это можно назвать этник-джазом с элементами классики. Мы сами пишем музыку и слова. Песни наши в основном на азербайджанском языке, но, тем не менее, они пользуются успехом у турецкой публики.
- А как вообще у тебя появилась идея создать такую группу?
- Наверное, надо начать с того, как я сам стал заниматься музыкой. Изначально я приехал в Турцию совсем с другими целями - изучать микробиологию. Я собирался пойти по стопам отца и стать медиком. Но при этом всегда всерьез увлекался музыкой. Вот и пытался совмещать двесферы. Но ничего хорошего из этого не получалось… Как говорится, за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Поэтому я решил оставить учебу и полностью посвятить себя музыке.
- Не имея при этом профессионального музыкального образования?
- Ну, в прошлом году я все же поступил в местную Консерваторию. Правда, честно говоря, сделал это в основном ради мамы. Чтобы она не переживала и не краснела перед родней за то, что я «неуч». По большому счету, учеба в Консерватории ничего мне не дает, кроме чувства смущения за то, что я в свои 27 лет сижу в одной аудитории с 17-летними.
- Ну а как же все-таки появилась группа? Ты создал ее сразу после того, как оставил микробиологию?
- Нет, на первых порах я занимался музыкой в одиночку: писал песни, периодически записывался в студии и т.д. Во время записи приходилось пересекаться и взаимодействовать с какими-то другими музыкантами, но мне это было трудно из-за отсутствия личного контакта. Я не могу просто взять и сыграть с кем-то, кого совсем не знаю. Поэтому и решил собрать свой коллектив. Точнее, мы решили вместе с моим другом. Так и появилась группа No Land.
- Группа друзей и единомышленников?
- Именно. Мы все делаем вместе, даже песни вместе пишем, хотя порой это сопровождается бурными спорами.
- Пишете вы их вместе, но поешь ведь ты один… Да и «отцом-основателем» группы, как ни крути, был именно ты. Значит, ты все же являешься лидером?
- Ни в коем случае. У нас нет лидера как такового, не солиста. И я всякий раз сопротивляюсь, если в каких-то передачах меня пытаются выставить в роли «главного». Возможно, это звучит несколько идеалистически или даже неправдоподобно, но и в самом деле - в нашем оркестре все равны.
- Где вы обычно выступаете?
- Учитывая специфику нашей музыки, порой бывает довольно трудно найти подходящую площадку. Во-первых, нам требуется хорошая акустика, а во-вторых, иногда мы попросту не помещаемся на сцене… Но нам с самого начала очень повезло - наладился контакт с одним из крупнейших культурных центров Стамбула, IKSV salon. Впервые мы выступили там на общем концерте вместе с другими музыкантами, и выступление наше так понравилось директору, что он предложил нам дать сало-концерт, что было немыслимой удачей для начинающего коллектива. С тех пор мы регулярно там выступаем. Вот и намеченный на 13 марта концерт также состоится в этом зале.
Ну и на других более-менее подходящих площадках мы тоже играем. Хотя ночных клубов и пабов стараемся избегать. Не хотим выступать там, куда люди приходят, чтобы пить, смеяться и танцевать, а не музыку слушать.
- Ты создаешь впечатление человека, для которого искусство гораздо важнее дохода…
- Так оно и есть. И не только я один - вся наша группа состоит именно из таких музыкантов. Поэтому мы и вместе. И нас коробит, что на сегодняшний день большинство продюсеров рассматривает музыку исключительно с точки зрения того, какой доход она принесет. И, кстати, как бы сложно это ни было, мы стараемся не размениваться, то есть у нас нет другого источника заработка, помимо группы.
- Хотелось бы дать концерт в Баку?
- Разумеется… Надеюсь, в скором будущем нам это удастся. Опять же, надо найти подходящую площадку. Я считаю, что в Баку очень хорошая публика, перед которой действительно стоит выступить.
- Вернемся к жанру вашей музыки… Классические элементы вы используете для того, чтобы с их помощью создать нечто авангардное. А классика в чистом виде вам неинтересна?
- Сколько можно раз за разом, век за веком исполнять одни и те же классические произведения? Музыка должна развиваться. Думаю, если бы у Бетховена и других знаменитых композиторов была возможность сказать что-то современным музыкантам, они бы посоветовали экспериментировать. Но, кстати, я часто черпаю вдохновение, слушая, например, мелодии азербайджанских классиков или Вагифа Мустафазаде, которого, на мой взгляд, можно назвать представителем азербайджанского постмодернизма.
- Что тебе лично дает музыка, помимо того, что это твоя профессия, дело жизни?
- Музыка - мой антидепрессант. Это то, что дарит ощущение полноты жизни. Две трети моих ровесников спасается от ощущения внутренней пустоты при помощи антидепрессантов или алкоголя. А нам - мне и моим друзьям из группы - повезло больше: у нас есть наша музыка.
- А что вы сами стараетесь дать слушателю?
- Мы хотим заставить их задуматься, обострить чувства, спровоцировать на поиск ответов на какие-то важные для них вопросы. Музыка, которую мы играем, не развлекает, под нее не расслабишься и не потанцуешь… Но зато, слушая ее, люди испытывают сильные эмоции, а это, на мой взгляд, доставляет особое удовольствие.
Нигяр РАГИМОВА
Каспiй- 2015- 7.- марта.- C- 19