Чего не хватает фермеру
АБР утвердил инвестиции в аграрный
сектор
Азиатский банк развития (АБР) вложит еще $120 млн. в аграрный сектор нашей страны. Это решение было озвучено международной финансовой структурой в ходе прошедшего в Баку 48 по счету заседания Совета управляющих банка.
Стоит обратить внимание на то, что механизм выделения кредита укладывается в рамки аналогичной практики, т.е. повторяет проторенный сценарий финансовой помощи с привлечением коммерческих банков. На этот раз средства в размере $120 миллионов будут выделены трем кредитным организациям в лице Access Bank, небанковской кредитной организации Finca Azerbaijan и DemirBank. По идее, эти финансовые структуры призваны кредитовать субъекты предпринимательства, занятые в сфере производства и обработки сельскохозяйственной продукции.
Национальный приоритет
К вопросу о том, почему именно сельское хозяйство и туристическая сфера стоят в приоритетном ряду кредитной поддержки международных финансовых организаций? Начнем с того, что накануне правительство вновь настойчиво подчеркнуло собственные планы о новой модели экономического роста в ключе диверсификации от углеводородной зависимости, становящейся невыгодной на фоне снижения мировых цен, к поддержке ненефтяных отраслей. С этой точки зрения аграрный сектор рассматривается как важнейшее инвестиционное направление, возглавляющее рейтинг базовых сфер нашей экономики, подлежащих усиленной финансовой подпитке в предстоящие десять лет. Кстати, решение АБР о кредитовании аграрного сектора прозвучало в унисон с заявлением министра финансов Самира Шарифова, сделанным на семинаре «Переосмысление модели потенциального роста», проходящего в рамках заседания Совета управляющих Азиатского банка развития. Суть выступления министра сводится к необходимости поддержки упомянутых сфер реального сектора экономики.
Цели и средства
Как уже говорилось, ключевым отправным пунктом диверсификации считается аграрный сектор, об этом говорит принятое накануне решение финансовой поддержки фермера путем кредитования по заниженным процентам трех местных коммерческих банков-партнеров АБР. О том, насколько помогут нашим фермерам льготные кредиты, реализуемые через эти кредитные организации, можно заключить по практике освоения прежних $215 миллионнов, привлеченных по линии Азиатского банка развития в предыдущие годы. Как сообщил газете «Каспiй» эксперт по сельскому хозяйству Вахид Магеррамов, Access Bank, Finca Azerbaijan и DemirBank имеют опыт работы с международными финансовыми организациями в направлении льготного кредитования малых и средних фермерских хозяйств. «В отличие от других коммерческих банков, их кредитные условия несколько проще, скажем, эти банки более лояльны к залоговым обязательствам, - отметил эксперт. - В отличие от прочих кредитных организаций, требующих под залог столичную недвижимость, партнеры АБР минимально страхуют риски, довольствуясь земельным участком в регионе, техникой, сельскохозяйственным скотом и прочим имуществом, которое имеется у фермера и может обеспечить риски кредитора. Другой плюс работы с этими банками - это относительно доступные процентные ставки. Партнеры АБР кредитуют под 15-20%, к ним зачастую обращаются мелкие и средние крестьяне, берущие незначительные суммы - от тысячи до десяти тысяч кредита».
Причем, понятие «доступные» в данном случае относительно. Ставки партнеров международного кредитора лишь на 3-4% ниже условий других азербайджанских коммерческих банков. При этом они не идут в сравнение с условиями кредитования фермера в странах развитого аграрного сектора, где кредитные ставки под развитие сельскохозяйственных проектов не превышают 5%. Поэтому, говоря о местном фермере, приходится апеллировать к относительной доступности кредитования и прочей облегченности предложений коммерческих партнеров АБР, рассматривая их условия сравнительно к ситуации внутри страны.
На вопрос, куда и в каких направлениях были освоены прошлые кредиты, выделенные по линии АБР коммерческим банкам на поддержку местного аграрного сектора, В.Магеррамов особо отметил земледелие. «Подавляющее большинство малых и средних предпринимателей брали относительно льготные кредиты под овощеводство. К примеру, некоторая активность наблюдалась среди фермеров Джалилабадского района, - вспомнил наш собеседник. - Предприниматели брали кредиты под выращивание картофеля, но тут же столкнулись с низкой рентабельностью производства: скупщики предлагали низкие оптовые цены, не окупающие общих расходов, в том числе и по банковским кредитам».
Со слов В.Магеррамова, двумя годами раньше фермеры Джалилабадского района оказались в плену «льготного» кредитования. Низкие цены на готовую продукцию, предлагаемые оптовыми скупщиками, отсутствие хранилищ и прочие проблемы логистического характера крайне снизили рентабельность производства. Предприниматели не могли расплатиться с кредиторами средствами, полученными от реализации своего продукта. Мелкие и средние хозяйства остались в накладе из-за непредсказуемости рынка, чрезмерно дорогой перевозки, отсутствия экспортных возможностей и крайне усложненной реализации конечного продукта.
«Фермеры не могут самостоятельно реализовывать свой товар, они сбывают его оптовым скупщикам по низким ценам, не окупающим расходы, в том числе траты на банковские кредиты, - сказал эксперт. - Но взваливать всю вину на оптовых продавцов тоже неправильно, ведь они выполняют рискованную работу, связанную с большими издержками и рисками. В целом, говоря о доходе от производства при «доступных» ставках по кредиту, нужно понимать, что рентабельность бизнеса крайне редко превышает этот порог, оставаясь на уровне 15-20%. Возникает вопрос: что получает фермер при таком раскладе? Так, тем же фермерам из Джалилабада пришлось погашать банковские долги не за счет реализации своей продукции, а прибегая к иным источникам», - полагает эксперт.
Получается, что подход к поддержке аграрного сектора не исчерпывается лишь относительно льготным кредитованием и смягченными залоговыми обстоятельствами. По нению специалиста, фермера могут поддержать только комплексные меры с привязкой к условиям последующей реализации продукта как внутри страны, так и за ее пределами. Даже самые облегченные кредитные обязательства не помогут в условиях усложненного сбыта, логистических трудностей и отсутствия выхода на внешние рынки при избытке продукции внутри страны. Все эти вопросы требуют тщательной отработки и решения.
Кстати, вопрос о защите мелких и средних предпринимателей от банкротства уже поднимался годом раньше указом Президента о создании благоприятной бизнес-среды и регулировании предпринимательской деятельности. По мнению ряда специалистов, следовало обратить внимание на причины, приводящие к разорению предпринимателя и тормозящие развитие не только аграрной сферы, но всей части реальной экономики.
О монопольной деятельности и возможностях государственной поддержки можно говорить много - оба фактора разрушительны для развивающихся сфер мелкого и среднего бизнеса. Причем сельское хозяйство находится в зоне особого риска. Но конкретным шагом решения многих проблем могла бы стать работа по изучению бизнес-среды, организованная Министерством экономического развития, Государственной службой по антимонопольной политике, Государственным фондом поддержки предпринимательства и прочими ведомствами.
По мнению В.Магеррамова, наивно полагать, что единственной проблемой местного агрария является недостаток средств. «Организаторы акции льготного кредитования рассуждают примерно так: мол, дайте денег, и тогда фермеры ринутся осваивать льготные кредиты, поднимая сельское хозяйство. Такое понимание проблемы умиляет отсутствием профессионализма, тем более что иные наши фермеры располагают средствами и могут развивать свое хозяйство, не прибегая к банковским кредитам, но они этого не делают, - сказал эксперт. - Почему? Отвечу: готовая продукция нуждается в рынках сбыта, а предприниматели не хотят бросать деньги на ветер - они просчитывают риски. Для наглядности, многие наши фермеры построили в этом году теплицы, но не спешат работать, дожидаясь стабильного валютного курса. Ведь если риск не соразмерен с доходом, особенно в случае банковского кредитования, условия кредитов уже не имеют значения».
Каспiй.-
2015.- 7 мая.- С.- 3