Солнечный круг, небо вокруг…
Самира Алиева: Дети рисуют, потому что им это интересно
Говорят, что учителями рождаются, а не становятся. То же самое можно сказать и о художниках. А если педагогика и творчество удачно сошлись в одном человеке, то это поистине прекрасно и полезно в первую очередь для детей, которые стараются впитать все самое лучшее от своего учителя. У нашей сегодняшней гостьи нет педагогического образования, но дети, с которыми она ведет занятия по рисованию, после урока не спешат домой. Многие из них неоднократно принимали участие в выставках и становились победителями конкурсов. Самира Алиева гордится учениками, а они просто обожают своего педагога.
- Расскажите немного о том, как вы стали художником?
- Наверное, как и у многих людей моей профессии, все пошло с детства. Уже тогда я брала в руки карандаши и пыталась что-то изобразить. Родители, заметив мое увлечение, отвели в Дом пионеров, где я ловила буквально каждое слово, сказанное нашим педагогом. Тогда я не собиралась становиться художником и - то мечтала лечить больных, то обучать детей, но все свои мысли всегда отображала на листе бумаги.
Даже когда мне было плохо, первое, что я делала, - рисовала свои проблемы. Эта привычка осталась у меня по сей день. Потом были школа, вуз, причем не связанный с искусством. Родители считали, что это детское увлечение и посвящать ему слишком много времени не стоит. Краски и карандаши всегда были где-то рядом, но это стало больше некоей отдушиной, нежели будущей профессией.
- А когда вы стали серьезно этим заниматься?
- Это произошло совершенно случайно. Как-то прогуливаясь по городу, я обратила внимание на художников, пишущих картины в бывшем Пассаже. Целый час наблюдала за их работой, а потом под впечатлением пришла и достала свои художественные «инструменты». Карандаши и акварель тогда мне показались слишком простыми, чтобы выразить все свои мысли. Я приобрела палитру, краски и холст.
С того момента все и началось. Я часами стояла у холста и писала все подряд. Иногда могла творить сутки напролет, потом несколько часов сна - и я вновь у мольберта. За тот период я создала огромное количество работ, они появлялись как грибы после дождя. Я рисовала природу, людей, натюрморты, большую часть из которых никогда в жизни не видела. Все это всплывало в моей голове, а я лишь переносила картинки на холст.
- Как отреагировали ваши близкие, когда обнаружили вас перед мольбертом?
- Первыми удивились муж и дети. Вначале они не поверили, что это пишу я, но потом, увидев процесс целиком, были поражены. Постепенно весть о том, что я рисую картины, облетела всех родных, они приходили целыми семьями и наблюдали за процессом. Поначалу меня это смущало, но потом привыкла. Сейчас, конечно, все уже воспринимают это как должное, но тогда их удивлению не было предела.
- Как вам удавалось сочетать основную работу с творчеством?
- Да, я была научным сотрудником, но после того как начала писать, работу пришлось оставить. Поначалу, правда, пыталась совмещать, но потом поняла, что это невозможно.
- То есть вы пожертвовали источником дохода ради искусства?
- Выходит, так. На тот момент я не думала, что смогу продавать картины или буду как-то зарабатывать этим. Я просто решила, что работа мне мешает, она отвлекала меня от творчества, и я сделала свой выбор.
- И когда начали продавать свои работы?
- Я никогда не ставила цели продать свою работу, просто многие друзья и знакомые хотели иметь мои картины у себя дома. Я их всегда дарила, но потом они стали сами платить за них: кто 20 манатов, кто - 30… с того все и началось. Сейчас я тоже не назначаю заоблачных цен - кто сколько может, но многие так и продолжаю дарить.
- Но вы ведь еще преподаете детям основы живописи?
- Да. Но это не основы живописи, поскольку сама не имею академического образования. Это скорее навыки сочетания цветов, познания форм, правильного обращения с красками и палитрой.
- Чем вы занимаетесь на уроках и на кого они рассчитаны?
- В первую очередь рассчитаны они на детей. Я начала заниматься со своими, потом попросили знакомые - так и образовалась первая группа. На уроках мы изучаем биографию великих художников, их произведения, а потом и сами творим. Возраст детей - от шести лет и старше. Можно, конечно, обучать и детей младшего возраста, но пока желающих, к сожалению, не было.
- Переживают ли дети собственные неудачи на занятиях?
- Дети - они очень искренние, открытые. Это взрослые могут не обратить внимания на что-то, махнуть рукой: не получилось, ну и ладно, займусь чем-нибудь другим. Дети очень чувствительные. Если ребенку сказать: что ты, мол, тут за «каляки-маляки» нарисовал? - для него это будет катастрофой. Многие педагоги почему-то так и делают.
Вначале, наверное, и я так ошибалась, но быстро поняла, что это травмирует ребенка. Не стоит требовать от него взрослого взгляда на мир, навязывать свое видение. Часто дети рисуют абстрактно: полоска неба, потом чистый лист, потом полоска земли. А все фигурки и предметы находятся где-то между. То есть они не рисуют людей на фоне неба. Маленькие дети - шести-семи-восемь лет - часто видят мир структурно: вот здесь небо, здесь люди, никто ничего не загораживает. Они рисуют не правдоподобную картинку, как взрослые, а хотят, чтобы все было гармонично, чтобы никто никому не мешал и у каждого было свое место. Тогда они ощущают комфорт. Многие педагоги этого не понимают. Но если мы хотим изменить картину мира ребенка, не следует делать это грубо, потому что он сразу закроется, будет вынужден защищаться. Здесь нужен особый подход.
- Изобразительное искусство несет в себе серьезную развивающую функцию. Изучали ли вы литературу на эту тему?
- Известно, что на рисунок ребенок проецирует свой внутренний мир, это происходит неосознанно. Изучение изображения может помочь педагогу и психологу выявить его характерные особенности, индивидуальные черты. Кроме того, у каждого ребенка свое видение темы. По рисунку специалист может определить ту или иную проблему, отношение к некоторым вещам.
Например, как ребенок воспринимает свою семью, иерархию в ней, какое место сам занимает в этой системе. Когда у меня собирается новая группа, я в виде знакомства я объявляю тему «Семья». Дети рисуют абсолютно разные работы. Был случай, когда мальчик изобразил только себя и сказал: «Это моя семья!». Это говорит о том, что он замкнут, не воспринимает окружающих как близких, идентичных ему существ. Но это уже работа психолога.
В основном изображают, конечно, маму, папу, бабушку, дедушку, но все люди на рисунке располагаются в определенном порядке. Прежде всего - по росту. Кто выше, тот и главный в семье. Бывает, что это - ребенок: самый маленький, но летает выше всех. Это значит, что мир крутится вокруг него, он и на занятиях ведет себя соответствующим образом: привлекает внимание, отвлекает, все время подзывает к себе, как будто он один в группе.
- Дети очень непосредственные, а порой и непредсказуемые. Бывают ли на ваших занятиях забавные случаи?
- Такое нередко случается. Почему-то чаще других вспоминается такая история. У нас была тема «Портрет». Я рассказывала детям, где на лице находятся глаза, нос, рот, как правильно рассчитать пропорции. Одна девочка лет семи рисовала уже третий портрет, но каждый раз делала одну и ту же ошибку: глаза всегда оказывались на лбу. Я ей говорю: «Ну как же так, почему ты никак не можешь запомнить?». Она подумала-подумала и очень серьезно отвечает: «У меня столько дел… Голова забита стишками, танцами. В голове места не хватает». Я даже растерялась...
- Интересно, почему дети так любят рисовать?
- Иногда родители не дают краски детям - чтобы не пачкались. Не покупают пластилин. Не разрешают ребенку творить. А здесь он может рисовать как хочет и чем хочет. А еще рисование - это терапия. Цветотерапия. Это передача эмоций цветом. У меня есть девочка - замкнутая, не разговаривает, но все рисует, рисует. Она этим лечится. Попадает в свой комфортный домик, в котором она волшебница и может создать все, что захочет. Здесь дети самоутверждаются: они могут, умеют.
Конечно, есть и нерешительные дети. Но в конечном счете и они говорят: я могу, я знаю, как это сделать. Один рисует и говорит: знаешь, как это здорово - рисовать? А другой: а знаешь, как здорово петь? Песни, танцы и рисование - основы гармоничного развития человека. Все, больше ничего не надо. Я изучала высшую математику, отлично знала ее, но в жизни она мне ничего не дает. Но если я танцую, у меня положительные эмоции. Рисую - тоже положительные эмоции. А человеку что нужно для счастливой жизни? Положительные эмоции. Для здоровья что нужно? Положительные эмоции. Идет эмоциональная, положительная зарядка.
Я не против интеллектуальных занятий, но считаю, что учить детей в два-три года читать - необязательно. А вот танцевать, петь и рисовать - важно! Время летит, родители торопят детей. А зачем ему в два года читать? Он должен уметь это в семь лет. Если ребенок, к примеру, в три месяца должен держать голову, то не надо ему это делать в два дня. Если он должен сесть в пять месяцев, не надо его усаживать раньше срока. Танцевать, рисовать и петь надо всем. Дети начинают рисовать и рисуют, потому что им это интересно.
Виктория ТРЕТЬЯКОВА
Каспй.- 2015.- 9 мая.- С.- 19