Сквозь каждый стих струится свет…

Посвящение отцу 

 

Признаться, была удивлена приглашению принять участие в презентации стихотворного сборника дочери моих давних друзей - Мины и, увы, чуть более десяти лет назад ушедшего из жизни Надира Балакишиевых. Мне было известно, что Наиля, одна из трех наследниц этой замечательной семьи, которая и оказалась автором представляемого сборника, - весьма преуспевающий врач, а тут вдруг… стихи.

Однако, как рассказала мне мама автора, у Наили довольно солидный сочинительский стаж. Одно из первых своих стихотворений она написала еще в семнадцать, в день, когда прозвенел последний в ее жизни школьный звонок, - впрочем, он и поныне каждый год звучит на выпускном вечере в ее родной 160-й школе.

С той поры минуло целых 28 лет. Сколько же самых непредсказуемых - горестных и радостных - событий вместили в себя эти годы! Свои мысли об отношении ко всему, что происходило вокруг, свою боль и страдания, свою любовь, веру в счастье, светлые надежды свои и поверяла молодая поэтесса тетрадке со стихами, многие из которых и составили ее первый стихотворный сборник…

«Говорить с тобой…» - так озаглавила Наиля Надир небольшую, в 180 страничек, книгу, вышедшую недавно в свет в бакинском издательстве «Азербайджан», посвятив ее памяти своего незабвенного отца, многим известного в нашей республике талантливого государственного деятеля Надира Балакишиева.

Вот она передо мной, эта книга. С любовью и тонким вкусом оформленная юным художником Надиром Фараджуллаевым, кстати, племянником автора сборника, она сразу привлекает внимание, обещая любителю поэзии интересную встречу с искусством стихосложения, которое не может оставить его равнодушным.

 

Читая страницу за страницей, убеждаешься в этом. Окрашенные в сердечное человеческое тепло строки волнуют, словно проникая вглубь души, и ты невольно еще долго продолжаешь ощущать себя во власти прочитанного. Возможно, это происходит от того, что, как написала в послесловии к сборнику москвичка Инна Селиверстова, познакомившись со стихами нашей соотечественницы в интернете, автор «доверяет нам, потому что верит в отзывчивость нашего сердца и ума».

Да, с этим, пожалуй, нельзя не согласиться. В самом деле, наверное, самое ценное в творчестве Наили - это доверие к читателю, к тому, с кем можно поделиться, поговорить о самом сокровенном. И она делает это свободно и темпераментно, раскованно и очень лирично…

Папа, тебя нет со мной уже десять лет, десять…

Тебя нет…но ведь Ты здесь! Я это точно знаю!...

Я была бы счастлива говорить с Тобой вечно…

Это строки из открывающего сборник стихотворения, давшего ему название. Какими бы безыскусными ни показались они на первый взгляд, читая их, трудно не разделить с автором его тоску по покинувшему наш мир дорогому ему человеку, невозможно не заразиться его глубокой грустью.

Замечу, что грустью, порой даже какой-то безнадежностью пронизан ряд стихотворных сочинений Наили Надир. Вот посудите сами:

 

Сомненья, разочарования -

Из-под ног земля ушла,

Взлететь пытаемся отчаянно,

Крадется к нам безверья мгла…

 

Или

 

…Не вспыхнуть пластику огнем -

Расплавится уродцем,

Вот так порою и живем,

Как ил на дне колодца…

 

И все же, несмотря на такое - думаю, сделанное сиюминутно,- мрачное признание в том, что «мечты давно уже не греют», вся поэзия Наили Надир проникнута Светом. Светом Любви и Добра, светом Надежды на счастье. Это обещает нам даже сама обложка издания. На монотонном фиолетовом фоне ее мы видим окрашенные в цвет золота Ворота в рай, а за ними - расходящиеся во все стороны ярко светящиеся лучи.

Люби всегда, любимой будь,

Пусть сердцу места будет мало…

Пусть где-то дремлет слово «МЫ»…

Иначе жизнь

Пройдет взаймы…

«Побольше песен о любви!» - призывает поэтесса: ведь «не скажешь сердцу ты «Замри», «мир изменить не сможешь ты недолюбившею душою». Любовная лирика Наили Надир, как отмечено и в послесловии к ее сборнику, очень трогательна и непосредственна.

«Я - за любовь! Я трижды «за»! За много-много многоточий!» - как не поддержать этот оптимистичный девиз?! Потому, наверное, кроме нескольких поэтических произведений, посвященных отцу, человеку, давшему ей жизнь, перу Наили принадлежит также немало стихов о других любимых ею людях - спутнике жизни, ставшем ей истинным другом, дочке, о друзьях и коллегах по поэтическому цеху. Словом, о тех, кому щедро дарит она свою любовь.

Все стихи, составившие рассматриваемый сборник, буквально дышат этим великим чувством в самом его широком толковании: ведь это еще и любовь к Отчизне, к своему народу, наконец, к родному Баку.

Бакинка - я! И нет священней дара!

В какую б даль не занесла меня судьба,

Я Каспия, Торговой и Бульвара

От вздоха первого и до смерти раба…

Особый трепет вызывают стихи, посвященные Карабаху.

 

«Земля отцов, мой Карабах… Зияет кровоточащая рана… Земля моя, где пели «соловьи», где с детства слух ласкала песнь мугама… Мечетей голубые купола превращены вандалами в руины… Молитву за усопших пой, молла! Плачь горько, мать, утратившая сына…». Сколько же скорби в пронизанных болью строках! Но автор стихов не сомневается в победе справедливости: «Земля моя! Мой Карабах!.. Я верю! Жду! Наступит час расплаты! Исчезнет слово пришлое «арцах», тебя вернем, запомнив боль утраты…»

Хотелось бы отметить и то, что стихи Наили отличает свежесть поэтических образов. У нее любовь «не бывает прошедшей, последней. Она лишь как дождик, улыбчивый, летний…». «Небо тучами хмурится, следит за нами…», а свечи плачут «слезой восковою».

Это своеобразие поэтического взгляда молодого автора особенно выпукло представлено в пейзажных зарисовках. Меня, очень растрогали, к примеру, такие строки:

Вершины гор, обласканные небом,

Кусочками души несутся облака,

И воздух пахнет свежим хлебом…

- это из стихотворения «Вырвавшись из города», впечатления о Габале.

Многие образы неожиданны. Например, такой: «Перетек июль в сентябрь, подобрал ошметки мыслей, перенес их плавно в осень. И сорвал несносный ветер летний смех и настроенье, тучу в сердце бросить метит…». Вчитайтесь еще и в эти строки: «Спелой черешней утро упало в ручей…», «Горсточка нового дня кажется раем…».

Говоря о творчестве Наили Надир, следует непременно отметить ее искренность. Делится она с читателем всегда самым сокровенным, не скрывая при этом своих чувств и, конечно же, того, что рассчитывает на понимание…

А еще хотелось бы непременно обратить внимание читателей на мудрость поэзии Наили Надир, мудрость, не всегда соответствующую возрасту еще молодого автора. Взять хотя бы стихотворение «Взрослеем». «Прощаем, терпим, любим - становимся взрослее…» - это начало. И дальше: «…Жизнь бешено несется - и мы с ней - злее, злее…От злости мы стареем и обижаем друга…». Однако «Прощать, любить и верить - Так «взрослость» легче мерить…». Вот такой мудрый совет содержат многие стихи поэтессы.

В небольшой по объему книге есть и проза. Ее мало, но, как мне кажется, она помогает читателю лучше понять автора поэтических произведений, заглянуть глубже в его внутренний мир.

Поскольку сборник этот Наиля Надир посвятила памяти Отца, Надира Балакишиева, несколько первых страниц отведены его биографии - ведь в наши дни, к сожалению, мало кто знает о представителях старших поколений, о тех, кто закладывал основу нашего сегодня. По-моему, Наиле весьма удался рассказ, в частности о том дне в жизни отца, когда на свет вместо ожидаемого всей семьей, и особенно двумя старшими сестричками, братика, должна была появиться она. Знакомая с ситуацией, разумеется, со слов старших, она с большим юмором, очень смешно пересказывает ее…

Завершает свой стихотворный сборник Наиля Надир несколькими прозаическими зарисовками. Одна из них мне показалась особенно оригинальной. Это притча «Непридуманная сказка», посвященная «родному и неповторимому городу Баку». Автор приравнивает в ней любимый город уникальному дереву, выросшему на берегу красивого озера, и росли на нем разные-разные плоды.

«Такого дерева не было больше нигде. И росли плоды в таком мире и согласии, что слух о дереве облетел весь мир». Но «обуяла зависть силы недобрые… и сорвался ураган… Занес он тлю на дерево. Среди плодов паника началась…». И стали плоды «улетать, куда глаза глядят…Те, кто не хотел покидать родные ветки, кто знал, что не сможет нигде больше жить, уговаривали испугавшихся остаться. Ведь это все пройдет, говорили, не бывает вневременного зла»… Уверена, в комментарии эта притча не нуждается…

Гордостью родным городом буквально дышат последние странички сборника Наили Надир. Кажется, будто ей хочется кричать о своей не умещающейся в сердце любви к Баку и бакинцам. И она трогательно делится своей любовью с читателем, призывая его видеть и чувствовать красоту нашей хорошеющей и молодеющей изо дня в день древней столицы.

И еще об одном. Наиля Надир - не просто тонкий лирик, умеющий передать все нюансы человеческой души. Ее творчество отличает высокая гражданственность, истинный патриотизм, свидетельством чему может служить и публикация «Эта страшная ночь», та самая, которую нам, бакинцам, выпало пережить в ночь с 19 на 20 января 1990-го. Ею, можно сказать, и завершается стихотворный сборник Наили Надир «Говорить с тобой…», на презентацию которого и собрались в книжный магазин на Площади фонтанов ее друзья, родные и просто любители поэзии.

Желающих сказать свое слово оказалось немало. Первым выступил друг и коллега отца автора книги, известный государственный деятель и очень творческий человек Назим Ибрагимов, который, по признанию виновницы торжества, и подвиг ее на выпуск этого первого сборника. Добрые слова о талантливой поэтессе произнесли Гюнель Анаргызы, чье литературное творчество получило уже широкое признание, молодой и весьма успешный прозаик Нармина Мамедзаде и другие…

А за всем происходящим словно наблюдал с фотографии на установленном в зале, где проходила презентация, стенде, и наблюдал, как мне даже показалось, с горделивой улыбкой, Отец поэтессы, человек, чей образ и вдохновил ее на создание представленных нам трепетных, полных света строк…

 

Эльмира АЛИЕВА

Каспiй.- 2015.- 24 мая.- С.- 9