Любовный треугольник
Премьера в Русском драматическом
театре
Можно только порадоваться тому, что коллектив
Русского драматического театра им.С.Вургуна
достаточно часто приглашает зрителей на все новые премьеры. Что показывает
написанные и поставленные в разных жанрах пьесы, названия которых и не
упомнишь, уже потому как большинство из них тяготеет к так называемой
эклектике. То есть к смешению стилей, манер и всяких там «-измов», что, как показывает практика, по душе зрителям.
Тем, во имя кого живет и работает театр, а тем более любимый, гордый абсолютной преданностью публики. Зрителей, во имя которых и на сей раз анонсирована премьера с беспроигрышным названием и весьма интригующей припиской - мол, «детей до 18 лет не приглашаем». Интересно? Безусловно!
Спектакль сразу же начинается с завязки. Ибо из реплик беглой экспозиции только и узнаешь, как к едва отбившемуся по телефону от назойливых женщин мачо (артист Максуд Мамедов) заявляется муж одной из тех, принять которую он согласился.
Интересный зачин, не правда ли? Такое настраивает на предвкушение изысканного, со вкусом сделанного скандальчика, разборок и пикантных сцен. Они и происходят, только почему-то обстоятельства развиваются по совсем уж непредсказуемому сценарию.
К примеру, высказав вполне адекватное намерение убить коварного соблазнителя, незадачливый муж (народный артист Сафа Мирзагасанов) с легкостью обнаруживает не только готовность к дружескому общению с осквернителем его чести, но и приглашает вместе совершить коварный замысел… вдвоем убить блудницу.
Парадокс, конечно, но не случайный в условиях, когда на такой интриге намеренно выстроен весь спектакль. Тот, что в целом сам и отвечает на вопрос, почему такое происходит с героями, почему обманутый муж находит в сопернике чуть ли не единомышленника. Отвечает уже в тот момент, когда «дама их сердец» Нина (заслуженная артистка Наталья Шаровская) появляется на сцене…
Нет, в ней ни тени смущения, а тем более - готовности раскаиваться или хотя бы оправдываться -зачем? Значит, скандала и душещипательных сцен не будет? Отчего же… Будут, и какие изысканные!
С достойным гениальных хитрецов цинизмом Нина будет нарочито демонстрировать свое превосходство над мужем и любовником. При том, что там, кстати, никакой любовью и не пахнет - один инстинкт самосохранения. Она уверенно отстаивает свое право на все. Ей нужно одновременно: и статус замужней женщины, и материальное благополучие, и внимание любвеобильного человека - без хитрости, притворства и нелегкой борьбы такого не добиться.
Зная, как всего этого добиваться, она по-хозяйски журит и опекает мужа и любовника попеременно. Здесь есть все, кроме раскаяния врасплох застигнутого на месте преступления человека. Наоборот! Она - само совершенство, она, оказывается, делает для каждого именно то, за что они должны быть ей благодарны. Какие там смущение, оправдания...
Зрители, посмотревшие премьеру, конечно же, увидели, насколько не просто исполнительнице воплотить образ этой «штучки», женщины, для которой нет ничего святого, которая состоит из притворства, самомнения и самодовольства, азартно демонстрирующей набор нужных в подобном случае (по ее мнению) качеств, сдобренных притворством и хитростью.
Оценила публика и заслуги постановщика - главный режиссер РДТ, народный артист Александр Шаровский для характеристики оказавшихся в щекотливой ситуации персонажей насыщает действие пародийными сценками с перевоплощениями и переодеваниями. А еще - подобранными заслуженным работником культуры Владимиром Неверовым цитатами из музыкальных шлягеров в «ее» исполнении - автору проекта многим надо поделиться с залом.
Скажем, не просто рассказать, но и показать во всей вздорности интригу, по которой, отправляясь к сопернику, обманываемый муж предварительно уведомил полицейских о том, что утром следующего дня по указанному адресу они обнаружат труп убитого им любовника жены. Но, слава Богу, тут у исполнителя роли инспектора полиции (заслуженный артист Аскер Рагимов) хватает чувства меры и юмора, чтобы эта подробность не увела в сторону от сюжетной линии.
Практически здесь успех воплощения не очень уж насыщенного идеей и содержанием сюжета принадлежит именно актерам. Они с легкостью берут на себя и справляются с актерскими задачами, когда прибегают к такому распространенному средству, как ложь во спасение, когда добиваются победы недозволенными средствами и прибегают к притворству, зато везде предельно искренни и в лучшем смысле этого слова профессиональны.
Не случайно зрители с доверием смотрели, что происходит на богато и с большим вкусом декорированной заслуженным работником культуры Александром Федоровым сцене. Как, кстати, с большой симпатией встретили выступившего в небольшой роли влюбленного юноши весьма органичного в своей экспансивности молодого актера Рустама Керимова.
Конечно, героиню никто не убил, а смеялись в зале даже тогда, когда следовало и поплакать - как не огорчаться тому, что - пусть и на сцене - попираются понятия супружеской верности, чести и достоинства мужчин, целомудрия женщин? Даже при том, что темы эти испокон веков стали предметом веселых представлений, воссозданными гениальными комедиографами, а мы говорим: «Смеяться, право, не смешно над тем, что кажется смешно».
Я бы, честное слово, на месте мужчин обиделась бы на тех, кто выводит их инфантильными рогоносцами. Хотя… Жерар, Адольф и даже инспектор полиции… Они же французы. И пьеса - из Франции… А там, говорят, на подобные приключения смотрят иначе. И им, как и автору пьесы, наверное, виднее?..
Галина МИКЕЛАДЗЕ
Каспiй.- 23 мая.- С.- 17