Философия жизни
Акиф Ализаде: Творить добро - такова моя религия
Когда знакомишься с людьми, завоевавшими своими профессиональными достижениями право называться «выдающийся», вновь и вновь убеждаешься в неограниченных возможностях человека. К числу таких личностей относится академик Акиф Агамехти оглу Ализаде, деятельность которого поражает своим масштабом: президент Национальной академии наук Азербайджана, директор Научно-исследовательского института геологии и геофизики, президент Национального комитета геологов, заслуженный деятель науки, лауреат Госпремии Азербайджана, доктор геолого-минералогических наук.
А.Ализаде открыт к диалогу, прост в общении, имеет стойкий иммунитет к звездной болезни.
- Акиф муаллим, судя по информации в социальных сетях, вы активно участвуете в общественной жизни нашей страны. При этом не часто соглашаетесь на личную беседу с журналистами.
- Буду откровенным. Представители прессы чаще ищут сенсационные материалы, обходя стороной суть проблем и достижений, - в этом я неоднократно убеждался. А ведь цель деятельности журналистов должна заключаться в продвижении в общество положительного импульса, тем более если действительно есть чем гордиться, о чем говорить и с чем сравнивать. Относительно недавно прочел, что Азербайджан по рейтингу самых счастливых стран мира занимает пятое место! Такое мнение вполне оправдано.
- Если позволите, еще одно наблюдение. Фамилия Ализаде в Азербайджане глубокоуважаема, так как ее носители - зачастую люди известные, вписавшие в национальную историю немало ярких страниц…
- Доказано, что по религиозной линии фамилия Ализаде восходит к пророку Али. Это наша история, если хотите, философия жизни. Уважение к своей генеалогии - в традициях нашего народа, и этот факт важен, ведь общеизвестно: народ, не имеющий прошлого, обречен на потерю своего будущего.
- Ваша биография - пример удивительного постоянства: в НИИ геологии вы работаете вот уже 58 лет, из которых 39 - руководите этим институтом.
- Постоянство - свойство моего характера. Вы не представляете, от каких престижных должностей в свое время я отказывался, так как всегда знал, что мой путь неотделим от науки. В НИИ геологии и геофизики все для меня родное, здесь происходило формирование моих научных приоритетов. Я не упрощаю, но этот институт - мой второй дом, куда меня постоянно тянет. Здесь меня ждут.
- Удается ли вам свою «отцовскую» любовь и внимание в равной степени делить между всем комплексом институтов, входящих в систему НАНА? Не воспринимаете ли вы Институт геологии как «родное дитя», а все остальные - как «пасынков»?
- Я не ставил бы так полярно вопрос. Быть привязанным к своему институту - одно, а ждать успеха от всего научного национального сообщества - совсем другое, да и о междисциплинарных связях не надо забывать. Если взять список нобелевских лауреатов, то в области экономики эта престижная награда присуждена крупному математику, лауреат Нобелевской премии по медицине - физик. Привязанность к традиционным научным направлениям сегодня неактуальна, многие интересные исследования осуществляются на уровне междисциплинарных сфер. Недавно был у меня на приеме ученый-азербайджанец, который уже 20 лет работает в Калифорнии. Он - биофизик, но ведет исследования на уровне генетики. Посудите сами, если ученый работает в области исследования мозга, то он должен, конечно же, многое знать и о нейронах. В современных реалиях медицина без физики неперспективна. Лауреат Нобелевской премии, крупный биохимик Р.Корнберг как-то отметил: «Нельзя заниматься фармацевтикой, если не знаешь квантовой физики». Казалось бы, сколь различны эти научные направления, но их органичное взаимодействие открывает новые возможности, направленные на благо человеческого общества.
Буквально с первого дня моего пребывания на посту президента НАНА на повестку дня был поставлен вопрос о переводе всех научных программ на мультидисциплинарный уровень. Такой призыв ученые нашей страны восприняли с энтузиазмом, разработав в скором времени новые программные установки.
- Планирование в науке - такое реально? Практика показывает, что положительные результаты исследований порой заставляют себя долго ждать, а иногда и вовсе приходится закрывать ту или иную программу. К примеру, можно только предполагать, каким удивительным терпением, верой в успешное завершение исследований достиг своего выдающегося результата Григорий Перельман!
- Вы сами ответили на поставленный вопрос. Успех, разочарования, проигрыш - они в науке идут рядом. Здесь многое зависит от перспективности разрабатываемых проблем, решение которых требует порой длительного времени. Конечно же, возникают проблемы финансирования, поэтому я призываю ученых ориентироваться на грантовые проекты, осуществляемые совместно с Национальным фондом развития науки (ФРН) при Президенте Азербайджанской Республики. Процесс постижения истины долгий и сложный - надо верить в успех и неустанно стремиться к цели.
- Позволю себе предположить, что в этом сложном процессе особо значима роль лидера.
- Лидер должен быть во всем. Опираясь на апробированные демократические принципы академического управления, я предложил: каждый, кто чувствует в себе крепкий лидерский потенциал, пусть подаст заявление с конкретными, обоснованными программами исследований. Но, как вы понимаете, одних слов и чьей-то самоуверенности мало. Главные показатели лидерского начала это широкий научный кругозор, интеллект, мультидисциплинарные знания и, конечно же, наличие таланта общения с людьми.
- Научные работники - люди со своей индивидуальностью, своим характером. Работать с ними, видимо, нелегко…
- Научный коллектив, безусловно, сложный, потому-то я и подчеркнул значимость для руководителя таланта общения с людьми. Мне было всего 36 лет, когда я занял руководящую должность. На моем веку бывало немало нестандартных ситуаций, решение которых требовало, не побоюсь сказать, дипломатического подхода. За эти годы я понял: главная наука - это люди. Карнеги дал всем нам мудрый совет: «Никогда не думайте, что сидящий напротив вас человек может думать так же, как и вы». Науку нельзя создавать диктатом, а только разъяснением и убеждением.
Акиф муаллим, какова, по вашему мнению, наиболее острая проблема, стоящая перед современной наукой?
- «Наука без образования и образование без науки существовать не могут» - эту глубокую Ломоносовскую мысль я всячески стараюсь проводить в жизнь. Оторванность одного от другого ведет к деградации. Вопрос «кто педагог?» должен быть первостепенным. Академику Б.С.Соколову принадлежит созвучная мысль: «Главное, кто твой учитель. Если Вернадский - это одно, а если какой-то Куделькин - то это другое».
Еще в 1986 году по моей инициативе был создан первый в нашей республике учебно-научный центр (УНЦ) по специальной подготовке студентов АзИНефтехима (АГНА) и БГУ для их будущей работы в Институте геологии и геофизики. В настоящее время огромной популярностью среди молодежи, ориентирующей себя на занятие наукой, пользуются оснащенные современным компьютерным оборудованием две базовые кафедры, созданные при НАНА. Аудитория не вмещает всех желающих прослушать проводимые здесь учебные программы. Чтобы поработать на нашем оборудовании, познакомиться с нашей методикой - неизменно огромная очередь. Уверен, такая система прямой передачи знаний - наиболее эффективный способ для подготовки высококвалифицированного ученого.
- Общаясь с молодежью, разрабатывая и подтверждая специальные программы для перспективных молодых научных кадров, ориентируетесь ли вы на свой личный опыт профессионального становления? Ведь ваш путь - от лаборанта до президента НАНА - достоин уважения и подражания!
- Без воспоминаний здесь не обойтись. Я окончил школу №171 (ныне - школа №15) с серебряной медалью. Такой результат предоставлял возможность учиться в любом вузе на широчайшем пространстве бывшего Союза. Моего отца к тому времени уже не стало, окончательное решение исходило от мамы: «Кто хочет учиться, тот везде будет учиться». Так мои документы оказались в АзИНХ (ныне Национальная нефтяная академия).
Вот вы говорите о моей карьере. Наверное, мне просто повезло родиться в семье, в которой образованию всегда уделялось самое пристальное внимание. Родители - врачи. Папа был в числе первых выпускников медицинского факультета Государственного университета, образованного в 1919 году. А ранее он получил разносторонние знания в реальном училище. При всей своей занятости он ежедневно проверял домашнее задание своих детей, стараясь дать нам более широкую информацию по тому или иному вопросу.
Здоровое тщеславие у меня появилось с ранних лет, да и могло ли быть иначе, если в круг общения родителей входили известные деятели науки и культуры, интеллигентнейшая профессура! А время было тяжелым. Я учился в первом классе, когда началась война. Многие школы переоборудовали под госпитали. Труд учителей того времени носил поистине героический характер. Мне уже немало лет, но я по сей день с каким-то особым чувством вспоминаю свою первую учительницу Любовь Сергеевну Матинову. Ее любовь к детям была искренней, безграничной…
В нашем расписании был предмет «Риторика», на этих уроках нас учили не только грамотной речи, но и умению доносить ее соответствующей содержанию интонацией и даже выражением лица. Порой на защите диссертаций я обращаю внимание молодых ученых не манеру преподнесения их работ. Кто из нас не восхищался речью выдающегося политика современности Гейдара Алиева! Его умение доступно, лаконично, убедительно освещать те или иные вопросы снискали ему уважение среди высоких международных политических умов. Этим же уникальным даром обладает и наш Президент Ильхам Алиев, выступления которого, будь то на азербайджанском, английском или русском языке, приковывают внимание самой широкой международной общественности.
В начале 90-х годов прошлого столетия наши профессора получали 30 долларов (!), пока не вернулся Гейдар Алиевич и не был заключен «Контракт века». В разработку и реализацию этого проекта был вовлечен и Институт геологии. При поддержке коллектива, при правильном восприятии текущего момента нам удалось сохранить геологические научные школы, созданные выдающимися учеными - Мусой Алиевым, Мир-Али Кашкаем, Алиашрафом Ализаде, Шамилем Азизбековым, Шафаятом Мехтиевым. Мне посчастливилось быть не только учеником этих легендарных личностей, но и работать вместе с ними - о лучшей академической школе было нечего мечтать!
В стенах Академии я работаю уже почти 60 лет и смею предположить, что сумел завоевать авторитет в научном мире, что нужен людям. Творить добро - такова моя религия.
- Смею заметить, что уважительное отношение к вашей персоне исходит и от ваших зарубежных коллег. Самое время, как мне кажется, рассказать об уникальном явлении: вашим именем названо новое семейство белемнитов.
- В свое время объектом своих научных исследований я сделал классические разделы геологии - палеонтологию и стратиграфию. Изучал древние меловые отложения, останки ископаемых беспозвоночных животных, так называемых белемнитов. Над этой проблемой параллельно работал украинский коллега, внимание которого было приковано к крымским и карпатским белемнитам. Обнаружив неизвестное для того времени ископаемое, он назвал в мою честь свое открытие, а позже сам приехал в Баку и привез мне коллекцию акифибелидов. Я признателен этому ученому за внимание и за признание таким оригинальным образом моих научных заслуг.
- Акиф муаллим, вы столько лет в науке! Вас никогда не посещали сомнения Фауста: «…Пергаменты не утоляют жажды. Ключ мудрости не на страницах книг...»?
- Их не было и никогда не будет. Я сожалею лишь об одном - что мне уже много лет. Хотя… расскажу вам один эпизод. Я был простужен, и супруга вызвала врача домой. После всей необходимой процедуры осмотра она, начав выписывать рецепт, спросила, какого я года рождения. Услышав цифру 1934, она с искренним удивлением произнесла: «Да ну что вы! Вам 55, не больше!». Жена быстренько отреагировала: «Что ж, скажите еще, что он моложе своего сына, которому действительно 55».
- А вы случайно не открыли эликсир молодости?
- В нашем роду молодость задерживается на генетическом уровне. Мне неоднократно говорили, что я похож на своего деда, Ахунда Ага Ализаде - видного религиозного деятеля, представителя рода пророка Мухаммеда, восьмого шейха уль-ислам мусульман Кавказа. Дед был образованнейшим человеком, оказавшим огромное влияние на формирование нашего мировоззрения. После возвращения из Наджафа, где он учился в религиозном университете, Ахунд Ага женился на Зейнаб ханым - сестре Мирмовсума Ага, которого в народе считают святым. По общепризнанному мнению, шейх уль-ислам Ахунд Ага Ализаде был выдающимся ученым и одной из влиятельных личностей своего времени. С 1903 года и до конца жизни он занимался пропагандой исламской религии в мечети Тезе пир. При этом он проявлял большой интерес к математике, астрономии, естествознанию, истории и литературе, мог дать реальную оценку политическим событиям, происходящим на Южном Кавказе, в том числе и в Азербайджане.
От деда я унаследовал приверженность к строгому режиму, который соблюдаю во всем: в еде, работе, отдыхе, общении… По этой схеме живу уже лет 60. Есть еще один важный компонент - ровные отношения на уровне «я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно».
- Физиков часто называют лириками, а как насчет геологов?
- Незаслуженно обделили. Я могу часами читать наизусть стихи моих обожаемых Пушкина, Лермонтова, Самеда Вургуна, Бахтияра Вахабзаде. Музыка поэтического слога «Евгения Онегина» великолепна:
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Обожаю природу: все свободное время провожу на даче, с удовольствием выполняю работу в саду. Мне неоднократно говорили, что я лучше многих агрономов разбираюсь в садоводстве. А на самом деле мне во всем помогает умение логически мыслить и извлекать из этого правильные выводы.
- Позволю себе задать вопрос личного характера: как вы познакомились со своей супругой?
- Я был студентом четвертого курса, активистом, а мой двоюродный брат в это время тоже учился в АзИНХ на первом курсе промыслового факультета. На летней сессии он получил «неуд» на одном из экзаменов. По просьбе дяди я пошел к декану и уговорил его дать брату направление на пересдачу. Вторая попытка была удачной, и счастливый студент предложил мне прогуляться, поесть мороженое. Мне было 20 лет, а ему - 19. На одной из аллей бульвара мы увидели весело беседующих молодых людей. Брат, незаметно указав на девушку из этой компании, сказал, что она учится на втором курсе геофака и категорически отвергает все ухаживания.
«Хочешь, я завтра же с ней познакомлюсь?» - уверенно спросил я. «Не сможешь», - усомнился родственник. Поспорили мы на «американку», и он… проиграл. Но только 13 декабря 1954 года мне удалось уговорить Тамиллу пойти в кино на трофейный американский фильм, который демонстрировался в кинотеатре «Вэтэн». Моя будущая жена пришла с подругой и настойчиво пыталась заплатить за свой билет. После кино я проводил ее домой. Прежде чем мы поженились (в 1959 году), прошло пять лет. А вместе мы уже 56 лет (вот вам еще один доказательный пример моего постоянства!). У нас от двоих сыновей - пятеро внуков, уже есть и правнучка. Моя супруга - мастер по разгадыванию кроссвордов. Иногда поражаюсь, на каком профессиональном уровне ей удается справляться с этими далеко не всегда легкими задачами. Скажу откровенно, Тамилла - верный, преданный друг, заботливая, любящая жена, прекрасная мать и бабушка. Она - мой счастливый талисман.
- НАН Азербайджана в 2015 году отмечает свой юбилей. Какая подготовка ведется к этому событию?
- Текущий год - год 70-летнего юбилея Национальной академии наук Азербайджана, у основания которой стояли великие азербайджанцы. За этот период нашей стране пришлось пройти через многие испытания. Страшно подумать, в какой ситуации мог оказаться Азербайджан, если бы вовремя не пришел на выручку своему народу Гейдар Алиев, который при всей сложности ситуации начала 90-х годов сделал все, чтобы национальная наука могла и дальше развиваться, принося огромную пользу своей стране.
За все годы существования головной организации по науке ее членами стали более 400 человек, а это значит, что на торжественном открытии юбилейных событий в зале будет находиться мощная элита, представляющая различные направления научной мысли страны. В юбилейных торжествах примут участие и зарубежные гости. Планируется проведение конференции, передвижных выставок. Руководство страны уделяет пристальное внимание деятелям науки, поэтому можно предположить, что будут приятные сюрпризы.
В такие дни как-то невольно задумываешься о вечных истинах, понимая, что есть незыблемые ценности, рождающие новые идеи, доказывающие, что мысль бесконечна. Как вы догадались, речь идет о науке, способной творить чудеса…
Рая АББАСОВА
Каспiй.- 2015.-30 мая.- С.- 5