Судьба генерала

 

 Самед бек Мехмандаров - 160

 

ЛЕТОПИСЬ

 

Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о проведении 160-летнего юбилея генерала Самед бека Мехмандарова, имеющего исключительные заслуги перед азербайджанским народом. С целью подобающего проведения этой даты на государственном уровне Министерству обороны совместно с министерствами образования и культуры и туризма поручено подготовить и осуществить соответствующий обширный план мероприятий, связанных с юбилеем видного азербайджанского военачальника.

Состоящие только из азербайджанцев вооруженные силы должны знать о полной героизма нашей славной военной истории, вписанной в мировую историю и о которой народы Европы знают больше в сравнении с нами. Тюркскому народу, освободившемуся от столетнего русского владычества, необходимо напомнить, что мы не всегда находились под игом. Мы даже диктовали свои требования Европе и Азии.

...Считаю, что надо поручить кому-нибудь из хорошо знающих тюркскую историю написать произведение об истории нашего народа с включением сегодняшних важных событий. В этом произведении как в зеркале должны отразиться прошлая слава нашего народа и муки, перенесенные в период чужой власти.

С. Мехмандаров

По следам документов

До сих пор прочел сотни документов, рапортов и обращений, подписанных генералами. Все они отпечатаны на машинке или изданы в типографии. Лишь недавно обнаружил один рукописный документ. Он собственноручно написан военным министром Мехмандаровым и направлен азербайджанскому правительству. Не скрою, безмерно обрадовался этой находке, потому что расценил как пик патриотизма инициативу генерала написать военную историю страны, находящейся в состоянии войны.

Использованные в качестве эпиграфа вышеприведенные слова - из того доклада. Из-за нашей неосведомленности о наличии таких документов некоторые невежды несут околесицу об азербайджанских военачальниках. Они даже переходят в «атаку», задавая, на их взгляд, «резонный» вопрос: почему после Мехмандарова, Шихлинского и других наших полководцев не осталось мудрых изречений, научных военных трудов, как от Наполеона, Кутузова, Суворова. То есть наклеивают ярлык «непатриотов» своим соотечественникам. Отвечать таким бывает непросто. Современным «патриотам» необходимо разъяснить, что на протяжении 70 лет тоталитарный режим скрывал под грифом «совершенно секретно» их деятельность в 1918-1920 годах. И вот теперь, спустя 90 лет, таким отвечает документ, составленный Самед беком Мехмандаровым.

 «Одна из мер борьбы с врагом - пробуждение среди народных масс здоровых национальных чувств. Это крайне важно для молодой армии, зарождающейся в Азербайджанской Республике. В народе, проснувшемся ото сна, необходимо пробудить здоровые национальные чувства. Мы, мусульмане, только сейчас вступили в сознательную жизнь и период национального творчества... чтобы поднять в народе достоинство, свойственное тюркам, и национальное чувство, мы обязаны познакомить народ, армию с историческим прошлым.

Будущие значительные исторические произведения будут широко распространяться в народе и войсках, каждый сельский учитель и каждый азербайджанский офицер должен ими воспользоваться.

Впоследствии при содействии правительства надо установить памятники великим деятелям и руководителям тюркского народа, увековечить их имена».

На мой взгляд, таким здоровым национальным мышлением Самед бек Мехмандаров ни в чем не уступает иным публицистам. Если принять во внимание его профессию и период жизни, то он наверняка намного опережает самого хорошего писателя-публициста - своего современника.

В папке №2, хранящейся в Государственном архиве Азербайджана, есть еще одно свидетельство патриотизма, национальной гордости Самед бека Мехмандарова. Там отмечено, что пренебрежительное отношение английских войск (17 ноября 1918 года под командованием генерала В.М.Томсона вошедшие в Баку английские войска в августе 1919 года покинули пределы Азербайджана - Авт.) к азербайджанцам вызвало ярость военного министра Самед бека Мехмандарова.

В знак протеста против барских действий чужеземных солдат и офицеров министр возвращает английскому командованию орден, которым был награжден в годы первой мировой войны: «Мне не нужен орден двуличной страны, покорившей мою страну, мой народ. Носить на груди орден армии, поднявшей оружие против моего народа, - самое большое оскорбление».

Командующий английскими войсками Томсон, покидая пределы Азербайджана, распространял слухи о том, что Азербайджан отныне не будет управляем. Будто в Азербайджане практически нет армии. Полностью отсутствуют дисциплина и порядок. Создавалось впечатление, что управляют Азербайджаном и защищают его от врагов тысяча английских солдат и восемьсот индусов в юбках.

Находившийся в Азербайджане английский военный журналист Скотленд-Лиддел в информации для британских газет указывал, что Транскавказ - регион слухов: «Здесь они носятся как ветер среди холмов. Многие слухи обретают силу в Москве и затем пускаются в оборот. Английским войскам нечего делать в Баку. Азербайджан в силах постоять за себя. Я прибыл сюда два дня назад, и, скажу откровенно, увиденное оставило у меня глубокое впечатление. В городе, где я не был четыре недели, произошли удивительные изменения. Я приехал, чтобы увидеть кавардак, о котором мне говорили, но не заметил никаких беспорядков. Везде царит дисциплина и порядок.

Мне внушали, что вместо армии увижу неуправляемую толпу, но я увидел примерных, образцовых, сильных, хорошо вооруженных молодых людей. Действительно, я наблюдал порядок в Баку, с началом войны до сего дня я не бывал в Баку. Дисциплина господствует не только в Баку, последние изменения прояснили положение во всей республике. На смену карабахским бесчинствам пришел мир. Азербайджанцы и армяне пришли к соглашению. В Лянкяране большевики были побеждены в результате действий азербайджанской армии. Все оружие и боеприпасы они сдали азербайджанскому правительству, а люди попросили, чтобы их приняли в зависимость от азербайджанского правительства. Несомненно, все это показывает, что Азербайджан не боится смуты и не страшится большевиков. Азербайджанское государство нынче превратилось в образец подражания для остальных транскавказских народов» (ЦГАР. Фонд 894, список 10, дело 82, лист 2-10).

За высокую оценку состояния дел в национальной армии, высказанную английским военным журналистом Скотленд-Лидделом, наш народ прежде всего обязан двум выдающимся полководцам, заложившим в 1918 году основу крепких вооруженных сил, - Али ага Шихлинскому и Самед беку Мехмандарову. Оба военачальника, создав боевую регулярную армию, осуществляли работу по проведению первой военной демонстрации, открытию военных училищ, оснащению войск военным обмундированием. За полтора года существования азербайджанская армия подавила большевистский мятеж в Лянкяране, нанесла поражение армянам в Зангезуре, Аскеране.

В конце 1919 года Азербайджанскую Республику подстерегали три большие угрозы: с севера - белогвардейский генерал Деникин, дашнаки в Зангезуре и Карабахе, большевистская агитация внутри армии. Самед бек Мехмандаров стойко противостоял белогвардейцам и армянам, но больше всего военного министра беспокоил «большевистский» недуг. Красная пропаганда помимо армии проникла также и в рабоче-крестьянскую среду. Хоть и в малой степени, но она затронула азербайджанских солдат и офицеров.

Поэтому при встречах с воинами Самед бек Мехмандаров неоднократно повторял, что вооруженные силы нужны для охраны наших земель от врагов. Военнослужащие должны интересоваться политикой, быть в курсе всех событий, происходящих на международной арене. Но никогда офицер или солдат не должны становиться рабами какой-либо партии или общества.

Борьба с большевизмом

Из протокола следствия по делу ротмистра Ильяса Аликулу оглу Шахтахтинского, проводившегося большевиками 29 июня 1920 года:

 «...Что касается военного министра Самед бека Мехмандарова, то могу сказать, что и он враждебно относился к большевикам и советской власти. Говорю так, потому что он подвергал арестам большевиков. В качестве примера могу привести Джафара Бабаева. По личному указанию Мехмандарова его поместили в одиночную камеру, выделяя ежедневно на питание кусок сухого хлеба и немного воды. Кроме того, есть распоряжение Мехмандарова об аресте и серьезном наказании всех, кто связан с большевизмом».

Этот самый большевик Джафар Бабаев в 1960 году издал 69-страничную брошюру под названием «Живые воспоминания». С его слов, армянские дашнаки и русские захватчики Баку и Азербайджан любили больше, чем мусаватисты-азербайджанцы. Представляющий себя героем-большевиком Джабаев близко общался с А.Микояном, С.Шаумяном, Т.Гахраманяном, А.Караевым, Р.Ахундовым и другими. По Джабаеву, все мусаватские солдаты и офицеры - безграмотные и безжалостные люди. Лишь в одном эпизоде Бабаев не смог уклониться от правды: «Бакинский генерал-губернатор Мурад Герай бек Тлехас, скрежеща зубами, так накричал на большевика, что задрожали стекла».

Кажется, генерал Тлехас был прав, так резко обращаясь с большевиком Мамедага Ибрагимовым, вознамерившимся сотрудничать с врагами.

После всего этого призванный в армию 15 августа 1919 года большевик Джабаев пишет: «Мне принесли военный призывной лист. Предстояло теперь служить в мусаватской армии. Подумать только, призывают меня в армию мусаватистов - моих врагов, с которыми я веду борьбу днем и ночью. Против кого я должен был воевать? Против своего народа? Я должен был идти в армию ради защиты интересов кучки беков, помещиков.

 

Продолжение следует

 

Шамистан НАЗИРЛИ,

публицист, полковник-

лейтенант в отставке

Каспiй.-2015. - 21 ноября.- С. 11.