Зангезур - Часть II

 

 Незаживающая рана Азербайджана

 

ЧАСТЬ II

 

В условиях традиционно низкого естественного прироста армян по сравнению с азербайджанцами, высокий численный уровень первых поддерживался исключительно за счет миграционных процессов. Поскольку процесс переселения растянулся на целый век, то он существенно сказался на демографическом положении Зангезурского уезда. В результате, согласно данным Всероссийской переписи 1897 года, численность мусульман в уезде составила 50,1%, а армян - 44,8%. Данное соотношение численности азербайджанского и армянского населения Зангезурского уезда в целом сохранилось до распада Российской империи. По данным Кавказского календаря на 1 января 1916 года из 224197 человек населения уезда мусульмане составляли 114152(51 %), а армяне 99308 ( 44 %) человек. Мусульманское население была в основном сосредоточена в восточной, а армянское в западной части уезда.

В начале ХХ века Карабах, в т.ч. Зангезурский уезд стал одним из эпицентров кровавой драмы, разыгранной здесь армянскими националистами во главе с партией «Дашнакцутюн». Цель, которая при этом преследовалась - это размежевание на территории Южного Кавказа армян от азербайджанцев, создание этнически однородных, заселенных только армянами территорий, для того, чтобы в будущем создать за счет них армянскую автономию в составе федеративной России.

Далеко идущие замыслы армянских националистов не были сразу разгаданы властями. Вот что мы читаем по этому поводу в одном из архивных документов: «Такая размежевка не подготовляла территории для будущего государства, а только делала армянские селения, вместо смешанного расположения с мусульманскими, вкрапленными группами в общий фон мусульманских селений. На Кавказе нет, не только губернии, но даже уезда, который можно было бы считать исключительно армянским. Спрашивается, где же территории для будущего армянского государства?» По плану армянских националистов к таким территориям должен был быть отнесен любой уезд на Южном Кавказе, где проживали армяне, даже если они там составляли значительное меньшинство. Зангезурский уезд был в их числе.

Чудовищные преступления армянских вооруженных банд в 1905-1906 гг. на территории Зангезурского уезда, как и в других уездах Елизаветпольской губернии, впервые были описаны в документальной книге выдающегося азербайджанского писателя Мамед Саида Ордубади «Кровавые годы», которая является на сегодняшний день наиболее полным и обобщающим источником по истории событий 1905-1906 годов (кроме архивных материалов).

Автор отмечает, что нападения армян на села Зангезурского уезда продолжались с 9 по 15 августа 1906 г. В них погибли сотни азербайджанцев, были разрушены села Халадж, Кархана, Гатар, Инджавар, Чёллу, Емезли, Салдашлы, Моллалар, Батуман, Охчу, Шабадак, Атгыз, Пурдавуд, Зурул, Гюман, Ийилли, Сеналы, Мингеневур, Ферджан, Галабойну, Эджебли, Бугачыг.

Как показали дальнейшие события, кровавые акции армянских головорезов против мирного азербайджанского населения Елизаветпольской и Иреванской губерний в 1905-1906 гг. оказались лишь генеральной репетицией перед началом проведения широкомасштабной этнической чистки и геноцида азербайджанского населения этих губерний, который они осуществили в 1918-1920 гг.

Зангезур в период Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920 гг).

 

С появлением на политической карте Южного Кавказа независимых Азербайджана и Армении межэтнические столкновения между армянами и азербайджанцами, имевшие впервые место в 1905-1906 гг., разрослись до уровня межгосударственного армяно-азербайджанского конфликта. В основе его лежали попытки дашнакского правительства Армении захватить контролируемые азербайджанским правительством территории Елизаветпольской и Иреванской губернии, населенные армянами. В июне-сентябре 1918 года на Южном Кавказе резко возросла активность армянских добровольческих отрядов, ранее воевавших на Кавказском фронте Первой мировой войны на стороне России против Османской Турции. Наиболее активными из них были банды Андраника Озаняна. За плечами этого армянского головореза был большой опыт по уничтожению мирного мусульманского населения на территории Османской Турции в годы Балканской войны 1912-1913 гг., а также в годы Первой мировой войны, когда он сражался в составе русской армии во главе 1-го армянского добровольческого корпуса (интересно, что среди его добровольцев были такие известные впоследствии личности, как А.Микоян и Х.Баграмян).

В 1917 году российское верховное командование присвоило Андранику звание генерал-майора. После образования Араратской Республики в конце мая 1918 года у Андраника сложились с её правительством довольно сложные взаимоотношения. Когда 4 июня 1918 года армянское правительство подписало в Батуме мирный договор с Османской Турцией, Андраник посчитал эти действия «предательскими» и объявил, что порывает с дашнакским правительством Армении и продолжит вооруженную борьбу с «турецкими оккупантами».

Начиная с июня 1918 года отряды Андраника совершили несколько кровавых акций против мусульманского населения Нахчывана и Джульфы. В периодической печати того времени эти события освещались следующим образом: «Бандитские отряды Андраника разрушили большое количество тюркских сел».

15 августа 1918 года правительство Азербайджана заявило протест правительству Армении по поводу вторжения отряда генерала Андраника в пределы Азербайджанской Республики. В связи с этим дипломатический представитель Армении в Грузии 17 августа заявил, что «как сам генерал Андраник, так и весь его отряд, приказом по отдельному армянскому корпусу давно исключены из состава и списков армянских войск, после чего они отказались признать власть Армении и ее должностных лиц и подчиниться им. Таким образом, генерал Андраник и его отряд никакого отношения к армянским национальным войскам и к органам их не имеют, и правительство Республики Армения, следовательно, никоим образом не может отвечать за безответственную деятельность».

Тем самым армянское правительство хотело снять с себя ответственность за преступления Андраника, хотя и использовало его в своей политике по проведению этнических чисток на территории Иреванской и Елизаветпольской губерний. После занятия турецкими войсками в августе 1918 года района Нахчывана и Джульфы Андраник перенес свои кровавые акции в Карабах и Зангезур. Именно с военной активностью Андраника было связано усиление сепаратистских настроений среди армянского населения Карабаха.

Действия вооруженных отрядов Андраника, направленные на систематическое истребление мусульманского населения данного региона, отражена в многочисленных телеграммах и рапортах указанного периода, которые направлялись с мест на имя Гянджинского губернатора, премьер-министра и министра внутренних дел Азербайджанской Республики, а также на страницах периодической печати того времени.

 

Продолжение следует

 

Ильгар НИФТАЛИЕВ,

доктор философии по истории

Каспiй.-2015. - 2 октября.- С. 10.