Зангезур - Часть III

 

Незаживающая рана Азербайджана

 

ЧАСТЬ III

 

Как сообщала газета «Наше время», прибыв 4 сентября 1918 года в Сисиан (Зангезур), Андраник объявил здесь мобилизацию среди мужчин от 20 до 30 лет. Прибытие отрядов Андраника воодушевило местных армян, которые, как видно из рапорта зангезурского уездного начальника Мелик-Намазалиева от 11 и 12 сентября 1918 года, все чаще стали нападать на мусульманские селения Зангезурского района, нанося колоссальные убытки его населению. Со слов Мелик-Намазалиева, армяне под начальством кровожадного Андраника разгромили десятки мусульманских селений, в которых число только убитых превышало более 500 душ. В рапорте Мелик-Намазалиева подчеркивалось, что Андраник разгромил селения по просьбе местных (зангезурских) армян.

После подписания 30 октября 1918 года Мудросского соглашения, в соответствии с которым османская Турция обязалась эвакуировать свои военные части с Южного Кавказа, обстановка в этом регионе обострилась. Уход турецких войск способствовал тому, что военные формирования Андраника попытались установить контроль над Карабахом с территории Зангезура. С ноября 1918 года нападения на азербайджанское население в Карабахе и Зангезуре, инспирированные «армянским вождем», стали систематическими.

После прибытия 22 ноября 1918 года банд Андраника в Герус за короткое время здесь было разгромлено 30 мусульманских селений. В начале декабря с согласия главы англо-французской миссии в Герюсе майора Гиббона и по приказу командующего английскими войсками Томсона 4/5 всей территории Зангезурского уезда была отдана в полное распоряжение Андраника, который установил здесь своеобразное «губернаторство».

Описывая эти события, английский журналист Скотланд-Лидделл в 1919 году писал: «Герус является рассадником антитатарских (антиазербайджанских) агитаторов. Андраник все еще там, а он отказался признать армянское правительство в Иреване. Геруси был, в сущности, его собственным государством, даже до сих пор город отрезан и управляется армянским советом».

В пределах данных территорий при фактическом потворстве англо-французской миссии осуществлялась политика террора в отношении зангезурских мусульман. И это несмотря на то, что по настоянию генерала Томсона «начальник армянского особого ударного отряда» генерал-майор Андраник 19 ноября 1918 года издал приказ Варандинскому, Дизакскому, Хаченскому и Джеванширскому военным главнокомандующим, всем комиссарам и армянскому населению «немедленно приостановить военные действия против татар и турок».

Газета «Азербайджан» справедливо заметила, что этот документ показывает, что «избиение беззащитного мусульманского населения Карабаха, производимое бандами Андраника, не случайное, не «стихийное», а исполняется по заранее согласованному плану». 26 декабря 1918 года в Герюсе под руководством английской миссии была организована встреча представителей мусульманской и армянской делегаций. Цель этой встречи заключалась в том, чтобы выслушать обе стороны и установить перемирие. Однако вместо оказания содействия в предотвращении бойни и заключения соглашения майор Гиббон оглашает упомянутый выше приказ генерала Томсона о передаче по сути дела всего Зангезурского уезда в распоряжение Андраника.

Член азербайджанского парламента, уроженец Зангезурского уезда, по профессии ученый-агроном Джалил бек Султанов, добившись позже аудиенции у майора Гиббона, провел с ним получасовую беседу. В своем докладе правительству об итогах данной встречи и собственных наблюдениях Джултанов писал: «Англичане нас обманывают. По моему мнению, они под видом оказания помощи отряду Андраника платят жалование всем вооруженным армянским отрядам, действующим в Зангезурском уезде».

Последующие события подтвердили это и показали, что Андраник, издавая приказ о немедленном приостановлении военных действий против мусульман, был неискренним. Приняв в Зангезуре, будто по предложению крестьянского съезда и национального совета, «на себя главное командование вооруженными силами со всеми полномочиями главнокомандующего», Андраник продолжал опустошать огнем и мечом мусульманские селения. Причем все эти злодеяния творились на глазах англо-французской миссии, лишь на словах выступавшей за установление мира и спокойствия.

В очередной телеграмме Зангезурского уездного начальника Мелик-Намазалиева правительству Азербайджанской Демократической Республики от 11 декабря 1918 года говорится о новых зверствах армян под руководством Андраника в Зангезурском уезде. В этой связи сообщается, что армяне, нападая на мусульманское население Зангезурского уезда, «... их зверски вырезают без различия пола и возраста, издеваются над трупами, более 12 селений предали огню 9 декабря, 10 женщин в данное время находятся в плену у армян...».

20 декабря 1918 года ситуация в данном регионе обсуждалась на заседании парламента Азербайджанской Республики. В своем выступлении по этому вопросу глава правительства Ф.Х.Хойский отметил, что «план Андраника - «очистить» Зангезур и Шушу от мусульманского населения и оторвать эти «куски» от живого тела Азербайджана». Проинформировав депутатов о многочисленных попытках правительства урегулировать конфликт посредством мирных переговоров с Андраником, он указал на нежелание последнего идти на какие-либо контакты с представителями правительства АДР. По итогам обсуждения данного вопроса было принято постановление о необходимости принятия правительством комплекса военных и политических мер для отражения внешней агрессии.

Кровавые преступления вооруженных банд Андраника на территории Зангезура и Карабаха, продолжавшиеся с перерывами с лета 1918 года до весны 1919-го были прекращены лишь после того как решением правительства Азербайджанской Демократической Республики и с одобрения английского командования в январе 1919 года территория Карабаха и Зангезура была выделена в отдельное генерал-губернаторство во главе с Х.Султановым.

После создания Карабахского генерал-губернаторства позиция Армении в данном регионе была сильно поколеблена. Поэтому наряду с дипломатической активностью (ноты, обращения во все инстанции - от Британской миссии в Шуше до Парижской мирной конференции) армянское правительство развернуло подрывную деятельность в Зангезуре и особенно в Карабахе, используя местных армянских сепаратистов. В секретном донесении в Совет министров Армении за подписью делегата Армянского национального совета Карабаха Левона Зарафянца от 17 марта 1919 года предлагалось «сделать все возможное, чтобы Зангезур теперь сделался бы неоспоримой частью Армянской республики». А чтобы добиться этого, указывалось на необходимость любой ценой оставить в Зангезуре Андраника.

Однако этим планам не было суждено сбыться. В апреле 1919-го Андраник оставил Зангезур и через предоставленный ему правительством Азербайджана коридор вернулся со своим отрядом в пределы Армянской республики. Здесь он распустил отряд, а сам через Тифлис бежал в эмиграцию.

Разочаровавшись в нежелании британской миссии в Азербайджане содействовать планам присоединения Карабаха и Зангезура к Армении, Андраник вместе с другими армянскими политиками выехал в Париж. Здесь Погос Нубар Паша, глава турецкой армянской делегации на мирной конференции, организовал его встречу с президентом Франции Раймоном Пуанкаре, в ходе которой Андраник выразил свое недовольство по поводу нейтральной позиции союзников в карабахском вопросе.

 

 

Продолжение следует

 

Ильгар НИФТАЛИЕВ,

доктор философии по истории

Каспiй.-2015. - 3 октября.- С. 15.