Не сотвори себе кумира
Надежда Джавад: Лучший кадр - тот, что еще не сделан…
FOCUS
Объединение фотографов Азербайджана (ОФА) провело День открытых дверей, в ходе которого подведены итоги и названы победители фотоконкурса YAY («Лето»).
На суд авторитетного жюри было представлено 125 работ 23 фотографов. По результатам смотра и обсуждений победителями конкурса стали Надежда Джавад, Расул Рагимов и Эмиль Селимов, им были вручены соответствующие сертификаты. Предлагаем вашему вниманию беседу с одной из победительниц - восходящей звездой фотографии Надеждой Джавад.
- Расскажите, как давно вы стали снимать?
- К фотоделу я имею отношение довольно давно. Долгое время работала в фотоателье, распечатывала снимки - застала еще то время, когда печатали с пленок, занималась реставрацией, принимала заказы, фотографировала на документы. Формат ателье - а это был «Кодак-экспресс» - предназначался скорее именно для моментальных фото на паспорт - оно было небольшое, но уютное. И хотя проводить более масштабную съемку там не получалось, мне нравился сам процесс распечатки.
Вначале мы печатали «вслепую», то есть не как сейчас - изображение выводится на монитор, и можно корректировать его. Мы загружали пленку в аппарат и видели только негатив, а уже по нему надо было понять, как скорректировать фотографию, чтобы получить нужный результат.
Но техника развивалась, появились мониторы, выводящие на экран уже и позитив, цифровые носители. Наше ателье среди людей знающих ценилось именно за «правильные» цвета. У меня долго не было собственного фотоаппарата, и первой моей камерой стал «ультразум». Тогда я больше снимала традиционные любительские фото - на отдыхе, с друзьями. Но уже в то время мне стало интереснее снимать окружающий меня мир - природу, что-то из макро-фотографии. Это все было скорее для себя, я нигде не публиковала фотографии и никому их не показывала.
Потом ателье закрылось из-за нерентабельности. Да и меня уже, в принципе, не очень устраивал формат «моментального фото», после 6-7 лет работы захотелось чего-то более интересного. Я отошла от фотографии, пробовала найти себя в графическом дизайне и в сфере красоты - даже училась на курсах визажа, но все-таки вернулась к фото.
- Когда у вас появилась своя профессиональная камера?
- Первая и пока единственная зеркальная камера у меня появилась года два назад. Тогда же я стала искать курсы фотомастерства. Я очень люблю учиться, и даже сейчас, обретя уже какой-то, пусть не столь значительный, но все же опыт, с удовольствием посещаю все тренинги, семинары и мастер-классы по фотографии, о которых узнаю. В поисках первых своих курсов я наткнулась на объявление Азербайджанского объединения фотографов о том, что они открывают такой кружок для начинающих. Записалась, проучилась месяц, а потом группа, к сожалению, распалась.
Русский сектор там был незначительным, да и студенты оказались не особо активными, многие пропускали занятия - вот нас и закрыли. Но когда курсы только открывались, Мирнаиб Гасаноглу - президент ОФА, объявил, что предстоит конкурс «Фотоман» среди жителей стран-участниц программы ЕС «Восточное партнерство», включая Азербайджан, Грузию, Армению, Украину, Молдову и Беларусь.
Формат конкурса был такой: давалось определенное задание на какую-то тему и время на его выполнение - 3-4 дня. До оглашения задания темы мы не знали, и за отведенное время надо было успеть представить готовые фотографии на конкурс. Снимки размещались в сети Facebook, путем голосования выбирались фото и победители проходили в следующий тур. Те, кто дошел до финала, имели право обучаться в онлайн-школе «Восточного партнерства» и получили сертификаты. Среди финалистов по итогам проекта состоялась фотовыставка. Это был первый конкурс, в котором я участвовала, и первая выставка, где представлена моя работа.
- Что вас привлекает в фотографии - сам процесс или результат?
- Я люблю сам процесс, снимаю в основном репортажи, делаю жанровые снимки. Не люблю постановочное фото, мне интересно поймать эмоцию, постараться передать те ощущения, которые я испытала, и передать состояние фотографируемого. Мне интересно снимать людей за работой, в повседневной жизни - поймать момент, именно то состояние, в котором человек пребывает в данную секунду. Когда он - настоящий. Моя мечта - работать в качестве корреспондента, пусть внештатного, для какого-нибудь издания или сайта.
- Вы стали финалисткой конкурса «Фотоман» и тем самым заслужили возможность онлайн-обучения в школе «Восточного партнерства». Что это дало вам и как вообще можете оценить подобный формат получения знаний?
- Я училась у преподавателей из Азербайджана, Беларуси и Украины. Мне однозначно понравился формат обучения, была возможность выбрать себе преподавателей из разных стран. Нам давали и технические знания об устройстве камеры, и понятия композиции, цвета. К каждому уроку нужно было выполнить задание по определенной теме и заработать зачет. Для человека, который начинает практически с нуля, это очень полезная школа - с возможностью отснять тематическое фото, показать его педагогу, обсудить на вебинаре. Отличный курс для начинающих. Для нас, финалистов конкурса, обучение было бесплатным.
- А сегодня фото для вас - хобби или профессия?
- Хобби, которое, я надеюсь, станет профессией. Сейчас я сама по себе, свободный фотограф.
- Профессия фотографа тяжела не только с моральной, но и с физической точки зрения. Не боитесь таких перспектив?
- Не боюсь, по крайней мере на данный момент я полна энтузиазма.
- Есть ли у вас любимый кадр, которым уже сейчас можете гордиться?
- Как ни банально это прозвучит, снимать надо то, что нравится, тогда и результат будет положительный, и фото хорошее, и моральное удовлетворение получите. Совсем недавно я стала членом ОФА, а чтобы попасть в его ряды, надо было представить портфолио на суд жюри, которое решало, достоин членства кандидат или нет. Я представила фотографии, которые мне самой просто нравятся, и те, которые очень нравятся, - все, чем могу гордиться. Хотя, как говорится, лучший кадр - тот, что еще не сделан.
- Какова ваша стихия?
- Моя стихия - природа, простые люди, повседневная жизнь, какие-то ее фрагменты, мгновения, «решающие моменты», если цитировать классика. Еще мне нравится снимать концерты, праздники, эмоции публики.
- Вы снимаете постоянно или выбираете для этого конкретный день, время, место?
- Я заметила: если нет настроения, момента сопричастности и сопереживания с происходящим, может получиться лишь технический кадр, то есть в нем не будет чего-то важного. Но камера практически всегда со мной. Вот, например, Евроигры. Я хотела получить аккредитацию, чтобы снимать их на правах фотографа, но не получилось, и я ходила на соревнования и снимала, как обычный зритель. В результате у меня получились кадры глазами человека из толпы. Возможно, мне удалось увидеть Евроигры с другого ракурса. В итоге три из пяти моих работ, представленных на конкурс по итогам Евроигр, приняли участие в выставке. Для меня это - достижение.
- Когда вы понимаете, что кадр получился - до того как сняли или когда пересматриваете материал?
- Бывает по-разному. Иногда выбираешь место, ждешь нужный персонаж, и вдруг откуда-то сверху посылается именно то, что надо. Будете смеяться, но это работает. Допустим, я вижу пару - они сидят, все хорошо, красиво, но чего-то не хватает. Понимаю, что кадр смотрелся бы лучше, если бы парень обнял девушку. И тогда я начинаю приговаривать: «ну, обними ее» или «положи руку ему на плечо», и через какое-то время так и происходит. Какие-то желания сердца фотографа, видимо, бывают услышаны... Я не суеверна и не религиозна, но ничем иным такие ситуации объяснить не могу. А бывает, просматриваешь материал - и обнаруживаешь удачный кадр, который получился, можно сказать, случайно.
- Профессия фотографа требует особого склада характера: предполагается, что эти люди могут проникнуть куда угодно, нарушить практически любые границы ради хорошего снимка…
- Хм... Пока никуда проникать незаконно не доводилось, но определенный барьер, конечно, преодолевать приходится. Например, ощутила такое, когда надо было вскинуть камеру на улице и снять незнакомого человека. Вторжения в личное пространство, особенно в нашем городе, люди не очень любят. Это преодоление психологического барьера, собственного в том числе. Правда, мне кажется, девушкам в этом плане намного легче, лично мне очень помогает улыбка.
- Вам больше нравятся цветные или черно-белые кадры?
- Все зависит, конечно же, от самого кадра. У меня есть и черно-белые, и цветные фотографии. Черно-белые - лаконичны, у меня целая серия таких работ, надеюсь когда-нибудь сделать выставку. К примеру, тематика «золотые руки» (ремесло) - руки людей за работой, крупным планом. Именно эта серия, на мой взгляд, хорошо смотрится в черно-белом формате. Цвет отвлекал бы от фактуры. А так мы видим мир цветным, и задача фотографа - в первую очередь показать эти краски, особенно при съемке природы.
- Репортажная съемка, которая вам так интересна, тоже бывает разной - одни стараются представить все в радужном свете, другие, напротив, спускаются на самое «дно». А что больше по душе вам?
- Позитивный взгляд. Мир прекрасен и удивителен, и я стараюсь искать во всем положительные моменты. Но если вдруг будет задание или конкурс на социальную тему, думаю, я и с этим справлюсь. Главное - сопереживать, проникаться происходящим, «снимать сердцем».
- Вы и сейчас участвуете в конкурсе - что движет вами?
- Скорее возможность показать свои работы и жюри, и людям, которые смогут их увидеть. В каком-то смысле заявить о себе, показать свой взгляд на мир. И еще - мне это просто очень нравится. Это возможность пообщаться с другими фотографами, увидеть их работы, и если чья-то фотография окажется лучше моей, я буду искренне восхищаться ею.
- А как относитесь к критике?
- Принимаю ее к сведению, особенно если она объективна. Я считаю, что мне еще учиться и учиться, так что - почему бы и нет? Критика - это неплохо.
- Вы участвуете только в местных конкурсах?
- Помимо «Фотомана» мои работы были представлены на выставке «Мир глазами женщины» в городе Хайфа (Израиль). Все остальные конкурсы пока местного значения.
- Есть ли у вас кумиры в профессии?
- Конечно, есть. Прежде всего это - Анри Картье-Брессон. Мне кажется, не найдется человека, которого бы оставили равнодушным его работы. Еще - Энн Лейбовиц, Йозеф Куделка, Вивьен Майер, Сергей Максимишин, Рена Эфенди и многие другие. Я вряд ли назвала бы их кумирами, ибо сказано: «не сотвори себе кумира», но приблизиться хоть немного к их уровню, конечно, хотелось бы. Даже наш заслуженный мастер Сенан Алескеров не любит называть себя фотографом и повторяет, что до сих пор учится.
Виктория ТРЕТЬЯКОВА
Каспiй.-2015. - 3 октября.- С. 19.