Он верил в чудеса

 

К 80-летию Алибалы Гаджизаде, писателя и ученого

 

ПАМЯТЬ

 

До этой юбилейной даты Алибала муаллим, увы, не дожил. Уйдя из жизни несколько лет назад, на исходе первого десятилетия нынешнего века, он, однако, оставил в памяти всех знавших его лично, читавших его не похожие ни на чьи другие произведения глубокий след. Подтвердила это и встреча, состоявшаяся на днях в клубе «Натаван» Союза писателей Азербайджана, которую вел секретарь Союза, главный редактор «525-ci» qəzet Рашад Меджид и куда собрались коллеги, друзья и родные юбиляра.

Прозвучавшие здесь воспоминания о любимом народом писателе, видном ученом-востоковеде, человеке, отличавшимся какой-то внутренней чистотой и всегда очень трепетным отношением к людям, - ими поделились известные деятели нашей литературы Анар, Сохраб Таир, Фикрет Годжа, Сабир Рустамханлы, актриса Малейка Асадова, ученые Интигам Гасымзаде, Вагиф Юсифли, Гурбан Байрамов и другие - позволили довольно четко представить себе образ Алибалы Гаджизаде, одного из тех, кто умел жить и знал, во имя чего живет.

Мне посчастливилось познакомиться с писателем в день, когда в Театре песни состоялась премьера постановки его пьесы «Любовь не умирает», которую показал Иреванский государственный азербайджанский драматический театр имени Джжабарлы. Помню, что даже нескольких минут общения с автором этого сценического произведения оказалось достаточно, чтобы понять и поверить в то, что он - один из самых читаемых писателей, потому и книги его издавались стотысячными тиражами. А секрет такого почитания, как мне показалось, прежде всего в искренности их создателя, в полном отсутствии в нем фальши, наконец, в его трогательной вере во все доброе. Вот и пьеса его о любви, которая не умирает, внушает зрителю уверенность в том, что чистая любовь, преданность способны сотворить чудо и надо попросту верить в это чудо. Сам Алибала Гаджизаде жил с такой верой…

Он, влюбленный в жизнь и людей юноша из Билясувара, пришел в литературу во второй половине 50-х годов, когда был студентом факультета востоковедения Азербайджанского государственного университета. Именно в тот период родился, можно сказать, первый рассказ будущего писателя под названием «Вспомнилось…» - его опубликовали в университетской газете. Это был рассказ-посвящение Самеду Вургуну, любимому автором поэту, рассказ, пронизанный болью утраты, любовью и горечью, рожденной мыслью о недолговечности жизни нашей. Затем появилась первая повесть Алибалы Гаджизаде «Мой учитель», которая тоже не прошла незамеченной.

Таким было начало писательской деятельности этого талантливого человека, очень скоро завоевавшего признание и любовь народа.

Целый ряд рассказов, повестей, романов вышли из-под пера Алибалы Гаджизаде, уже члена Союза писателей Азербайджана, в 1960-х годах, в период так называемой оттепели. Его «Статуя смеется», «В доме, где нет любви», «Мне не забыть» и еще много-много других произведений всегда находили своего читателя. Это были простые, скромные люди, умеющие любить, переживать, как и сам автор.

Человек, неравнодушный ко всему происходившему вокруг, беспартийный азербайджанский писатель, ученый-востоковед работал несколько лет переводчиком в Афганистане. Эти годы стали для него, по его собственному признанию, годами переосмысления многого в жизни, временем более углубленного ее понимания, временем оттачивания чувств и мыслей. Это проявилось и в появившихся на свет после возвращения писателя домой его сборнике рассказов «На чужбине», романе «Тень самолета», а позже в таких нашумевших произведениях, как «Нет конца разлуке», «Исчезнувшая», «Годы без Афсаны», «Моя верная» и других. В них Алибала Гаджизаде предстает перед читателем великим романтиком, тонким лириком и, конечно же, оптимистом: ведь верой в лучшее будущее, даже если оно кажется чудом, окрашено все его художественное творчество.

Замечу, что немало времени посвящал писатель и научной работе. Ему, кандидату филологических наук, старшему научному сотруднику Института востоковедения Национальной академии наук Азербайджана, принадлежит ряд интересных исследовательских работ, одна из которых - «Поэзия Фаррухи Йезди» - была опубликована еще в конце 60-х годов прошлого столетия, став свидетельством появления в азербайджанской востоковедческой науке еще одного серьезного ученого. Активно занимался Алибала Гаджизаде также переводами с фарси ряда научных и художественных произведений. Некоторые из них пользовались особой популярностью. Это - «Толкование 30-й суры Корана» (в двух книгах), Жан Жуньер «Забытые герои», доктор Али Акбар Вилаяти «Из истории внешней политики Ирана при Сефевидах» и др.

И все-таки для нас, для азербайджанского народа, Алибала Гаджизаде - это прежде всего любимый писатель, главным делом жизни которого всегда была литература. Помнится, с каким энтузиазмом было встречено в 2004-2005 годах издание 10-томника его избранных произведений, что, пожалуй, можно считать серьезным вкладом в сокровищницу современной азербайджанской литературы.

…С пером Алибала муаллим не расставался буквально до последних дней жизни. Много писал, переводил, редактировал… И все это с душой, вкладывая в работу кусочек своего уже очень нездорового сердца. И книгу свою последнюю - это был сборник поэтических произведений - он назвал «Мое израненное сердце». А в ней, вернее, в составивших ее стихах, как и в своей замечательной прозе писатель делится своими думами и мечтами, тем, о чем сожалел, на что надеялся, чему верил…

Алибала Гаджизаде покинул наш мир в зените своей популярности, которой, как рассказывают его друзья и коллеги, никогда не кичился. Он творил, и материалом для его творений всегда служила сама жизнь. Наверное, в этом и состоит главным образом секрет их шумного успеха. Помню, когда в год кончины писателя, готовя посвященный ему материал, я спрашивала у работников книжных магазинов, большим ли спросом пользуются книги Гаджизаде, они отвечали в один голос: такой большой, что подчас мы продавали его книги с «довеском», прилагая к ним залежавшиеся на полках издания.

Приводя этот факт, на который я уже ссылалась в своей опубликованной несколько лет назад статье, мне хочется еще раз подчеркнуть народную любовь к воистину народному писателю…

Стремительно мчатся годы. И не верится, что уже более пяти лет нет среди нас Алибалы Гаджизаде. Но какое же это счастье, что он продолжает жить не только в своих всегда светлых, глубоких по содержанию литературных произведениях, но и в сердцах тех, с кем он работал, дружил, с кем просто общался.

Он не уставал творить - творчество было его сущностью,- сказал о товарище по литературному цеху поэт Фикрет Годжа. К числу единомышленников Алибалы Гаджизаде не без гордости причисляет себя другой талантливый представитель нашей литературы Сабир Рустамханлы, о чем он и сказал в своем выступлении. Словом, каждый, кто поделился воспоминаниями на прошедшей в клубе «Натаван» встрече, посвященной, увы, несостоявшемуся 80-летнему юбилею писателя, рассказывал о чем-то очень интересном и характерном их другу, товарищу, коллеге…

А в заключение со словами благодарности обратилась к участникам встречи дочь писателя, журналист Ася Гаджизаде, ныне зарубежный корреспондент Азербайджанского государственного телеграфного агентства.

Уверена, след, оставленный Алибалой Гаджизаде в сердцах его многочисленных почитателей, никогда не сотрется. Его творческое наследие «обречено на бессмертие»…

 

 

Эльмира АЛИЕВА

Каспiй.-2015. - 6 октября.- С. 11.