Голос души

 

Сахиб Пашазаде: Даже на собственной свадьбе я сыграл на своем таре

 

МАСТЕР

 

Когда Сахиб Пашазаде берет в руки тар и прикасается к его струнам, начинается настоящее волшебство. Впечатление такое, что этот талантливый молодой музыкант ощущает мир через музыкальный инструмент, ставший неотъемлемой частью его жизни. Столь полное духовное слияние - показатель высочайшего мастерства, подтверждаемого каждым без исключения концертным выступлением.

Заслуженный артист Азербайджана (звание получил в 30 лет!), обладатель Гран-при «Кленовый лист» и титула «Паганини тара» международного Ниагарского фестиваля, лауреат множества конкурсов музыкантов-исполнителей, постоянный участник масштабного проекта «Мир мугама», руководитель инструментального ансамбля, президентский стипендиат, доцент Национальной консерватории - и это далеко не все, что мог бы рассказать о себе Сахиб Пашазаде, обладающий не только редким исполнительским дарованием, но и способностью быть неким организующим центром, регулирующим важные музыкальные процессы.

Успех к Сахибу пришел довольно рано, что было, видимо, предначертано свыше: его природная музыкальность, пытливый ум, не ограниченное узкими рамками основной специальности стремление к знаниям, среда, в которой происходило формирование, - абсолютно все сопутствовало его успешному профессиональному становлению. Целеустремленность и трудолюбие этого талантливого музыканта вызывают к нему уважение не только представителей молодого поколения, но и корифеев национального музыкального искусства.

Сколько добрых слов говорится в адрес С.Пашазаде авторитетнейшими личностями во время проведения мугамных конкурсов, в рамках которых Сахибу отводится особая роль! Он - участник международных фестивалей «Шелковый путь», проводимых Союзом композиторов Азербайджана. Имя этого талантливого, разностороннего по своему дарованию музыканта можно увидеть на афишах международных фестивалей - Гара Гараева, Габалинского. Искусство азербайджанского тариста украшает многочисленные музыкальные проекты, проводимые как в республиканском масштабе, так и на широком географическом пространстве. Надо ли удивляться тому, что Сахибу Пашазаде посвящают произведения композиторы, а его имя в афишах воспринимается как залог успешного концертного проекта.

Но ни слава, ни профессиональная востребованность, ни признанное мастерство - ничто не меняет сути этого замечательного музыканта: он прост в общении, скромен, с готовностью принимает приглашения выступить и на некоммерческих творческих мероприятиях; независимо от «высоты» концертного проекта вкладывает в свое выступление душу, сердце и огромную любовь к музыке, жизни и людям.

Сахиба с полным правом можно назвать народным любимцем, его популярность столь велика, что порой, по его же признанию, он не решается зайти в социальную сеть: «Вести переписку в таком масштабе - просто невозможно. Открываю свою почту, но, видя количество присланных посланий, в испуге выхожу из интернета. Возможно, те, кто меня знает, удивятся, услышав, так сказать, из первых уст, что я при всей своей активности - человек замкнутый и у меня совсем не много друзей».

- Сахиб, а как вы сами объясняете такой факт?

- Дело в том, что в понятие «дружба» я вкладываю очень глубокий и емкий смысл. Сколько написано о том, что такое дружба, но как должны складываться такие отношения - у каждого свое видение. Одни считают, что друг познается в беде, другие ставят такое утверждение под сомнение: друг не всегда тот, кто будет с вами в тяжелую минуту, а тот, кто сможет пережить ваше счастье, быть с вами, когда вам хорошо... По-моему, и то, и другое верно. Но поверьте, творческие люди немного другие: им больше, чем кому-то, необходимо оставаться наедине со своими мыслями, отгородившись от будничной суеты и… лишних проблем.

- И вам это удается?

- Далеко не всегда. Не буду скромничать, большое счастье, когда ты нарасхват. И дело тут не в удовлетворении собственных амбиций, а в профессиональном интересе. Порой удивляюсь, как же мне удается справляться со столь невероятными нагрузками! Я участвовал во всех проводимых в Азербайджане мугамных фестивалях, мне посчастливилось выступать с разнообразными концертными программами и коллективами на четырех континентах, более чем в 40 странах мира. Играть на чужой сцене на незнакомом для многих слушателей национальном инструменте - большая ответственность. Но как слушают!

Азербайджанский инструментарий, без преувеличения, - потрясающее явление, обладающее просто магическим воздействием. И тар здесь играет далеко не последнюю роль. Его звуки завораживают, увлекают за собой в мир великого искусства музыки. Мой тар - это часть меня, и очень важная часть. При этом с большим удовольствием играю музыку современных композиторов, которые в настоящее время уделяют немалое внимание национальным инструментам. Только за последнее время появился ряд достойных произведений с включением тара в партитуру самых различных, порой нетрадиционных составов исполнителей.

- Ваш приход в музыку продиктован желанием родителей или…

- И желанием родителей, и «или», за которым стоит моя любовь к музыке, проявившаяся достаточно рано. А иначе, наверное, и быть не могло, ведь передо мной был и есть пример моего отца - народного артиста Азербайджана, профессора Агаверди Пашаева. Его жизнь неразрывно связана с музыкой. Руководитель трех государственных коллективов: Оркестра народных инструментов, Ансамбля песни и танца имени Фикрета Амирова, а также Детского оркестра народных инструментов - отец к тому же занимается еще и преподавательской деятельностью, руководит кафедрой «Оркестровка и дирижирование» Национальной консерватории. На такой основе как пройти мимо музыки?

Обучаться игре на таре я начал с 12 лет. Скажем прямо, поздновато, конечно, но с другой стороны, для семи-восьмилетнего ребенка держать в руках тар - серьезная физическая нагрузка, справиться с которой совсем не просто. До тара я пять лет занимался по классу фортепиано, а переключившись на тар, бесконечно полюбил этот инструмент, что вполне закономерно, ведь мой отец начинал как тарист. К тому же у меня были замечательные педагоги - Сарвар Ибрагимов и Акиф Новрузов, к которым я испытываю глубочайшее уважение и благодарность.

Став старше, я понял, насколько мудро поступил папа, приобщив меня сначала к фортепиано. Благодаря такому решению я смог получить более крепкое профессиональное образование. Совершенно объективно, как пианист я подавал надежды, играл серьезные для своего возраста программы. И сегодня многие удивляются, когда, отложив в сторону тар, я начинаю играть на рояле Шопена, Листа, Бетховена.

Еще в старших классах многие мои ровесники-музыканты уже подрабатывали, играя на различных меджлисах. Меня еще в годы учебы в консерватории приглашали преподавать в музыкальной школе. Я очень хотел работать, но отец это желание не одобрял: «Занимайся своим таром, придет время - поймешь меня». Ослушаться, как и до конца понять его, я не мог, ведь время было сложное, любое вложение в семейный бюджет стало бы не лишним. Прошло время, и сегодня могу точно сказать: мудрые советы отца неоднократно сыграли в моей жизни судьбоносную роль.

- Сахиб, не сочтите за вольность, но ставшее популярным выражение «мы с ним сроднились» зримо отражает ваши взаимоотношения с таром.

 

- Вполне соответствует истине. Тар - универсальный инструмент, его возможности поражают: он прекрасно сочетается с симфоническим оркестром (как тут не вспомнить гениальную оперу Узеира Гаджибейли «Кероглу»!), с различными инструментальными составами. Тар успел покорить и поклонников Евровидения. Помните выступление Айсель Теймурзаде и Араша? Так вот, инструментальный отыгрыш на таре в их песне исполнил я (запись была сделана в Киеве).

Но все не так просто: тар требует к себе особого отношения. Я навсегда запомнил наставление моего педагога Акифа Новрузова: «Относись к своему инструменту как к живому существу». Перед концертом я обязательно обращаюсь с просьбой о благословении к Всевышнему, а потом - к тару: «Ты можешь меня поднять или уничтожить, но я предан тебе».

Благодаря своему инструменту я постигаю тайны профессии, вместе с ним я увидел мир, испытал успех и великое счастье быть человеком искусства. Как-то перед выходом на сцену я поцеловал тар. Рядом стоял певец, на его лице готова была появиться улыбка, но, посмотрев на меня, он с пониманием сказал: «Благодарность - великое дело, именно тару ты и обязан тем, что сегодня имеешь». И это действительно так. Перефразируя великого Мстислава Ростроповича, скажу, что тар - это голос моей души.

Мне часто говорят, что моя внешность и тар - непривычное сочетание. Но краски унаследованы мною по отцовской линии, так что я не первый тарист со светлыми волосами и голубыми глазами.

- Сахиб, вы много концертируете - происходят ли в бесконечной череде выступлений события, особо значимые для вас?

- Незначимых концертов для меня не бывает, другое дело - выступления, ставшие в моей биографии этапными. В этом отношении самую большую творческую радость испытал в 25 лет, выступив в качестве солиста с симфоническим оркестром Бурсы под управлением профессора Рауфа Абдуллаева. Приглашение такого высокого профессионала, как Рауф муаллим, я воспринял как огромную честь и был счастлив, что оправдал его надежды.

Большую роль в моем профессиональном становлении играет участие во всех проводимых в Азербайджане мугамных фестивалях. При этом никогда не откажу себе в удовольствии сыграть новую музыку. Иногда приходится держать «в каждой руке по два арбуза». Представьте себе такое наложение: мугамный конкурс, концерт, фестивали Гара Гараева и «Мир мугама»!

Был случай, когда в Мехико проводилось два концерта азербайджанской музыки. Во время первого я выступал в Москве, а на второй - с трудом, но все-таки успел прилететь. В Москве - снег, а в Мехико 30-градусная жара! А как отказаться от одной из поездок? Такое для меня просто невозможно, мне интересно все. Я ведь еще и преподаю в Национальной консерватории. И это тоже интересно.

Однажды кто-то из моих родственников, обратившись ко мне, мечтательно сказал: «Иногда я тебе завидую: берешь тар - и вперед в Америку!». Я даже немного обиделся и попытался открыть ему глаза: «Пока ты получаешь все удовольствия от жизни, я работаю, не зная ни праздников, ни выходных. Даже на собственной свадьбе сыграл на своем таре - и в такой день с ним не расстался!»

- Вы произнесли фразу «мне интересно все» - что скрывается за ней?

- Всего не перечислишь! Быть хорошим специалистом (независимо от сферы деятельности) предполагает образованность, широту интересов. Не желая никого обидеть, попытаюсь передать своими словами информацию, опубликованную сравнительно недавно в одном из американских научных журналов. В статье отмечается, что ученые Университета Вандербильта исследовали влияние занятий музыкой на работу человеческого мозга. Известно, что наш мозг состоит из двух полушарий, из которых левое отвечает за абстрактное и логическое мышление, в том числе речь, а правое - за пространственное, образное мышление и творческие процессы.

Как отмечает известный американский ученый Брэдли Фолли, именно музыканты (в сравнении с немузыкантами) чаще используют оба полушария, что позволяет им лучше справляться с любыми творческими задачами, в том числе не связанными непосредственно с музыкой.

 

Комментировать эту информацию я не берусь, вернусь лучше к вашему вопросу. Восточная философия утверждает, что человек направленностью мысли может многого добиться. Еще с детства я очень увлекался боевыми видами искусства. Засматривался фильмами с Брюс Ли, а «Стань водой!» смотрел множество раз, и это было очень поучительно: можешь менять свою форму, взгляды, но оставайся чистым в своих помыслах и делах!

В школе мне были интересны занятия по физике, химии. Я всегда много читал и, несмотря на нехватку времени, не упускаю возможности зайти в книжный магазин и приобрести заинтересовавшую меня новинку. В настоящее время больше читаю о жизни творческих людей, о различных направлениях изобразительного искусства. Во время поездок не отказываю себе в удовольствии посетить художественные выставки, музеи. Но музыка - ей нет равных! Это важная часть моей жизни, а может быть, и сама жизнь: пусть пафосно, но зато правда.

- Сахиб, в свете рассказанного вами о новом открытии ученых Университета Вандербильта, предлагаю вам творческое задание: могли бы «нарисовать» свой словесный автопортрет?

- Во мне прочно уживаются два начала: современность и консервативность. С огромным интересом знакомлюсь с произведениями искусства, созданными моими современниками, в имидже стараюсь соответствовать модным тенденциям, что распространяется и на членов моей семьи. При этом прочно опираюсь на национальные традиции, которые свято чтут в нашем доме. Представьте, моему деду было 78 лет, а его брату -70, и младший не позволял себе притронуться к сигарете в присутствии старшего брата. Такие же уважительные отношения сохраняются и между мной и моим младшим братом Мамедом и, надеюсь, будут продолжены моими детьми.

Я - настоящий Скорпион, хотя родился на стыке с Весами. Характер властный - не хочу, чтобы мои решения комментировались, оспаривались. Но не люблю побеждать слабых, получаю удовлетворение от победы над равными или более сильными. Могу с уверенностью сказать, что мой характер закалился в многочисленных конкурсных состязаниях.

Я всегда стремился к тому, чтобы движущей силой для меня было не имя отца, а мой собственный успех, мои личные достижения. Но, подчеркну еще раз: именно отец был и остается для меня высочайшим примером серьезного отношения к избранному для себя делу.

Понять, что значит быть родителем, можно, лишь когда тебе самому выпадает такое счастье. Наблюдая за своими детьми (Захре четыре года, Мехти на год младше), начинаю порой восхищаться и гордиться ими - конечно же, тихонько, про себя. Как-то подумал: если я так воспринимаю своих малышей, что же тогда должен чувствовать мой отец, когда я в качестве солиста исполняю вместе с руководимым им оркестром концертное произведение!

Моей маме, Гюльсум ханым, неоднократно приходилось «отбиваться» от соседей, выражающих недовольство по поводу моих домашних занятий музыкой. А сейчас, видя меня, они приветливо улыбаются, искренне демонстрируя свое расположение. Меня очень трогало, когда мама, еще до моей женитьбы забирая в стирку мою взмокшую после концерта рубашку, сокрушалась: «Каким же трудом ты зарабатываешь!». Иметь таких родителей - великое счастье!

Женился я в 30 лет. Можете представить, как этого момента ждали мои родители. Не могу сдержать улыбку, вспоминая, кто только не пытался найти мне невесту! Но судьба предоставила эту возможность тому, кто больше всего об этом мечтал, - моей маме. «Поверь мне хотя бы один раз!», - сказала она, рассказывая о понравившейся ей девушке. И… я поверил. Познакомился, влюбился, мы поженились, у нас двое замечательных детей, и все мы счастливы. Вместе с Кямалей в наш дом вошло много добрых событий. Поговаривают, что у моей жены «легкая нога».

- Беседовать с человеком, столь позитивно настроенным, благодарным своей судьбе, - одно удовольствие! Есть ли что-то еще, чего вы ждете от жизни?

 

- Я бесконечно благодарен Всевышнему за то, что имею. Но человек без мечты? Это плохо, так не должно быть. Наши желания - разумные и добрые - это стимул жить, совершенствоваться, быть лучше, чем ты есть на данный момент, раскрывать в себе новые грани. Не буду скрывать, хочу стать всемирно известным исполнителем, своим искусством пропагандировать азербайджанский тар и национальное искусство. Не отказался бы сняться в фильме, хотя бы в маленьком эпизоде, - чувствую в себе актерский потенциал. И еще: так хочется выступить с сольным концертом и на бис, неожиданно для многих, сыграть на рояле технически сложное, развернутое произведение. Во время этого исполнения мой тар будет обязательно рядом - я с ним неразлучен!

 

Рая АББАСОВА

Каспiй.-2015. - 17 октября.- С. 16-17.