Венские гастроли

 

Эльчин Ширинов: Джаз - то состояние души, из которого не хочется выходить

 

МУЗЫКА

 

В одном из лучших джаз-клубов Австрии состоялся сольный концерт известного азербайджанского джазового пианиста Эльчина Ширинова. О том, как он прошел, читателям газеты «Каспiй» рассказывает сам музыкант.

- Этот концерт я провел со своими музыкантами из Лондона - барабанщиком и басистом. Оба живут в Лондоне, хотя один - англичанин, а второй - итальянец. Полтора года назад они посетили одно из моих выступлений, и с тех пор мы работаем вместе. Почти год «Эльчин Ширинов трио» выступает в клубах и на концертных площадках Европы. В программу нашего выступления в Вене вошли азербайджанские фольклорные песни в моей аранжировке.

- Кто стал его организатором и как часто вы проводите подобные встречи?

- Организатором выступил Азербайджанский культурный центр в Вене. Но не только эта структура бывает организатором наших концертов. Часто помогает Министерство культуры и туризма, Фонд Гейдара Алиева, иногда Азербайджанский культурный центр в Париже, а порой и различные джаз-фестивали Европы. Например, в декабре меня пригласили выступить с концертом в Афинах, его организатор - Культурный центр Онасиса. Бывают и совместные проекты с различными музыкантами.

- То есть у вас достаточно насыщенная концертная деятельность?

- Может, это прозвучит нескромно, но так оно и есть. Я не жалуюсь, всегда об этом мечтал.

- Какие произведения вы исполняли в Вене?

- Мы сыграли известные азербайджанские композиции в моей аранжировке - песню Узеира Гаджибекова «Deyirlerki Toy Olacaq» из музыкальной комедии «О olmasin, bu olsun», вальс Гара Гараева из балета «Семь красавиц» и другие.

- Принимаете ли в расчет менталитет публики при подборе репертуара, выступая в той или иной стране?

- Я стараюсь делать то, что мне нравится, что по душе. А аудитория на концертах собирается именно та, которая хочет слушать меня. Европейский зритель очень чуткий и понимающий. Там принято после работы почти ежедневно посещать концерты, оперу или балет, но прежде они проверяют через интернет, кто выступает, какая программа запланирована, и выбирают что-то на свой вкус. Я стараюсь не подстраиваться под аудиторию - в противном случае это будет нечто искусственное, перестанет быть моей музыкой.

- Европейский и бакинский зритель сильно различаются?

- Еще как! У нас на концертах аудитория, к сожалению, не столь тактична: зрители не отключают мобильные телефоны и даже не снижают громкость на них, могут запросто беседовать прямо во время выступления, тем самым отвлекая музыканта от работы. Такого в Европе, конечно, не увидишь. Там на концертах такая тишина, что ощущаешь буквально каждого зрителя, и между исполнителем и слушателем происходит полноценный энергетический обмен.

- Как по-вашему, с чем это связано? Ведь никого на концерт силком не тянут, все приходят по доброй воле…

- Если бы я знал... Раньше думал, что моя музыка не нравится, и даже комплексовал по этому поводу, но потом заметил, что и на концертах великих музыкантов происходит то же самое. На мой взгляд, нужны какие-то телепередачи, рассказывающие, как вести себя в том или ином месте, а в концертных залах должны присутствовать люди, контролирующие обстановку. Я был как-то на концерте в Карнеги-холл в Нью-Йорке. И знаете, там секьюрити каждому при входе напоминают, что пользоваться телефонами и снимать представление нельзя, а тех, кто не будет соблюдать эти правила, выведут из зала. И все сразу понимают. А у нас одни делают селфи, другие - куда-то звонят, ведут переговоры, причем даже не вполголоса. Это не то чтобы раздражает, просто хочется, чтобы и у нас, как во всем мире, на концертах была соответствующая атмосфера.

- Давайте обратимся к истокам, а именно - к тем временам, когда вы впервые начали постигать азы музыки.

- Мои старшие братья учились в музыкальной школе. Старший, Эмин, играл на кларнете, а средний, Аяз, - на таре. Дома было пианино, так как на нем они тоже иногда играли. А я, будучи еще ребенком, буквально влюбился в этот инструмент: мои завтраки, обеды, ужины непременно проходили где-то поблизости от него. И тогда мой старший брат, заметив, что я научился подбирать мелодии из мультфильмов и фильмов, стал покупать мне кассеты с джазовой музыкой. Именно тогда я влюбился в джаз, а после знакомства с прекрасным музыкантом Вагифом Садыховым начал исполнять его.

- Получается, любовь к музыке вам привили братья. А музыкальная школа или другие музыкальные заведения в вашей жизни были?

- К сожалению, никаких музыкальных заведений я не оканчивал. Но брал частные уроки и по джазу, и по классике.

- Кто ваши педагоги?

- Здесь - Вагиф Садыхов, а в Америке я учился у Кевина Хейса и Аарона Голдберга. Кроме того, несколько уроков мне удалось получить у Якова Окуня.

- А почему именно джаз - чем он так зацепил вас тогда, что не оставляет по сей день?

- Это трудно передать словами, джаз - то состояние души, из которого не хочется выходить.

- С того момента, как вы впервые сели за инструмент, и по сей день, когда уже собираете целые концертные залы, ваше отношение к музыке изменилось?

- Я постоянно открываю для себя что-то новое, когда сажусь за инструмент, и этот процесс, надеюсь, бесконечен.

- А помните свое первое выступление на публике - когда это было и где?

- Первое мое выступление состоялось в Baku Jazz Centre, и я понял тогда, что сцена - это то, чего я всегда хотел, к чему стремился.

- А страха перед выступлением не было?

- Перед роялем я впадаю в некое особое состояние, в котором нет места страху. Только удовольствие, осознанность присутствия и блаженство.

- Вы погружаетесь в себя?

- Да. Вернее - в музыку, причем со всеми, кто в этот момент присутствует на сцене.

- Как произошло, что вы стали заниматься аранжировкой и играть свою музыку?

- Это приходит не сразу. Знаете, похоже на то, когда человека спрашивают: как ты научился играть в футбол, или, скажем, кататься на велосипеде? Вот это - то же самое. Как именно произошло, я уже не помню, но знаю, что стал это делать и до сих пор делаю.

- Ваши произведения исполняет кто-то помимо вас?

- Нет, только я и мои музыканты.

- Многие музыканты не хотят, чтобы их композиции исполнял кто-то еще, поскольку считают, что их могут испортить…

- Я так не считаю. Просто пока я хочу исполнять их сам. Но если начнут играть и другие музыканты, я буду этому только рад.

- В скором времени в Баку стартует очередной джаз-фестиваль. Вы участвуете в нем?

 

- Да, мой концерт в рамках фестиваля пройдет 1 ноября в Мугам-центре. Кроме того, я запланировал не пропустить концерт Чарльза Ллойда.

- Интересно, где выигрышнее слушается музыка Эльчина Ширинова - в автомобиле, на большой сцене, в клубе?

- Все зависит от предпочтений слушателя, это - дело вкуса. Лично мне больше нравится играть на джаз-фестивалях и в джаз-клубах.

 

Виктория ТРЕТЬЯКОВА

Каспiй.-2015.- 20 октября.- С. 13.