Гянджинский дебют

 

Тогрул Ахмедов: Я не хочу быть похожим на других…

 

ТВОРЧЕСТВО

 

В Баку в Yeni Gallery состоялась персональная выставка художника из Гянджи - Тогрула Ахмедова. Это событие привлекло внимание азербайджанских мастеров кисти, общественных деятелей и молодежи.

Стены галереи едва вместили всех желающих насладиться творениями художника. Всего на суд зрителей Тогрул Ахмедов представил 30 живописных полотен, отображающих красоты родного края. Художник постарался перенести на свои картины все цвета многогранной палитры. Темы, выбранные им, не могли оставить равнодушными любителей живописи: тут и горные деревушки, и лесные поляны, и деревенские пейзажи с их колоритом и культурой.

В чем черпает художник вдохновение, Тогрул Ахмедов рассказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй».

- Тогрул, что для вас искусство?

- В первую очередь - выражение внутреннего мира.

- А как вы пришли в мир художества?

- Мне было шесть лет, когда я в первый раз взял кисть и… испортил картину своего отца. Мой отец - художник, с ним мы часто ходили на природу, где он рисовал этюды. Меня завораживало это действо - как мастерски он клал мазки, превращая белый холст в подлинный предмет искусства. Именно он впервые рассказал мне, сколько цветов можно обнаружить в обычном, казалось бы, небе. Сегодня я могу сказать, что первым вдохновителем для меня был отец.

- Вдохновителем и учителем?

- И первым учителем. А потом, в 8 лет, я начал ходить в художественную школу, потому что иной раз быть хорошим художником оказывается мало, чтобы суметь передать все навыки ученику. Но каждый раз, когда я заходил в мастерскую отца, меня словно привораживали негромко звучащая музыка Бетховена и запах красок. Когда я рисую, порой даже не замечаю, как за окном темнеет.

- Вы окончили Гянджинский педагогический колледж?

- Да, факультет рисования и черчения. А уже в 2007 году я стал членом Союза художников.

- То, что отец был художником, стало определяющим при выборе вашей профессии?

- Нет, я сам выбрал этот путь.

- Вы отметили, что в мастерской у него всегда звучала классика, а вы тоже используете музыкальное сопровождение?

- Да. От музыки порой зависит все исполнение картины, музыка очень вдохновляет.

- А что вы обычно слушаете?

- Классику. Причем как азербайджанских композиторов, так и мировых. Музыка помогает полностью погрузиться в мир, в котором ты творишь.

- Отец направлял вас в творчестве?

- Он часто давал мне советы, но ни в коем случае ни к чему не принуждал - потому что художество, как любое искусство, требует свободы.

 

- Он часто вас критиковал?

- Бывало, но и ему, и мне это нравилось. У нас все проходило в процессе обсуждения и беседы.

- Как к вам приходит вдохновение?

- Меня очень вдохновляет природа. Порой так и хочется взять краски и переложить на холст экстравагантные цвета неба или пожелтевшей травы среди осенних деревьев.

- А что помимо природы вам нравится изображать?

- Я рисую все, но природа мне больше по нраву.

- И есть любимые места, где вы пишете?

- Я очень люблю море, но его нет у нас в Гяндже, поэтому чаще всего творю в окружении гор. Я люблю писать их, у них какая-то своя, неземная энергетика. А когда проезжаю мимо маленьких деревень, всегда их фотографирую, а потом дома с фотографии пишу картины. Таких работ у меня много. Но, как говорит мой отец, на фотографии не так точно можно увидеть цвета, кроме того, глаз отдыхает при виде натуральных оттенков. С натуры картина получается более реалистичной, иной раз удается чуть ли не запах свежескошенной травы перенести на холст...

- Где вы чаще работаете - на природе или в мастерской?

- Весной творчество начинается с маковых полей, где я работаю до августа, а зимой перебираюсь в мастерскую.

- Какой стиль вы предпочитаете и почему?

- В стилях, как и в инструментах, стараюсь импровизировать. Например, когда пасмурно и хочется передать это в работе, лучше использовать акварель. А вообще, я предпочитаю писать маслом. На этюдах погода часто меняется, приходится ловить момент, с этим и связана частая смена цвета на картинах.

- Значит, самое сложное в вашей работе - передать атмосферу, дух?

- Именно. Эту неописуемую красоту, этот миг так и хочется положить на холст. По картине можно уловить настроение художника в тот момент, когда он работал над ней.

- Как вы относитесь к современному искусству и всевозможным экспериментам в творчестве?

- Значение термина «современное искусство» сегодня стало очень уж растянутым. Я, например, не желаю быть похожим на других, хочу найти что-то новое в творчестве.

- В Баку сегодня молодежь очень увлекается живописью, а как с этим у вас на родине?

- Сегодня в Гяндже творчеством никто не интересуется. Мы работаем «в стол». Никто не ходит на выставки, которые и без того очень редки. Поэтому я и решил провести свою первую персональную выставку в Баку.

- Как вы считаете, в чем причина и какой выход из этой печальной ситуации?

- Мне кажется, если бы у нас в каждом городе была какая-то организация, нечто вроде домов культуры, творческим людям стало бы намного легче. Мне очень обидно, что я приехал из Гянджи, открыл здесь выставку, а из родного города никто не проявил к этому интереса. Никто даже не поздравил меня. Какой же это пример для молодежи, кому захочется быть невостребованным? Но я не намерен останавливаться, буду и дальше проводить выставки - в других странах и городах, где к этому проявляют интерес.

- А в Гяндже вы организовывали какие-то выставки?

- Нет, а для кого, если нет интереса к искусству? Конечно, в Баку я бы добился большего, но очень привязан к своему городу.

 

- Давайте поговорим о вашей экспозиции. Сколько времени вы готовились к ней?

- К выставке я готовился очень тщательно, начал еще в марте. Для вернисажа выбрал именно те работы, которыми хочу запомниться зрителю. Все они из моей новой коллекции. Сейчас уже продумываю концепцию своей следующей выставки, к которой хочу прибавить абстракцию и искусство модерна.

- Много ли художников в вашем родном городе?

- У нас есть хорошие художники, но самая большая проблема - отсутствие каких-либо заведений для нас. Мечта любого творца - чтобы его творения не остались незамеченными. Если бы сегодня раскупали работы художников в Гяндже, то им было бы на что приобретать краски и холсты.

- Получается, сегодня заниматься искусством в Гяндже просто невыгодно?

- Да, потому что даже самому талантливому художнику вместо того, чтобы рисовать, приходится подрабатывать. Нам нужен грамотный организатор. И мне очень больно наблюдать, как пропадает наша талантливая молодежь.

- Сегодня у вас была первая персональная выставка - каковы впечатления от дебюта?

- Эта выставка меня очень вдохновила. Она может дать какую-то надежду не только мне, но и другим гянджинским художникам.

 

Виктория ТРЕТЬЯКОВА

Каспiй.-2015. - 24 октября.- С. 19